Российский рынок автомобилей, в котором и так все было нестабильно во время пандемии, переживает мощнейший кризис. В 2022 году рынок сократился на 59% — куплено только 690 тысяч машин. В 2023 году падение продолжается. Во многом причина в том, что из страны ушло большое количество иностранных брендов. Параллельно в России начали появляться новые автомобили — в основном китайские и иранское. Рассказываем о том, что сейчас можно купить.
Российский автопром
Сейчас в России продолжают производство «АвтоВАЗ», «УАЗ», «ГАЗ».
На официальном сайте Lada сейчас можно купить пять основных моделей: Granta, Vesta, Largus, Niva Travel и Niva Legend. Самая дешевая модель — Granta — обойдется вам в 679 000 рублей, но это та самая знаменитая машина без подушки безопасности. Если вы хотите что-то повеселее, то цена будет больше 700 000 рублей.
Сборкой автомобилей в России сейчас занимается и возрожденный из пепла завод «Москвич». Продаваться они будут именно под этим брендом, но автоэксперты давно разоблачили в продукции «Москвича» обыкновенные китайские автомобили. Их в разобранном виде доставляют из КНР, а в России соединяют детали обратно.
«Современный городской кроссовер Москвич 3» (копия китайского Sehol X4 (JAC JS4) обойдется вам примерно в 2 миллиона рублей в минимальной комплектации.
Китай
Рынок китайских автомобилей в России чрезвычайно широк. Есть более известные бренды, которые зашли в страну довольно давно, задолго до санкций и обвала рынка. Среди них — Chery, Geely, JAC, Haval. Последние даже построили в России собственный завод.
На официальном сайте Haval самая дешевая модель автомобиля Jolion выставлена за 1,7 миллиона рублей. Что-то посерьезнее обойдется вам уже в 3 миллиона.
Есть и огромное количество «китайцев», которые совершенно неизвестны широкому потребителю: GAC, FAW, Exeed, Great Wall, Omoda и многие другие. Недавно калининградском «Автоторе» началась сборка китайских автомобилей концерна BAIC. Углубляться в эту тему мы не будем, каждая из этих машин требует экспертного изучения под лупой,
Иран
Иранский автопром заходит в Россию через Белоруссию. Первыми в стране должны автомобили SAIPA. У них есть несколько моделей: Saina — переосмысленный KIA Pride 1986 года, Quik — почти идентичен Saina, Shahin — построен на базе Toyota B. Официально машины пока в стране не продаются, но автоэксперты обсуждают, что стоить они будут 1—1,7 миллиона рублей.
Следующими на рынок хотят зайти Iran Khodro. Иранцы, которые тоже привыкли жить под санкциями, собирают под этим брендом аналоги Peugeot, некоторых «китайцев» и собственные разработки. Когда-то, в 2006-2009 годах, они уже пробовали продавать свои машины в России, но безуспешно. Сейчас компания снова попробует зайти на российский рынок.