Найти тему
Около Успеха. Slow media

Стоит ли начать продавать на Яндекс Маркете ИП и самозанятым?

Вы ещё не там?

ВНИМАНИЕ, спойлер: стОит. Дальше можете не читать.

Яндекс Маркет
Яндекс Маркет

Я не могу расписать также подробно, как про Озон. Всё-таки мы с Ямаркетом по времени в два раза меньше работаем. Но кое-что полезное, интересное, отличающееся уже успели заметить.

Напомню, я не состою в секте инфоцыган, Вам не нужно у меня покупать товары или курсы, чтобы иметь возможность пользоваться информацией, которая, к слову, доступна всем и каждому и без меня. Только в формате "лезь в инет, читай, разбирайся по кусочкам".

Я пишу только о нашем опыте, от своего имени, от нашей мастерской, в которой трудятся два человека: я и муж. Если точнее, то муж и я 😊

Это мы. Всем привет!
Это мы. Всем привет!

Так вот теперь, когда остались те, кому действительно важно узнать подробности и разобраться, начнём, пожалуй.

Когда и с чем мы зашли на Яндекс Маркет

Искала я как-то материалы на тему, "что лучше продаётся там-то/там-то" именно от живых людей. Нашла парочку дурацких видео, мини-статью и всё. Это была ремарка к данному блоку 😂

Зарегистрировали первый магазин мы на ИП 5 августа 2022 года.

Сложного в регистрации, как обычно, ничего нет: ввёл данные, отправил, ждёшь проверку и после - её результат.

Конечно, у нас уже всё необходимое для работы было: ЭДО, термопринтер, товары... 😁

Мы и на этой платформе работает по модели FBS. Храним всё у себя, отгружаем в ПВ после заказа. Была попытка работать по нашему городу экспресс-доставкой, но как смекнули, что без второй машины это практически не реально, сразу отключили.

Сама "проверка" заключается в небольшом телефонном разговоре с сотрудником Яндекса. Тебе задают вопросы а-ля "какая у Вас система налогообложения?" и "а какая стоимость у Вашего размещённого товара N?". Вопросы на идентификацию и соответствие данных. Говоря проще, проверяют, живой ли ты человек, отвечаешь ли ты на звонок, именно ли тот отвечает и заведует данными в магазине, кто указан для связи при регистрации.

Пока ждёшь, подключаешь по инструкции чат-бота в Telegram, и уже там ловишь все новости, в том числе и по проверке-подключению.

И всё просто и прекрасно. Если у Вас не стоят на телефоне блокираторы звонков с неизвестных номеров, как у меня. А у меня их 4 от 4-х разных компаний 😜

И первые два звонка от Яндекс Маркета, мне кажется, заблочил блокировщик от Яндекса 😂

Но когда я сообразила, мы быстренько всё урегулировали.

Итак, зарегистрировались 5 августа, прошли проверку магазина и официально стали работать 8 августа. 12 августа у меня появилось время порыться в админке и начать выкладывать товары.

Естественно, в первую очередь мы разместили товары из нашей самой популярной линейки: ящики, сундуки, подставки из массива без покрытия. Почему я должна была предположить, что то, что нас кормит последние два года, не зайдёт на новой платформе также? А вот нужно было пошерстить ЯМаркет тщательнее. Потому что по неведомым мне до сих пор причинам (есть предположения, но не уверена на 100%) на этой площадке гораздо больше товаров, схожих с нашими. Вот огромных ящиков в 50 раз больше, чем на том же Озоне. Ну, да ладно.

Карточки товаров заполнялись ручками, а не заливались таблицами и шаблонами. Во-первых, потому, что нет у нас никаких интегрированных сервисов и специальных программ учёта товаров, в которых мы работаем. Ну, не актуально это при работе в четыре руки и небольшом, плавающем ассортименте. Во-вторых, площадка для нас новая - я должна была её всю перелопатить, чтобы вникнуть.

Конечно, админка ЯМаркета сильно отличается от админки Озона. И первые несколько товаров я страшно тупила и пыталась разобраться, например, что такое SKU, и почему он не Артикул 😂

Это рабочие моменты, о которых при возникновении вопросов со стороны комментаторов, я буду писать отдельные статьи по работе в админках. В данной статье я на них останавливаться не буду ибо речь не о том.

Есть у ЯМаркета такая штука, очень полезная для новичков, которые переживают в начале работы: тестовые задания. Серьёзно. Чтобы проверить, всё ли работает нормально, и всё ли ты сделаешь правильно, когда придёт первый заказ.

Их 5 вроде, сейчас уже, к сожалению, не могу посмотреть, пишу по памяти. При нажатии на кнопку "начать задание" машина тебе создаёт фиктивные, учебные задания, чтобы ты потренировался их обрабатывать.

Вот он - наш учебный заказ прилетел в Телегу
Вот он - наш учебный заказ прилетел в Телегу

Мне важно было увидеть, что чат-бот присылает информацию о заказе без задержек. Сделала парочку этих учебных заказов, убедилась, что всё работает, и стала потихоньку добавлять товары и разбираться, что есть полезного из бесплатного или условно бесплатного.

