136 подписчиков

Дело Казем-Бека

Николай Александрович Казем-Бек родился в середине 19 века. Он был внебрачным сыном профессора-востоковеда Александра Касимовича Казем-Бека. Мальчик воспитывался в чужой семье. И только спустя годы получил право ношения отцовской фамилии.

Н.А. Казем-Бек оставил яркий след в жизни Казанской губернии, выступая активным участником местного самоуправления, а также находясь на государственной службе.

В земстве он выступил в качестве новатора в агросфере, выступая за внедрение сельхозтехники. Например, он приобрёл паровые прессы для брикетирования сена. А будучи земским начальником Казем-Бек открыл в Лаишевском уезде приют, для которого купил шерстобитку, позволившую воспитанникам зарабатывать.

Но не все начинания Николая Александровича имели успех. В ходе заготовительной кампании 1906-1907 годов с ним произошёл инцидент, получивший громкую огласку в прессе. Казем-Бек тогда совершал крупные хлебные сделки и пользовался солидным кредитом и отличной репутацией. Именно поэтому Казанская губернская земская управа заключила с ним контракт на заготовку зерна. Но из-за изменения цен на рынке контрагенты Казем-Бека не выполнили взятых обязательств, и Николаю Александровичу пришлось закупать хлеб по завышенной стоимости. В итоге Казем-Бек разорился и недопоставил хлеба на солидную сумму, полученную в качестве аванса.

Что же касается членов губернской земской управы, доверившихся авторитету Казем-Бека на хлебном рынке, то они пошли под суд. Их признали виновными в "небрежности и неправильном расходовании средств", а председателя управы П.И. Геркена отстранили от должности с обязательством возместить госказне все убытки.

О решительном характере Казем-Бека говорит еще один эпизод на общем собрании земских гласных Казанской губернии, проходившем в декабре 1905 года. Гласный В.А. Куприянов в ходе совещания заявил, что правительство не следует курсом, заданным манифестом 17 октября 1905 года и это толкает на борьбу с властью. Он поддержал радикальные партии, в частности Крестьянский союз, который на крестьянском съезде призвал не платить податей в случае преследования союза. Один из участников съезда, крестьянин села Каинки Свияжского уезда С.С. Макаров попросил голоса, но председатель ему отказал под предлогом, что он не является членом съезда земских гласных. Направляясь к выходу, Макаров бросил: "Волки в овечьей шкуре и черносотенцы". Его тут же окружила толпа возмущенных участников собрания и публики. А.Н. Казем-Бек даже нанёс Макарову несколько ударов. Позже Казем-Бек принёс свои извинения собранию, которое решило "предать это дело забвению". Однако Куприянова не устроило это решение, поскольку таким образом собрание косвенно одобрило действия Казем-Бека, и Куприянов отказался от дальнейшего участия в нем.

В ходе аграрной реформы, проводимой председателем правительства Российской империи П.А. Столыпиным, материальное положение Казем-Бека усугубилось. В 1911 году в Казани вышла подготовленная Николаем Александровичем брошюра "Причины моего разорения".

Немало испытаний на долю Николая Александровича выпало и в личной жизни - овдовел, едва сыграв свадьбу. Его избранницей была Елизавета Дмитриевна Оболенская. Чтобы содержать свою будущую семью, Николай поступил на госслужбу земским начальником. Желая показать возлюбленной открытый им приют, он отправился с ней в село Алексеевское Лаишевского уезда. Это было весной 1894 года. На обратном пути, переправляясь через Каму, они стали тонуть. Николай остался жив, а вот девушка погибла. По одной из версий, Казем-Бек не умел плавать, а Елизавета Дмитриевна, спасая мужа, выплыть уже не смогла.

В последующем он женился во второй раз.

Николай Александрович также известен как первый владелец автомобиля в Казани. Газета "Казанский телеграф" так описывает его первое появление в городе в 1903 году: "Большую сенсацию среди публики вызвал появившийся третьего дня на казанских улицах автомобиль. Автомобиль проехал по Черноозерской улице, по Рыбнорядской и по Вознесенской, и на этой улице остановился в доме Николаи. Проходивший автомобиль привлек массу любопытной публики, бежавшей за экипажем. Как оказалось, автомобиль принадлежал землевладельцу Казем-Беку и находился постоянно в его имении".

Помещик и земский начальник Николай Александрович Казем-Бек (1865–1918). Источник: https://m.realnoevremya.ru/articles/276937-prizrenie-v-provincii-na-primere-alekseevskogo-volostnogo-priyuta
Помещик и земский начальник Николай Александрович Казем-Бек (1865–1918). Источник: https://m.realnoevremya.ru/articles/276937-prizrenie-v-provincii-na-primere-alekseevskogo-volostnogo-priyuta

Умер Николай Александрович в 1918 году, но обстоятельства его смерти неизвестны.