841 подписчик

Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица на Небо.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Одно из воскресений Поста, дорогие братья и сестры, посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Это был игумен горы Синайской. Синай, как мы знаем находится на Аравийском полуострове. Это та гора, на которой Моисей получил скрижали -10 заповедей, которые стали основой всех ветхозаветных установлений нравственных. Кроме того, на Синае были получены Моисеем от Бога, те религиозные установления, которые создали ветхозаветной культ. Скиния свидения, в которой совершались ветхозаветные богослужения, она была устроена по прямому указанию Бога.

И вот именно в этом месте, не где-то в другом, у подножия этой горы, подвизался преподобный Иоанн Лествичник. И оставил нам удивительную книгу, которая называется «Лествица». Лествица восхождения, не просто на вершину горы, а в Царство Небесное. Во обители райские, в место, где пребывает Господь. И где возможно блаженное сопребывание с Богом души человеческой. Лествица эта состоит не из вещественных каких - то ступеней, пусть и космического корабля какого-нибудь. Люди всё пытаются освоить небеса. Вначале полетели в атмосферу, потом захотели пройти жесткие слои атмосферы и выйти космос. Но пока только в ближайший космос удалось выйти, но все это, все равно в чувственном мире находится, все эти расстояния и пространства. Никакой космический корабль не достигнет той высоты, на которой обитает Бог.

Видение преподобного Иоанна Лествичника
Видение преподобного Иоанна Лествичника

В свое время, вавилонские строители, строили Вавилонскую башню, чтобы достигнуть того места, где обитает Господь. И где находится какой-то другой мир, но ничего из этого не вышло. Наоборот после этого произошла катастрофа, разделение человечества. И люди перестали друг друга понимать. Этот процесс интеграции всех человеческих усилий, он в какой-то момент закончился, когда Бог решил сойти и посмотреть, что там делают эти люди. На Небо надо по- другому восходить. На Небо надо восходить по той лествице, нравственной лествице, которая находится внутри самого человека, в сердце человека. И вот по этой лестнице можно войти в ту обитель, где обитает Сам Господь. И само сердце наше может стать тем местом, где пребывает Господь. Вот об этом учат нас святые отцы.

И может возникнуть вопрос, а зачем все это нам, людям мирским, живущим в мегаполисе, эта монашеская проблематика, все эти все духовные наставления? Когда наша жизнь, она в суете, в земных попечениях. И дай Бог, чтобы во всем этом земном, нам научиться хотя бы не злиться, не обижаться, не сквернословить, не лукавить с ближним своим, учиться выполнять честно и хорошо свои обязанности. Например, в учебе или в профессиональном каком-то деле. А на самом деле, эти духовные сентенции, эти духовные законы, которые приоткрывает нам прп.Иоанн Лествичник в своей книге, адресованы не только к монашествующим, но и ко всем христианам. Мы можем уразуметь азы той духовной науки, которая нам необходима в борьбе с грехом и со страстями.

На центральном аналое в 4-ю Неделю Великого Поста
На центральном аналое в 4-ю Неделю Великого Поста

Святые отцы называли эту духовную борьбу наукой из наук, и искусством из искусств. Конечно есть в этой науке профессора, академики. Они были как раз, именно те люди, которые из своей душевной жизни создали ту лабораторию духа, в которой совершалось опытное постижение взаимодействия с Господом. Проникновения в благодать Бога, в жизнь Божию. Святые, они стали причастными этой благодати, они предоставили себя Богу. Как прп.Серафим Саровский говорил: как железо ковачу (кузнецу), так я передал себя и свою волю Господу Богу, чтобы Господь, все что нужно из меня выковал.