Кстати, бот присылает всееее уведомления без задержек, кроме уведомлений о заданных вопросах по товару. Эти уведомления приходят спустя около 20 часов после самого вопроса. Наверное, это как раз время обновления системы. Хз.

Кстати, первый настоящий заказ прилетел 18 сентября. За него, кстати, Маркет не взял комиссию. Это такое приветственное "мерси".

Наша первая отгрузка на Яндекс Маркете
Наша первая отгрузка на Яндекс Маркете

Наш сундук приобрела девушка Юлия, которая может связать что угодно!

Судя по посту 2 недели назад в её профиле, сундук бодр, весел и приобрёл "загар" 😊

Что есть из полезного, доступного обычным людям (чит. "ИП без сотрудников/самозанятому")

Начнём с самого простого - Акции. На эту тему я распространилась в статье про Озон.

На Яндекс Маркете принцип такой же: у тебя есть на каждый товар две цены - текущая и "цена до скидки". Минимальный скидочный процент на товар, добавляемый в Акцию, устанавливает Маркет. Вы при добавлении товаров в Акцию прикидываете, устраивает ли Вас цена после этой скидки или нет. Соответственно, добавляете или не добавляете товар/-ы.

Важный нюанс: на Озоне может быть одновременно много Акций, особенно если у Вас товары из разных категорий, ограничений по участию нет. На ЯМаркете одновременно любой товар может участвовать максимум в 4-х Акциях одного типа. Акции могут пересекаться, а скидки суммироваться. Вам, конечно, напомнят об этом, но нужно быть предельно внимательным.

Следующая возможность выделить свои товары - кэшбэк баллами "Плюса".

Вообще, я лично очень радуюсь удачному симбиозу сервисов. Если раньше было просто понять, какая компания круче, то сейчас нужно сравнить, например, не просто два сайта, а две большие системы. Я с удовольствием слежу за тем, как развивается Яндекс, Вк и Сбер: что они там скупают, как связывают между собой и т.п.

Так вот если Вы подключаете к своим товарам кэшбэк баллами "Плюса", то покупателю с покупки возвращается N-ная сумма баллами, которые он может потратить на новые покупки в сервисах Яндекса: афиша, такси, кинопоиск, автозаправки... Я, например, оплачиваю Яндекс-станцию этими баллами.

Этот инструмент также, как и Акции, условно бесплатный. Вы с него платите малую долю, но товары становятся привлекательнее для покупателей, которые понимают, что вообще такое "Баллы Плюса". Эти покупатели - активные пользователи платформы, соответственно, они покупают в 2,4 раза чаще (этой цифрой делится Яндекс).

Товары на Яндекс-картах.

Бесплатный инструмент. Нужно настроить данные о своём бизнесе в Яндекс картах и привязать эту информацию к магазину на Маркете.

Честно говоря, я за всю жизнь, как покупатель, пользовалась подобным инструментом, 2-3 раза. А как продавец не настраивала данные о бизнесе, так как категорически не хочу выкладывать свой номер телефона на всеобщее обозрение. Рабочего у меня нет, а этот пункт обязателен.

Возможно, Вы более спокойно относитесь к звонкам и телефонным разговорам. В этом случае, я думаю, нужно обязательно воспользоваться возможностью.

Буст продаж.

Это опять про аукционы. Не про аукционные торги, а про аукционные цены. Кто установил в бусте бОльший процент, тот и "выиграл аукцион". Товары этого продавца будут демонстрироваться в поисковой выдаче выше.

Я пользуюсь. Мне инструмент нравится. Во-первых, я вижу результат. Ощутимый результат, даже в условиях не массовых продаж. Во-вторых, я за этим результатом могу следить в режиме настоящего времени с задержкой в сутки. То есть я захожу в админке на вкладки "Буст продаж" и "Отчёт по бусту продаж" - и вижу все точные данные. Очень простые и понятные данные: сколько кликали, сколько добавили в корзину, сколько купили, сколько я заработала и сколько за это заплатила 🤓

Витрина.

Я почему-то в прошлой статье об этом не написала... Забыла. Потому что... ну, давайте будем честными: хоть кто-то из Вас, покупая на любом маркете, заходил со страницы купленного товара по ссылке "Продавец"? Там видны все товары данного продавца. Это страница и называется "Витрина".

Я, в качестве покупателя, стала заходить на Витрины только после того, как увидела это в админке продавца 😂

Сама идея мне, конечно, нравится. Ты можешь немного отсебятины добавить в виде каких-нибудь сварганенных, даже в Paint'е можно, баннеров, прекрасных слоганов запихать, логотип и обойчики оформить. Ты вроде как на Маркете/Озоне, а вроде как это и твой отдельный магазин...

Но так как это не пользуется большим спросом, ну, не "хавает пипл", то у всех маркетплейсов это недореализованная возможность. Она есть, но хотелось бы побольше и поинтереснее.

Но если Вам нравится красоту наводить, то обязательно наводите и там.

Недавно добавили в инструменты продвижения ещё "Полки b".

