Найти тему
Archi Miele

Внедрение принципов мобильности в статическую архитектуру

Вращающиеся башни Дэвида Фишера (Иллюстрация с сайта estatemebel.ru)
Вращающиеся башни Дэвида Фишера (Иллюстрация с сайта estatemebel.ru)

В настоящее время в нашу повседневную жизнь все больше и больше проникает понятие «мобильности». Это происходит, не зависимо от сферы применения данного понятия: это и связь, это и транспортная зависимость человека и экономики в целом, это и просто сфера жизнеобеспечения.

Однако есть область, в которую данное понятие вошло лишь незначительно – это человеческое жилище. Не смотря на все годы, прошедшие с начала разработок в данной области, а здесь нельзя не упомянуть таких теоретиков мобильной архитектуры как: И. Фридман, П. Мэймон, Группа «7» в составе К. Кикутаке, Н. Курокава, Ф.Маки, М. Отака, Н. Кавадзоэ и К. Танге, группа «ARCHIGRAM», Ги Готье, Д. Райдельбах, Г. Крутиков, Н. Ладовский, К. Мельников и др., эта сфера человеческой деятельности так и осталась практически на уровне теории. В реальной жизни из всего потенциала знаний и возможностей, открываемых мобильностью, используется лишь малая толика и то лишь в области обеспечения жилищем и техническими мощностями отдельных видов народно-хозяйственной деятельности, таких как: геологоразведка и добыча углеводородного сырья, выпасное скотоводство, научная экспедиционная деятельность. Опять-таки надо оговориться, что использование идет только частичное.

Таким образом, на протяжении более 50 лет, а если брать самые первые теоретические предпосылки возникновения мобильной архитектуры, то получится значительно больше, не было сделано практически ни одной попытки внедрения принципов «мобильности» в реальную архитектуру. Вернее сказать, такие попытки были, но остались на уровне единичных случаев, не нашедших ни своих последователей, ни дальнейшего широкого применения. В настоящее время подобные сооружения воспринимаются скорее, как некие арт-объекты архитектурной среды городов и вызывают восхищение лишь узкой группы людей, получивших специальное, зачастую именно архитектурное или дизайнерское образование.

Мобильные ячейки на модуле-носителе (Проект Венера Жака Фреско thevenusproject.com)
Мобильные ячейки на модуле-носителе (Проект Венера Жака Фреско thevenusproject.com)

Конечно, все это [мобильность в статических объектах] значительно удорожает как сам процесс строительства, так и проектирование подобного рода сооружений. К сожалению, на современном этапе развития российской стройиндустрии и жилищного строительства, именно огромная разница между реально затраченными средствами и прибылью, полученной после реализации объектов архитектуры, а также неизменно растущий спрос на данный вид продукции дает возможность не задумываться и далее над вопросами развития как вопросами архитектуры в целом, так и возможностями ее «мобилизации» в частности.

Вот здесь, говоря о мобильности архитектуры, стоит немого отойти в сторону и дать некоторые пояснения. Как уже отмечалось в ранее, понятие «мобильности» в архитектуре очень многогранно и может интерпретироваться с разных сторон применительно к каждой конкретной ситуации по-разному. В данном случае мы имеем дело с той ее разновидностью, которую автор понимает, как «мобильность внутреннюю», то есть с таким видом мобильности, при котором приспособление объекта к текущим условиям происходит без изменения общих объемно-конструктивных параметров путем трансформации внутреннего пространства объекта, его интерьера, при этом как материальные, так и трудозатраты, а также время, необходимое на проведение данных изменений должно быть минимальным. Именно последние параметры переводят объект в сферу влияния мобильной архитектуры, в противном случае данный процесс мало чем отличается от обычной перепланировки с сопутствующим ей затяжным ремонтом.