И святые отцы, они смогли всецело предаться Богу. Потому что их вера не была не столь маленькой, столь ограниченной, какая она у нас бывает. Маловерной попросту говоря. Их вера была самоотверженной, поэтому они достигли этих высот духа. Но они нам могут помочь. Помочь разобраться в самых простых житейских, бытовых вещах. Потому что часто человек не понимает.. вот его раздражает что-то, он злится, он не находит себе места, он теряет мир душевный, он не может понять, а что с ним происходит. Он идет к каким-нибудь психологам, психоаналитикам. Сейчас много всяких людей, которые пытаются вести человека к счастью. Но как сказано в Евангелии «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

И очень часто так и получается. Потому что, на чем чаще всего эта психология современная построена? На человеческом самолюбие, на человеческом эгоизме. И вокруг этого все эти тренинги, вся эта недооцененность самого себя. Или какая-нибудь проблема, связанная с теми или иным комплексами, страхами человека. А проблема то в другом. Человек не может жить без своего Творца. Как еще в Ветхом Завете пророк Исаия сказал «вол знает владельца своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).

И если человек не знает Бога, вся его жизнь она все равно ущербна, она вся все равно извращена, она вся все равно патологична, по определению. Поэтому, чтобы наша жизнь действительно стала гармоничной, чтобы она по- настоящему стала счастливой, надо быть с Богом. Потому что, как сказал блж.Августин «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». А человек всё чего-то ищет. Каких-то коучей придумал, которые будут его куда-то наставлять и куда-то вести. А куда они его приведут? В дремучий лес, собственных извращенных представлений. Где только земное, и это потолок, а больше ничего нет.

В телескоп посмотреть на звезды, вот и все на что способен человек в его падшем состоянии. Ну или куда-то подняться в космические пространства, где ни жизни, где ничего нет. Где на самом деле состояние материи еще более ущербное, чем оно здесь на земле, где Бог создал все условия, чтобы человек мог жить в разнообразном и прекрасном мире. А там просто темнота и даже звука нет, только шум. И притяжение земное даже не действует на того человека, который в неестественном состоянии находится, вся его кровеносная система и прочее.

Поэтому, надо искать то Небо, на котором обитает Господь Иисус Христос. Куда Он вознесся после своего преславного Вознесения от земли, в человеческой Своей природе. Это Небо оно недостижимо ни какими земными измерениями. И преподобный Иоанн Лествичник нам говорит об этом Небе, говорит об этом совершенствование в этом восхождении. И все эти вещи они могут быть приложимы в практической нашей жизни. Мы сможем разобраться, а почему меня раздражение? А оно от гордыни, чаще всего. А почему меня уныние, а потому что действительно печали века сего, они обладают душой. И не может быть человек беспечален, как говорит преподобный Серафим, если он не презрел этот мир.

Или у человека какая то привязанность, пристрастие земное. Сейчас это называется психоактивная зависимость. От чего это происходит? А потому что нету Бога, а если нет Бога, то появляется на месте Бога идол, и человек этому идолу служит. И удовольствие становится тем основным устремлением человека, ради которого, и вокруг которого выстраивается человеческая жизнь. А человек может просто от этого деградировать и деградировать, как от алкоголя, от наркотиков и других зависимостей, которые просто разрушают человеческую личность на корню.

Строим храм.
Строим храм.

Поэтому наше здоровье, и душевное, и психическое, и телесное, оно с Богом только может быть настоящим. И только Господь может действительно наделить жизнь человека той гармонией, тем равновесием, тем совершенством, ради которого был создан Богом человек. Дай Бог, чтобы мы учились у этих духовных профессоров, как преподобный Иоанн Лествичник, как прп.Авва Дорофей, как прп.Иоанн Кассиан Римлянин, как преподобный Макарий Египетский, конечно прп.Исаак Сирин, это вообще высота великая. Как Антоний Великий и другие святые отцы. Мы находим их слова в «Добротолюбии», и в других отдельных книгах, которые сейчас все доступны. И мы можем получить ту духовную пищу, которая поможет нам разобраться в себе, разобраться в душевной нашей жизни и настроить нас на тот духовный камертон, совершенствование в Боге, к которому призывает нас Святая Церковь. Призывают нас и монашествующие, и миряне, которые совершили этот подвиг в своей жизни и достигли Царствия Небесного. Аминь.

26.03.2023г. протоиерей Иоанн Чураков

Друзья, подписывайте на наш канал в Яндекс.Дзен: Славное Успение

Подать онлайн записки, требы в храм