154,2K подписчиков

Обзор фильма «Бешенство»

930 прочитали

Аскольд Кристинин о новом фильме с Алексеем Серебряковым

Аскольд Кристинин о новом фильме с Алексеем Серебряковым Жанр: триллер, драма.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко.
В ролях: Алексей Серебряков, Всеволод Володин, Евгений Ткачук, Георгий Дронов.

Жанр: триллер, драма.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко.
В ролях: Алексей Серебряков, Всеволод Володин, Евгений Ткачук, Георгий Дронов.
Год выпуска: 2023.

Зима, Сибирь, охота, водка, сума, тюрьма, медведь-прокурор — знакомые до дрожи каждому русскому национальные мотивы и сюжеты. Среди всего этого несколько клюквенного антуража и разворачивается сюжет фильма «Бешенство». Что, собственно, происходит на экране? Авторитарный и жёсткий отец (Алексей Серебряков) привозит сына-героинщика (Всеволод Володин) на малую родину (Алтай) для лечения и реабилитации от наркозависимости. Чёрный японский джип мчит героев прямиком в сибирские морозы, почти как в известной ресторанной песне советского недорокера Кузьмина. Надо сказать, что для острастки панорама природы, по которой и едет внедорожник, представлена в перевёрнутом виде, а горный ландшафт напоминает оскал свирепого хищника, что как бы намекает на дальнейшее развитее событий. Далее зритель знакомится с суровыми и беспощадными методами народной медицины в области наркологии, которыми отец пытается выгнать из сына хмурого и изворотливого демона. А тут ещё одна напасть — у животных, живущих в сказочном диком лесу, случается бешенство, и они начинают безрассудно нападать на вооружённых и не очень людей. Теперь главный герой разрывается между борьбой за жизнь с кровожадными волками и сильнейшим желанием сына вмазаться по вене во чтобы это ни стало.

Аскольд Кристинин о новом фильме с Алексеем Серебряковым Жанр: триллер, драма.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко.
В ролях: Алексей Серебряков, Всеволод Володин, Евгений Ткачук, Георгий Дронов.-2

В жанровом отношении картину можно обозначить как снежный триллер или таёжный ужастик — благо, растерзанные человеческие трупы в фильме действительно присутствуют. За этот любопытный жанр взялся не новичок в кино, но дебютант в кинострашилках Дмитрий Дьяченко. Этот режиссер хорошо знаком массовому зрителю по семейным фильмам «Чебурашка», «Последний богатырь», а также многим развлекательным телепроектам для канала СТС. Иными словами, если ты снял несколько сверхприбыльных работ — то ты имеешь право попробовать снять что-нибудь и в угоду собственным желаниям. В итоге получился довольно крепкий одноразовый фильм, который, скорее всего, без следа растворится в мутном и некогда бурном прокатном потоке. Коктейль из маскулинной справедливости, постоянной перспективы умереть, сделав следующий шаг, социального кошмара и приправленный щепоткой запоздалых сантиментов, всегда нравился отечественному зрителю. Разумеется, если его грамотно приготовить и со вкусом подать.

Отдельного внимания достоин актёрский состав фильма. Серебряков как всегда блестяще воплотил образ волевого и сильного русского мужика и вопреки сложившейся традиции, выпивает в кадре всего пару стопок водки (что тем не менее не избавляет фильм от титра про злоупотребление алкогольной продукции). Можно сказать, что на Алексее и держится сюжет, кастинг и игра остальных актёров, из которых следует отметить Евгения Ткачука и Георгия Дронова. Ткачук и Серебряков уже играли в паре в фестивальной, но вполне приличной комедии про Витьку Чеснока и Лёху Штыря. А Дронов смог удачно перевербоваться из придурковатого Костика Воронина (тупой одноименный ситком на федеральном канале) в человека с печатью русской обреченности на лице.

