Стеклянные истории Сергея Пивоварова

Сегодня мы вспоминаем талантливого гусевского художника Сергея Константиновича Пивоварова (14.04.1933 – 08.04.1999). В апреле 2023 года исполняется 90 лет со дня его рождения и 24 года со дня его смерти. Произведения С.К. Пивоварова представлены в собраниях крупнейших музеев России, Татарстана, Дагестана, Кабардино-Балкарии.

C. К. Пивоваров с вазой «Осень». Фото из архива Музея хрусталя
C. К. Пивоваров с вазой «Осень». Фото из архива Музея хрусталя

В коллекции стекла Владимиро-Суздальского музея-заповедника собрано около 200 произведений С.К. Пивоварова. Это образцы производства, созданные им в годы работы на Гусевском хрустальном заводе (ГХЗ) и Опытном стекольном заводе (ОСЗ) в г. Гусь-Хрустальном, а также более десятка авторских работ, среди которых и многопредметные композиции, и произведения уникального плана. Все работы этого художника неразрывно связаны с Владимирской землёй – её природой, памятниками архитектуры, традициями народа.

Родился Сергей Пивоваров в Сталинграде (Волгограде). В 1953 г. закончил театрально-художественное училище имени Н.В. Гоголя в г. Алма-Аты. Затем учился в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, которое окончил в 1959 г., получив специальность художника по стеклу. В 1959–1960 гг. работал художником на Гусевском хрустальном заводе. Затем в течение года трудился на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС). За это время он успел спроектировать ряд изделий, которые вошли в заводской ассортимент. В 1960 г. в коллекции Исторического музея и Русского музея в числе новых интересных образцов производства ЛЗХС поступили изделия Пивоварова, среди которых – курительный прибор и оригинальный прибор для вина. В 1960 г. С.К. Пивоваров был принят в Союз художников СССР.

В конце 1950-х гг. перед коллективом ГХЗ была поставлена задача полностью обновить ассортимент выпускавшихся изделий. Для её решения требовались профессиональные художники, которых не хватало. Опытные гусевские художники Е.И. Рогов и Б.Т. Бычков были командированы в Ленинград, где агитировали группу выпускников Высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной приехать на работу в Гусь-Хрустальный. Так молодые специалисты-прикладники – В. Филатов, Г. Черноскутов, А. Винер стали художниками Гусевского хрустального завода.

Фото Шлионского Г.Б. Владимирская область. г.Гусь-Хрустальный. Гусевской хрустальный завод. Алмазчица. 1967 г. Из собрания ГВСМЗ
Фото Шлионского Г.Б. Владимирская область. г.Гусь-Хрустальный. Гусевской хрустальный завод. Алмазчица. 1967 г. Из собрания ГВСМЗ

В 1961 году С.К. Пивоваров возвращается в Гусь-Хрустальный. Впереди ждала интересная работа по разработке новых, современных изделий. Экспериментальный цех, в который он поступил работать, был оборудован по последнему слову техники. Большой коллектив инженеров, специалистов и мастеров был дружным и сплоченным. Здесь ценили красоту и традиции. Заводской дворик был ухожен, на клумбах цвели привезённые из Москвы особые сортовые тюльпаны. Но особо подкупало то, что не только специалисты, но и рабочие относились с любовью к своему делу. К заводу, существовавшему более двух веков, они были привязаны, как птицы к родному гнезду. Пивоваров перенимал опыт старших коллег, учился хитростям работы со стеклом, узнавал специфику материала.

Смена эстетических приоритетов с приходом эпохи минимализма в декоративно-прикладном искусстве повлекла за собой полное обновление продукции. Популярность приобретали изделия из цветного гладкого стекла. Художник с увлечением проектировал посуду для сервировки стола – рюмки, бокалы и фужеры, окрашенные окислами редкоземельных элементов. Основой в этой работе была опора на культурные традиции мальцовского производства: чистота формы, конструктивная ясность, стремление создать яркий, запоминающийся образ.

Пивоваров С.К. Бокалы и рюмки. 1967 г. Из собрания ГВСМЗ
Пивоваров С.К. Бокалы и рюмки. 1967 г. Из собрания ГВСМЗ

Бокалы Пивоварова на прямой ножке с высокой округло-конической чашей, чуть подкрашенные в разные цвета, гусевчане прозвали «стройными». А маленькие полусферические рюмки, окрашенные церием в жёлтый цвет, ласково называли «полусолнышками». Большой удачей стали рюмки «Мещёрский цветок» (1967).

Пивоваров С.К. Рюмки «Мещёрский цветок». 1967 г. Из собрания ГВСМЗ
Пивоваров С.К. Рюмки «Мещёрский цветок». 1967 г. Из собрания ГВСМЗ

Яркий чистый цвет в сочетании с тонкой гравировкой, напоминающей орнамент белокаменной резьбы древнерусских храмов, придавал рюмкам национальное звучание. На республиканском конкурсе на лучший сувенир, посвящённый 50-летию Октябрьской революции, набор рюмок «Мещёрский цветок» был отмечен первой премией. В массовом производстве эти рюмки выпускались в разных цветовых сочетаниях, но без гравированного декора. Но, несмотря на это упрощение, не потеряли своего обаяния. В наши дни рюмки «Мещёрский цветок» Пивоварова являются вожделенными предметами для коллекционирования, такими же, как бокалы «Золотая свадьба» Е. Рогова или рюмки «Суздаль» В. Муратова.

А. Чуканова. Хранитель фондовой коллекции стекла

Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Продолжение следует

Часть 2. Хрустальная Россия, хрустальный хоровод

Выставка работ этого замечательного художника начнёт работать в мае этого года в в Гусь-Хрустальном филиале Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Владимиро-Суздальский музей-заповедникУ нас вы найдёте статьи, посвящённые музейным предметам – то есть вещам, которые хранятся в музеях и показываются на выставках. Все эти вещи, от обёртки мыла до золотой монеты, имеют огромное культурное значение. А ещё – у каждого из них своя история.
5,1K подписчиков