В настоящее время в нашу повседневную жизнь все больше и больше проникает понятие «мобильности». Это происходит, не зависимо от сферы применения данного понятия: это и связь, это и транспортная зависимость человека и экономики в целом, это и просто сфера жизнеобеспечения.
Однако есть область, в которую данное понятие вошло лишь незначительно – это человеческое жилище. Не смотря на все годы, прошедшие с начала разработок в данной области, а здесь нельзя не упомянуть таких теоретиков мобильной архитектуры как: И. Фридман, П. Мэймон, Группа «7» в составе К. Кикутаке, Н. Курокава, Ф.Маки, М. Отака, Н. Кавадзоэ и К. Танге, группа «ARCHIGRAM», Ги Готье, Д. Райдельбах, Г. Крутиков, Н. Ладовский, К. Мельников и др., эта сфера человеческой деятельности так и осталась практически на уровне теории. В реальной жизни из всего потенциала знаний и возможностей, открываемых мобильностью, используется лишь малая толика и то лишь в области обеспечения жилищем и техническими мощностями отдельных видов народно-хозяйственной деятельности, таких как: геологоразведка и добыча углеводородного сырья, выпасное скотоводство, научная экспедиционная деятельность. Опять-таки надо оговориться, что использование идет только частичное.
Таким образом, на протяжении более 50 лет, а если брать самые первые теоретические предпосылки возникновения мобильной архитектуры, то получится значительно больше, не было сделано практически ни одной попытки внедрения принципов «мобильности» в реальную архитектуру. Вернее сказать, такие попытки были, но остались на уровне единичных случаев, не нашедших ни своих последователей, ни дальнейшего широкого применения. В настоящее время подобные сооружения воспринимаются скорее, как некие арт-объекты архитектурной среды городов и вызывают восхищение лишь узкой группы людей, получивших специальное, зачастую именно архитектурное или дизайнерское образование.
Конечно, все это [мобильность в статических объектах] значительно удорожает как сам процесс строительства, так и проектирование подобного рода сооружений. К сожалению, на современном этапе развития российской стройиндустрии и жилищного строительства, именно огромная разница между реально затраченными средствами и прибылью, полученной после реализации объектов архитектуры, а также неизменно растущий спрос на данный вид продукции дает возможность не задумываться и далее над вопросами развития как вопросами архитектуры в целом, так и возможностями ее «мобилизации» в частности.
Вот здесь, говоря о мобильности архитектуры, стоит немого отойти в сторону и дать некоторые пояснения. Как уже отмечалось в ранее, понятие «мобильности» в архитектуре очень многогранно и может интерпретироваться с разных сторон применительно к каждой конкретной ситуации по-разному. В данном случае мы имеем дело с той ее разновидностью, которую автор понимает, как «мобильность внутреннюю», то есть с таким видом мобильности, при котором приспособление объекта к текущим условиям происходит без изменения общих объемно-конструктивных параметров путем трансформации внутреннего пространства объекта, его интерьера, при этом как материальные, так и трудозатраты, а также время, необходимое на проведение данных изменений должно быть минимальным. Именно последние параметры переводят объект в сферу влияния мобильной архитектуры, в противном случае данный процесс мало чем отличается от обычной перепланировки с сопутствующим ей затяжным ремонтом.
Вот здесь мы и встаем перед вопросом о необходимости кардинально менять сам подход к проектированию жилых зданий. Небезызвестно, что любой объект обладает фактором морального износа. И если раньше этот срок приближался к 25-30 годам (по эстетическим требованиям) то теперь, с развитием экономики, изменением норм проектирования и требованиям к энергоэффективности здания, а также резко возросшим уровнем семейной миграции это срок сократился до 5, а иногда и менее лет, и все это на фоне того, что сроки физического износа конструктивного остова зданий могут превышать не одно столетие.
Так почему бы нам, архитекторам, работающим в новом тысячелетии, людям, в чьих домах будут жить внуки и правнуки нынешней молодежи не задуматься над этим вопросом и уже сейчас не заложить в своих проектах возможности их дальнейшего изменения. Почему даже сейчас, в нынешних экономических условиях, когда «ценой архитектуры» является «квадратный метр», что само по себе ужасно, мы продолжаем резать объем на коробочки, не задумываясь над последующими поколениями живущих. Мало того, в только что построенных домах мгновенно начинаются перепланировки, именуемые ныне модным словом «дизайн», хотя в большинстве случаев они имеют очень опосредованное отношение к этому высокому искусству.
Почему бы нам, и в первую очередь инвесторам не начать думать о людях – о тех, кто будет жить в спроектированных и построенных нами домах. Почему бы нам не начать делать из «места для проживания» место, где мы будем жить, место, где будет обитать душа человека – его храм жизни.
Однако в настоящее время данный процесс начинает затрагивать мобильную архитектуру не только в устоявшейся трактовке данного понятия. Термин «мобильный» или «мобильность» все чаще и чаще начинают применять к объектам ранее никогда таковыми не признаваемым. В настоящее время все чаще начинает упоминаться необходимость внедрения мобильности в обычную <стационарную> систему домостроения. В частности, это является одним из основополагающих моментов в доктрине развития жилища в России известной под наименованием «Российский дом будущего». В концепции, предлагаемой данным документом ясно прослеживается несколько иная трактовка понятия «мобильный» именно как «изменяемый», а не «перемещаемый».
Данная концепция сводится к тому, чтобы изначально заложить в жилые дома возможность без каких бы то ни было крупных финансовых и временных затрат заново приспособить имеющееся у человека жилище к изменившимся условиям: социальный или экономический статус, изменение состава семьи, иное резкое увеличение численности проживающих в данной жилой ячейки (гости), смена поколений, или просто менять свое жилище «по настроению».
Так же рассматривается вопрос о возможности в обозримом будущем перейти на концепцию мобильной жилой ячейки, имеющей возможность перемещаться в пространстве вместе со своим «хозяином» и подсоединяемую в любом необходимом человеку месте к глобальным сетям обеспечения (водопровод, канализация, энергообеспечение, информационные сети) по принципу «Plug&Play». Подобная система уже рассматривалась ранее группой «Archigram», И Фридманном и В. Йонасом, однако в данном случае она выходит на несколько иной, индивидуальный уровень взаимоотношений «человек-жилище-простанство». В данном случае появляется возможность создания так называемых «гостевых городов» или «гостевых кварталов» внося мобильные по своей сути объекты с стационарную городскую среду.
«Гостевой город» - это система, приходящая на смену городам-спутникам крупных городов или гостиниц, рассчитанных на длительное проживание. Он представляет собой пространственный каркас, связанный с системой транспортных и инженерных коммуникаций «Города-хозяина» и обеспечивающий точки для подключения собственных жилых ячеек для приезжающих. Структура данной системы такова, что обеспечивает возможность и альтернативного ее применения в качестве уплотняющего фактора для крупнейших городов без понижения уровня комфортности проживания за счет создания альтернативных сетей обеспечения и коммуникаций. Одновременно с этим создается новый блок рабочих мест, рассчитанный на использование их как жителями «гостевого города», так и уже существующим населением.