Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) подготовить оценку ситуации с ценами на транспортные услуги для продукции растениеводства и предложения по ее стабилизации. Он также поручил Минтрансу вместе с Минсельхозом и ФАС разработать механизмы регулирования цен на транспортные цены, пишет РБК по итогам межведомственного совещания, которое прошло в пятницу, 24 марта. Два участника мероприятия рассказали изданию, что на нем обсуждались цены на транспортные услуги и влияние их роста на рентабельность производства у сельхозпроизводителей. Один из собеседников сообщили, что министр Патрушев отметил, что на фоне рекордного урожая зерна сложности с логистикой могут привести к рискам: рост цен на транспортные услуги сказывается на закупочных ценах у аграриев, а цены на зерно продолжают снижаться. На подготовку механизмов регулирования цен на транспортные услуги Патрушев отвел министерствам и ФАС две недели. Проработку таких решений подтвердили изданию в Минсельхозе. В министерстве добавили, что сейчас рассматривается также вопрос обеспечения внутреннего рынка вагонами-хопперами (перевозят сыпучие грузы, в том числе зерно) и возможность господдержки для их покупки. В ФАС сообщили, что занимаются проблемами, которые обсуждались на совещании 24 марта. В 2022 году Россия собрала рекордный урожай зерновых — по данным Росстата, 153,8 млн т. Экспорт зерна в 2022 году отставал от среднегодовых значений. В результате в России скопились запасы зерна на 260 млрд рублей, оценивали эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» (ранее McKinsey). Аналитики предупредили тогда, что хранение излишков может привести к снижению маржинальности растениеводства. Они рекомендовали каждый месяц направлять на экспорт объемы, близкие к рекорду — более 4 млн т зерна. В Минсельхозе отметили, что рекордный урожай зерновых в 2022 году «внес большой вклад в продовольственную безопасность и экспортный потенциал России», но признали, что логистическая инфраструктура получила дополнительную нагрузку, а цены на транспортные услуги значительно выросли. Основные направления экспорта российского АПК требуют морской перевозки, которая осуществляется главным образом через порты на юге России, в основном — Азово-Черноморского бассейна. Один из собеседников РБК привел цифры, которые были представлены на совещании: Стоимость внутренних перевозок также выросла: для автотранспорта в среднем на 50%, а по железной дороге — в два раза, отмечает другой собеседник РБК. Наряду с серьезным ростом транспортных тарифов рынок сталкивается и с дефицитом вагонов-хопперов (зерновозов), добавил он. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский рассказал, что транспортировка зерна подорожала в зависимости от логистического плеча на 500–2000 рублей. По данным, которые привел один из участников совещания, в Волгоградской, Пензенской и Самарской областях удорожание логистики снизило закупочную цену зерна в среднем примерно на 1000 рублей; в Ростовской области цена закупки зерна упала на 2300 рублей. По словам Злочевского, в прошлом году тонна пшеницы четвертого класса стоила около 15 000–16 000 рублей, а сейчас ее стоимость на юге России — около 11 000 рублей. В отдаленных регионах цены у сельхозпроизводителей упали ниже себестоимости — до 9000 рублей за тонну, а цена фуражной пшеницы доходит вообще до 7000 рублей. По его словам, транспортные услуги составляют около 20–30% в себестоимости зерна (2000–3000 рублей при средней цене пшеницы четвертого класса 9000–10 000 за тонну). Меры по стабилизации цен на транспортные услуги «однозначно нужны», считает Злочевский. Больше интересного из рубрики "Бизнес"
Власти разработают механизм регулирования цен на перевозку зерна
27 марта 202327 мар 2023
8
3 мин