Найти тему
35 подписчиков

Рассказы, очерки и публицистика Марка Твена. Марк Твен - непотухший вулкан. Политика США не изменилась за эти годы.

Здесь я делюсь впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь также потратит время на их прочтение. И не пожалеет об этом.

Здесь я делюсь впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь также потратит время на их прочтение. И не пожалеет об этом.

Сегодня хотел бы поделиться весьма неоднозначными впечатлениями от прочтения сразу двух книг - томов 10 и 11 собрания сочинений М. Твена, которое было издано в 1961 году. Заголовок про непотухший вулкан придуман не мной. Под таким названием в 1940 году в США как раз и вышли многие короткие произведения Марка Твена, которые не были опубликованы при его жизни. Тем более, что и сам Марк Твен понимал, что не все его произведения могли быть опубликованы. В томе 10 собраны произведения 1863-1893 годов.

Здесь я делюсь впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь также потратит время на их прочтение. И не пожалеет об этом.-2

А в томе 11 - произведения последних лет жизни. По этим произведениям можно проследить эволюцию взглядов автора.

Здесь я делюсь впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь также потратит время на их прочтение. И не пожалеет об этом.-3

Довольно сложно провести грань между рассказами, очерками и публицистикой. Есть, конечно, и произведения в чистом стилистическом виде, но, чем старше становится автор, тем эта грань размытее. Я сильно сомневаюсь, что кто-то последует по моему пути и прочтёт эти два тома. Потому что, во-первых - найти эти книги уже не так просто, а во-вторых - они довольно толстые - от 600 до 700 страниц каждый том. И возить их с собой , чтобы читать по пути на работу - довольно проблематично. Но, будем надеяться, что творчество Марка Твена уже перенесено в интернет и эта проблема стоит не так остро. А уж если вы хотите взглянуть на жизнь в США лет этак 120-170 назад, то уж более острого глаза, чем у Марка Твена вам не найти. Что касается политики США, то об этом будет в конце статьи, так как политическая тематика стала проникать в творчество М. Твена с возрастом. Так, видимо, и со всеми бывает. По крайней мере с мужчинами. Начинаем скучать и верить телевизору.