Капсульная башня «Накагин», Токио, арх. Кисё Курокава
Капсульная башня «Накагин», Токио, арх. Кисё Курокава

Вот здесь мы и встаем перед вопросом о необходимости кардинально менять сам подход к проектированию жилых зданий. Небезызвестно, что любой объект обладает фактором морального износа. И если раньше этот срок приближался к 25-30 годам (по эстетическим требованиям) то теперь, с развитием экономики, изменением норм проектирования и требованиям к энергоэффективности здания, а также резко возросшим уровнем семейной миграции это срок сократился до 5, а иногда и менее лет, и все это на фоне того, что сроки физического износа конструктивного остова зданий могут превышать не одно столетие.

Так почему бы нам, архитекторам, работающим в новом тысячелетии, людям, в чьих домах будут жить внуки и правнуки нынешней молодежи не задуматься над этим вопросом и уже сейчас не заложить в своих проектах возможности их дальнейшего изменения. Почему даже сейчас, в нынешних экономических условиях, когда «ценой архитектуры» является «квадратный метр», что само по себе ужасно, мы продолжаем резать объем на коробочки, не задумываясь над последующими поколениями живущих. Мало того, в только что построенных домах мгновенно начинаются перепланировки, именуемые ныне модным словом «дизайн», хотя в большинстве случаев они имеют очень опосредованное отношение к этому высокому искусству.

Почему бы нам, и в первую очередь инвесторам не начать думать о людях – о тех, кто будет жить в спроектированных и построенных нами домах. Почему бы нам не начать делать из «места для проживания» место, где мы будем жить, место, где будет обитать душа человека – его храм жизни.

Однако в настоящее время данный процесс начинает затрагивать мобильную архитектуру не только в устоявшейся трактовке данного понятия. Термин «мобильный» или «мобильность» все чаще и чаще начинают применять к объектам ранее никогда таковыми не признаваемым. В настоящее время все чаще начинает упоминаться необходимость внедрения мобильности в обычную <стационарную> систему домостроения. В частности, это является одним из основополагающих моментов в доктрине развития жилища в России известной под наименованием «Российский дом будущего». В концепции, предлагаемой данным документом ясно прослеживается несколько иная трактовка понятия «мобильный» именно как «изменяемый», а не «перемещаемый».

Данная концепция сводится к тому, чтобы изначально заложить в жилые дома возможность без каких бы то ни было крупных финансовых и временных затрат заново приспособить имеющееся у человека жилище к изменившимся условиям: социальный или экономический статус, изменение состава семьи, иное резкое увеличение численности проживающих в данной жилой ячейки (гости), смена поколений, или просто менять свое жилище «по настроению».

Мобильная ячейка "Марсельской единицы" Ле Корбюзье (uxdesign.cc)
Мобильная ячейка "Марсельской единицы" Ле Корбюзье (uxdesign.cc)

Так же рассматривается вопрос о возможности в обозримом будущем перейти на концепцию мобильной жилой ячейки, имеющей возможность перемещаться в пространстве вместе со своим «хозяином» и подсоединяемую в любом необходимом человеку месте к глобальным сетям обеспечения (водопровод, канализация, энергообеспечение, информационные сети) по принципу «Plug&Play». Подобная система уже рассматривалась ранее группой «Archigram», И Фридманном и В. Йонасом, однако в данном случае она выходит на несколько иной, индивидуальный уровень взаимоотношений «человек-жилище-простанство». В данном случае появляется возможность создания так называемых «гостевых городов» или «гостевых кварталов» внося мобильные по своей сути объекты с стационарную городскую среду.

«Гостевой город» - это система, приходящая на смену городам-спутникам крупных городов или гостиниц, рассчитанных на длительное проживание. Он представляет собой пространственный каркас, связанный с системой транспортных и инженерных коммуникаций «Города-хозяина» и обеспечивающий точки для подключения собственных жилых ячеек для приезжающих. Структура данной системы такова, что обеспечивает возможность и альтернативного ее применения в качестве уплотняющего фактора для крупнейших городов без понижения уровня комфортности проживания за счет создания альтернативных сетей обеспечения и коммуникаций. Одновременно с этим создается новый блок рабочих мест, рассчитанный на использование их как жителями «гостевого города», так и уже существующим населением.