Издревле ювелирные украшения были не только усладой взгляда, но и надёжным вложением средств на чёрный день. На ювелирные украшения русичи никогда не жалели денег, создавая подушку безопасности на будущее, но самый надёжный ювелирный вклад на будущее подвергался самым незначительным правкам со стороны ювелира, по большей части его создавали сами русичи, а по основному своему элементу это украшение получило название "монисто".
Из всех традиционных русских украшений монисто имеет самую запутанную историю, неизвестно даже, где и когда оно появилось, считается, что монисто - исконно славянское украшение и родилось оно из обыкновенных бус, к которым модницы для красоты и как оберег добавляли безделушки, изготовленные местным кузнецом, но с другой стороны подобного рода украшения широко известны и другим народам, так, императрица Византии Феодора на мозаике VI века изображена с монисто или его подобием на шее, имеются также и иные свидетельства.
Появление на Руси иноземных монет существенно повлияло на жизнь русичей и в первую очередь - на их украшения, в том числе и монисто, важными элементами которого они стали, символизируя богатство их носительницы и являясь неприкосновенным запасом на чёрный день. Такую же роль в монисто играли круглые или овальные золотые, серебряные и бронзовые бляхи, нательные крестики, а также бусы из янтаря, красного коралла и жемчуга, чередуя которых по несколько раз, мастера создавали настоящие шедевры.
На протяжении веков монисто было важным элементом русского народного костюма, служа и как украшение, и как оберег, защищающий горло и грудь женщины от всевозможного негатива, и как неприкасаемый запас на чёрный день, и как реклама потенциальной невесты. Монисто превосходно справлялось со всеми поставленными перед ним задачами, но в конце XVI - начале XVII веков на Руси наступило Смутное время и монисто из оберега и украшения превратилось в магнит для грабителей всех мастей, что вынудило русских заменить его богатой вышивкой на одежде, используя сами монисто только по большим праздникам.