Передо мной стоит довольно сложная задача, так как эти произведения очень различны и вызывают разные эмоции и мысли. Всё начинается с юмористических рассказов, с которых и началась популярность Твена. Таким образом, его можно назвать прапрадедушкой современных стэндаперов (ужасное слово). Времени, конечно, прошло много, но юмор Твена по прежнему может развеселить и читателя 21 века. Меня развеселил, хотя - в силу возраста - это непросто. Особенно вспоминается рассказ "Как лечить простуду". Когда Твен потерпел финансовый крах, он, чтобы избавиться от долгов, поехал по Европе с лекциями. За словом лекция скрывалось чтение со сцены именно юмористических рассказов. Об этом я уже писал в других статьях о произведениях М. Твена. Таким образом, Твен зарабатывал тем, что сейчас получило такое большое распространение, что уже даже не смешно. Когда сутками смеются целые телевизионные каналы - по моему мнению - это чересчур. Кстати, и в те времена он уже не был лидером в этой сфере. Главным хохотуном США тогда был Артимес Уорд, который при встрече с Твеном разыграл его. Об этом Твен оставил рассказец "Моя первая беседа с Артимесом Уордом". Современным торговцам смехом было бы небезынтересно ознакомиться с репертуаром М. Твена. Правда, очень многие из его рассказов сейчас просто не прошли бы цензуру, а в США, уверен, его бы засудили за самые различные виды дискриминации. Особенно, и не только в коротких произведениях, от Твена доставалось индейцам. Прочтя рассказ "Ниагара" вы в этом убедитесь. Рассказ "Сиамские близнецы" точно бы не понравился никому из таких близнецов. Хвала Создателю, что таких людей крайне мало и они - ни тогда, ни сейчас - не объединялись в группы для защиты своих интересов. Тогда бы Твену несдобровать. Не говоря уже о линчевании негров - причем очень жестокими способами - к примеру, вывалять в дёгте и сжечь заживо - о котором в этих двух томах говорится нередко. К примеру в статье "Соединённые линчующие штаты". Что уж говорить о неграх, если в "Детективе с двойным прицелом" от линчевания еле спасли самого Шерлока Холмса. Это произведение пародия на жанр детектива, который тогда стремительно набирал популярность. Ещё есть пара рассказов о китайцах. Описываемое отношение к китайцам тоже нельзя назвать толерантным - считалось, что они отбирают рабочие места и им тоже доставалось изрядно. "Друг Гольдсмита снова на чужбине" - сначала китайца эмигранта затравили собаками, а потом бросили в тюрьму, где оштрафовали, а так как денег не было (их все изъяли чиновники по прибытии в США), то засадили на 10 суток. Из этого рассказа я узнал, что в те годы в судах США китаец не мог свидетельствовать в пользу китайца, только белые могли. Чего они, понятное дело, не делали, так как китайцев они как-то не очень. Вообще, сложно поверить, что США сейчас так уж толерантны по национальному признаку. После того, что у них там долгие годы творилось. "Роман эскимосской девушки" можно назвать ироничным по отношению к эскимосам. Две параши в ледяном доме - как признак эскимосского богатства. В общем, национальная тематика не была чужда великому писателю. И полиции тоже от него доставалось. Но кроме этого, Твен смеялся над огромным количеством вещей, которые дают представление о жизни в США во второй половине ХIХ века - от воспитания детей до технического прогресса. К примеру "Укрощение велосипеда" (интересно какую модель он укрощал) или "Телефонный разговор". И, конечно, над жадностью, глупостью, ханжеством, продажностью и некомпетентностью газетчиков и чиновников (Твен много работал в газетах), коррупцией, описание которой поражает воображение. Впрочем, вряд ли в то время в Российской империи всё было безоблачно в этой сфере - тоже творились жуткие вещи, которые и описывали наши классики. Над всем тем, над чем всегда будут смеяться. А иногда и плакать. Отдельно хотел бы отметить "Дневник Евы" и "Дневник Адама", как возможность мужчинам и женщинам посмеяться над самими собой, что всегда полезно. Давать краткое описание всех коротких произведений - дело не благодарное. Но выделю самые яркие: любовно-сентиментальные "Банковый билет в 1000000 фунтов стерлингов" - сдаётся мне, что авторы старого американского фильма "Поменяться местами" с Эдди Мерфи - ознакомились с этим произведением; "Красный кружок" - сентиментальная история времён Кромвеля. Отличная повесть о жадности, которая позабыла о порядочности "Человек, который совратил Гедлиберг" - пожалуй, главное произведение обоих этих томов. О том, что не стоит делить шкуру неубитого медведя - "Наследство в тридцать тысяч долларов". О путешествии в загробный мир - "Путешествие капитана Стормфилда в рай". Все эти произведения захватят ваше внимание и позволят провести несколько приятных часов за чтением. Далее перечислять не буду и начну двигаться к финишу.

Кроме юмористических рассказов есть и весьма душещипательные. К примеру, рассказ "Правдивая история, записанная слово в слово, как я её слышал". Очень жалостливо - "Хижина дяди Тома" в миниатюре. О том, как у негритянской рабыни продали всех детей в разные места. Тут уж не до смеха. Или "Рассказ собаки" - то, что описано там, сейчас является уголовным преступлением. По крайней мере, в России.

Ну и теперь к политической стороне и к внешней политике США. Хочу сказать, что Марк Твен очень много пишет про демократию и явно очень гордится государственным строем США. По крайней мере, в молодые годы. Вспоминается даже поговорка про писанную торбу. С возрастом беготня с демократией становится менее активной и приходит понимание, что за демократией стоит жажда захвата новых территорий и денег. При этом монархии Твен чехвостит на чём свет стоит. Российскому монарху достаётся по полной - "Монолог царя", "Русская республика". Впрочем, было за что, раз уж Николая II всё-таки свергли. Кстати, последнее произведение Твен читал в 1906 году в одном из нью-йоркских клубов. На собрании, где собирали деньги в помощь революционному движению в России. Угадайте, кто кроме Марка Твена был вторым главным оратором на этом собрании? Максим Горький. Получается, что они были знакомы. Хотя Твену оставалось жить уже совсем немного - он умер в 1910 в возрасте 75 лет, а Максим Горький был молод и полон сил.