Аскольд Кристинин о новом фильме с Алексеем Серебряковым Жанр: триллер, драма.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко.
В ролях: Алексей Серебряков, Всеволод Володин, Евгений Ткачук, Георгий Дронов.-3

Пожалуй, самым слабым местом кинокартины является сценарий. Сценарист «Чернобыля» (всего лишь фильм с Козловским, а не пятисерийный шедевр от НВО), «СуперБобровых» и фильма «Родные» сделал свою работу с явными прорехами и откровенно слабыми местами. Иногда, скатываясь в откровенную чернуху (например, сцена на кладбище в начале фильма, которое представляет из себя местный филиал «Клуба 27»), сценарий петляет среди так до конца и непонятной в причине возникновения, но, тем не менее, весьма лютой ненависти между отцом и сыном. Нелепости (большие и маленькие) сопровождают работу на протяжении всего хронометража — это и странноватые поступки героев (например, оставить патроны с дробью в УАЗике или не выбросить изъятый у подростка-наркомана героин), и бессмысленные, ничего не раскрывающие монологи персонажей, и слишком очевидный закос под запад в поворотах сюжета. Попытка же раскрыть тему зависимостей (будь то наркотики, алкашка, игра в PlayStation, любовь к баблу или к человеку) превратилась в типичные обобщения, не лишенные гротескного деления исключительно на чёрное и белое. Либо ты алчешь денег и готов выворачивать этот мира наизнанку ради круглого счёта на своей карте, либо живёшь в тайге с дикими зверями и тебе вообще не нужны ни денежные знаки, ни государство. Третьего якобы не дано. А пресловутая проблема отцов и детей решается довольно просто — совместным попаданием в экстремальную ситуацию и прохождением через переживаемый (или непереживаемый) хоррор. Тургенев наверняка бы удивился, хотя... не факт!

Аскольд Кристинин о новом фильме с Алексеем Серебряковым Жанр: триллер, драма.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко.
В ролях: Алексей Серебряков, Всеволод Володин, Евгений Ткачук, Георгий Дронов.-4

Помимо прочего, хочется отметить и операторскую работу Юрия Никогосова (сериалы «Псих», «Чики»). Разумеется, такую сногсшибательную натурную локацию как сибирская тайга снять откровенно паршиво вряд ли получилось бы, но, как известно, нет предела совершенству. У Юрия как раз и не получилось снять плохо. Тайга в его объективе — полноценный действующий персонаж: не положительный, не отрицательный, но определённо не второстепенный. А быт и жизнь деревни, мастерски показанной оператором в картине, нагоняют жути, чуть ли не больше, чем клыкастые лесные убийцы.

Подводя итоги вышесказанному, отмечу — пересматривать эту работу не захочется точно, ибо она далеко не шедевр, но неплохо скоротать вечер под неё все же получится. Всё-таки проверенные западом сюжетные ходы, наложенные на реально случившуюся у нас историю, дают неплохой результат. А герои, доведенные обстоятельствами почти до состояния пещерных людей, способны вызвать интерес у публики, скучающей по хорошему настоящему кинематографу. Плюс — в кадре реальные живые дрессированные волки, правда, привезенные из Венгрии, а не из Тамбовских или Брянских лесов. И как фон, который почти не замечаешь — та самая Россия, в которой даже медведь не прокурор.

Аскольд Кристинин о новом фильме с Алексеем Серебряковым Жанр: триллер, драма.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко.
В ролях: Алексей Серебряков, Всеволод Володин, Евгений Ткачук, Георгий Дронов.-5

Так как в фильме затронуто несколько тем, то подборок из похожих фильмов будет две.

Из фильмов о борьбе с наркозависимостью:
— «Аптечный ковбой» (реж. Гас Ван Сент, 1989 г).
— «Обед нагишом» (реж. Дэвид Кроненберг. 1991 г).
— «На игле» (реж. Дэнни Бойл, 1995 г).
— «Дневник баскетболиста (реж. Скотт Кэлверт, 1995 г).
— «Реквием по мечте» (реж. Даррен Аронофски, 2000 г).
— «Трафик» (реж. Стивен Содерберг, 2000 г).

Из фильмов о столкновении человека с опасными животными:
— «На грани» (реж. Ли Тамахори, 1997 г).
— «Схватка» (реж. Джо Карнахан, 2010 г),
— «В лабиринте гризли» (реж. Дэвид Хэкл, 2013 г).
— «Роковой маршрут» (реж. Адам МакДональд, 2014 г).

Аскольд Кристинин для портала Альтерлит

Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.