Найти тему
Forbes Russia

Власти разработают механизм регулирования цен на перевозку зерна

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) подготовить оценку ситуации с ценами на транспортные услуги для продукции растениеводства и предложения по ее стабилизации. Он также поручил Минтрансу вместе с Минсельхозом и ФАС разработать механизмы регулирования цен на транспортные цены, пишет РБК по итогам межведомственного совещания, которое прошло в пятницу, 24 марта. Два участника мероприятия рассказали изданию, что на нем обсуждались цены на транспортные услуги и влияние их роста на рентабельность производства у сельхозпроизводителей. Один из собеседников сообщили, что министр Патрушев отметил, что на фоне рекордного урожая зерна сложности с логистикой могут привести к рискам: рост цен на транспортные услуги сказывается на закупочных ценах у аграриев, а цены на зерно продолжают снижаться. На подготовку механизмов регулирования цен на транспортные услуги Патрушев отвел министерствам и ФАС две недели. Проработку таких решений подтвердили изданию в Минсельхозе. В министерстве добавили, что сейчас рассматривается также вопрос обеспечения внутреннего рынка вагонами-хопперами (перевозят сыпучие грузы, в том числе зерно) и возможность господдержки для их покупки. В ФАС сообщили, что занимаются проблемами, которые обсуждались на совещании 24 марта. В 2022 году Россия собрала рекордный урожай зерновых — по данным Росстата, 153,8 млн т. Экспорт зерна в 2022 году отставал от среднегодовых значений. В результате в России скопились запасы зерна на 260 млрд рублей, оценивали эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» (ранее McKinsey). Аналитики предупредили тогда, что хранение излишков может привести к снижению маржинальности растениеводства. Они рекомендовали каждый месяц направлять на экспорт объемы, близкие к рекорду — более 4 млн т зерна. В Минсельхозе отметили, что рекордный урожай зерновых в 2022 году «внес большой вклад в продовольственную безопасность и экспортный потенциал России», но признали, что логистическая инфраструктура получила дополнительную нагрузку, а цены на транспортные услуги значительно выросли. Основные направления экспорта российского АПК требуют морской перевозки, которая осуществляется главным образом через порты на юге России, в основном — Азово-Черноморского бассейна. Один из собеседников РБК привел цифры, которые были представлены на совещании: Стоимость внутренних перевозок также выросла: для автотранспорта в среднем на 50%, а по железной дороге — в два раза, отмечает другой собеседник РБК. Наряду с серьезным ростом транспортных тарифов рынок сталкивается и с дефицитом вагонов-хопперов (зерновозов), добавил он. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский рассказал, что транспортировка зерна подорожала в зависимости от логистического плеча на 500–2000 рублей. По данным, которые привел один из участников совещания, в Волгоградской, Пензенской и Самарской областях удорожание логистики снизило закупочную цену зерна в среднем примерно на 1000 рублей; в Ростовской области цена закупки зерна упала на 2300 рублей. По словам Злочевского, в прошлом году тонна пшеницы четвертого класса стоила около 15 000–16 000 рублей, а сейчас ее стоимость на юге России — около 11 000 рублей. В отдаленных регионах цены у сельхозпроизводителей упали ниже себестоимости — до 9000 рублей за тонну, а цена фуражной пшеницы доходит вообще до 7000 рублей. По его словам, транспортные услуги составляют около 20–30% в себестоимости зерна (2000–3000 рублей при средней цене пшеницы четвертого класса 9000–10 000 за тонну). Меры по стабилизации цен на транспортные услуги «однозначно нужны», считает Злочевский. Больше интересного из рубрики "Бизнес"