Памфлет "Монолог короля Леопольда в защиту его владычества в Конго" - знакомит со страшными событиями, о которых сейчас мало кто помнит. Бельгийский король Леопольд II в 1884 году добился всей полноты власти в Конго и выкачивал оттуда каучук с такой энергией, что до сих пор считают на сколько сократилось население Конго - на 30% или на 50%. Речь о миллионах погибших - то ли о 15 то ли о 25 - точно не посчитать уже. Тем, кто не выполнял норму по сдаче каучука отрубали правую руку. И в сети навалом фото чернокожих детей с отрубленными руками. Такая она - просвещённая Европа. А в конце жизни Леопольд II говорил, что всё, что он делал, он делал на благо Бельгии.

Теперь о политике США. Памфлеты "Человеку, Ходящему во Тьме", "Моим критикам-миссионерам", "В защиту генерала Фанстона" вполне чётко её обрисовывают. И авторство Твена указывает на то, что это не варварская (российская) пропаганда. В конце жизни он разочаровался в том, что в примечаниях к данным томам названо империалистической политикой США. Сейчас они торгуют демократией, а тогда действовали (впрочем, не только они) через миссионеров и особенно их интересовал Китай и Филиппины. Существовало Американское бюро заграничных христианских миссий, которое и являлось органом, который, как иронично пишет Твен - нёс Цивилизацию и Прогресс тем, кто ходит во тьме. В частности, после подавления восстания боксёров в Китае - углубляться не буду, кому интересно, посмотрите сами - в ходе которого было убито множество иностранцев и китайцев, которые приняли христианство, миссионеры подняли вопрос о возмещении ущерба. И миссионеры, в качестве возмещения ущерба, запросили сумму в несколько раз превышающую ущерб - это и служит стержнем памфлета "Моим критикам-миссионерам" - Твен перепутал: написал, что потребовали в 13 раз больше, а оказалось только на 1/3. Миссионеры требовали извинений от Твена. Впрочем, американские миссионеры ещё не такие кровожадные. Католические европейские миссионеры помимо денег (тоже многократно превышающих ущерб), попросили также 680 голов китайцев - по количеству убитых католиков. Опять же просится на язык упоминание о цивилизованной Европе. А ведь это 1900 год. Как-то головами брать несолидно уже. В общем, Твен пришёл к выводу, что Прогресс и Цивилизация обходятся китайцам довольно дорого.

Теперь о Филиппинах, которыми в конце ХIХ века владела Испания и которым США искренне помогали в освободительной борьбе. Исключительно ради свободы, демократии, прогресса и цивилизации. События относятся в 1896-1898 годам. США даже приютили у себя лидера освободительного движения Филиппин Агинальдо. В нужный момент его доставили на Филиппины, чтобы руками повстанцев (а вернее не руками, а оружием, которое тоже дало США - ничего не напоминает) добить испанцев, которые терпели поражение. Когда в 1898 году испанцы контролировали уже только столицу и окрестности, они заключили с США мир и продали Филиппины США за 20 млн. долларов. Всё это не понравилось филиппинцам. К тому же в самом США все газеты убеждали граждан США, что всё это делается исключительно ради свободы и демократии. Многие верили. Теперь Агинальдо стал не нужен и угадайте, что с ним сделали? Правильно, нашли в лесах, где он прятался и убили. И сделал это генерал Фанстон. Этим событиям и посвящён памфлет "В защиту генерала Фанстона", который на самом деле не очень защищает этого генерала. Дальше уже началась война филиппинцев с США, но это уже другая история, а после заключения мира с Испанией на Филиппинах появилась Гражданская комиссия из чиновников США, которая занималась угадайте чем? Правильно - решала кому и за какие деньги будут продаваться филиппинские товары. Века идут, а игры всё те же. Выводы делайте сами. А с выводами Марка Твена рекомендую ознакомиться самостоятельно. Пожалуй всё.

Буду рад тому, чему радуются все авторы тут. Читайте - прочитанного не отнять.

Источник: указанные тома, ГИХЛ, 1961 г.