Там за денюжку, по предоплате, я пока не лезу, но в ближайшем будущем обязательно этим озабочусь. Инструмент интересный, тоже связанный с аукционными ценами. С отдельным рекламным кабинетом и возможностью A/B-тестирования.

Вообще, всё это рабочее пространство Яндекс Маркета схоже по внутрянке с профессиональным рекламным кабинетом ФБ* (*продукт компании meta, признанной экстремистской организацией на территории России).

Так что если у Вас есть опыт работы в выше указанном кабинете, то Вам будет очень легко адаптироваться в админке Яндекс Маркета.

"Полки b" - это блок с Вашими баннером и набором товаров. Суть заключается в продвижении этого блока с помощью размещения в поисковых выдачах и карточках товаров.

В сообществах ВК, где есть товары, когда заходишь на отдельную страницу товара, там внизу есть (если подключен, конечно) блок "Сопутствующие товары", даже если они не сопутствующие, а чисто те, которые Вам хочется побыстрее продать 😜

Вот в ЯМаркете такое же. Чтобы побыстрее купили, нужно почаще мелькать.

Маленькой строчечкой про такой пункт как "Производителям". Вот фигушки-фигулечки там не "производителям", там исключительно обладателям товарного знака. Отдельное рабочее пространство. Очень интересно, что там есть полезного?.. 🤔 Есть кто из читающих, кто там зарегистрирован в этом пространстве? Поделитесь инфой, а?

У нас регистрация товарного знака только в планах. Это не быстро. Это после того, как "созреешь" и подашь документы, ещё 1,5 года! 😱

И последний пункт в доступном продвижении - Настройка внешней рекламы.

Только по этому пукнту можно целую статью написать, но я сейчас не буду 😂 Напишу кратенько.

Есть возможность запустить рекламу в Яндекс Директе. В двух форматах: как обыватель и как гуру таргетинга 😁

В первом случае Вам рекламный кабинет (далее РК) по ссылке подсветит все кнопочки, которые нужно жмякнуть, и объяснит, как это работает.

Во втором - РК даст Вам больше возможных для настройки пунктов.

Я совсем недавно запускала, как обыватель, кампанию с оплатой за конверсию. То есть я платила ровно установленную мной сумму (50 рублей с постепенными увеличением до 85) за то, что кто-то положил один из наших товаров в корзину.

Но моей главной целью были не продажи, а повышение узнаваемости бренда. Мы ж не Nike, мы молодые и маленькие, с товарами ограниченного тиража не первой необходимости. Нам нельзя запускать продвижение и надеяться, что сейчас вот как купят у нас всё, ух!

Мне было важно за малые деньги помелькать у покупателей на новой платформе. Вот, что получилось.

Принт кампании с ЯДиректа с посадкой на ЯМаркет с оплатой за конверсии, но совершенно с другой целью =)
Принт кампании с ЯДиректа с посадкой на ЯМаркет с оплатой за конверсии, но совершенно с другой целью =)

Я боролась за розовое - за охваты. Но конверсии были. И продажи, кстати, дополнительные тоже были. Мне показалось, что этот канал продвижения схож с "Продвижением в поиске" на Озон.

Чуть попозже запущу ещё одну кампанию, хочу немного другие настройки.

Есть ещё Яндекс Бизнес, но там лучше запускать кампании, когда подрастёте. Там посерьёзнее. Там можно рекламировать не магазин на маркете, а вообще весь Ваш бизнес, как и куда он бы ни разросся.

В этой же внешней рекламе есть маленький приятный бонус:
"
1 ₽ за заказы, которые приводите вы".

Пара предоставленных Вам ссылочек на Ваши товары, которые Вы можете размещать, где угодно. Если товар купят по этой ссылке, то комиссия платформы будет стоить Вам всего 1 рубль.

На этом про Продвижение я закончу. И расскажу о некоторых казусах, с которыми столкнулись после регистрации магазина на самозанятого.

Господи, я надеюсь Вы не устали читать 🤓

Сейчас бы мне написать "я не могу уместить оставшуюся информацию в этой статье, поэтому ждите следующую".. Фиг! Не ушли после спойлера - читайте до конца! 🤣

Магазин самозанятого

Спустя отличный старт магазина самозанятого на Озон, на ЯМаркете было принято решение сделать также.

Та же процедура регистрации и проверки. Только статус продавца другой и банковские реквизиты. Всё. Торгуй - не хочу.

И вот, что первое меня удивило: магазина и продавца как бы два - на ИП и на самозанятого, а бренд можно указывать один. И все товары с двух магазинов (и больше, если будет больше) высвечиваются на одной странице под общей вкладкой "Производитель Knock on Wood".

После того, как я это заметила, до меня дошло, что это из-за организации рабочего пространства. Всем, что делается за компом, заведуя я. Аккаунт во вселенной Яндекс у меня один. В админке есть главное имя - имя аккаунта. И вкладки для переключения с названиями магазинов.

Успела расстроиться, ведь хотелось почётче разграничить товары: серьёзное и крутое, что делает муж, на одной странице, а мелкое, весёленькое и с придурью, чем в свободные 48 минут в неделю промышляю я, - на другой 😁

Потом поняла, что это не столь важно, ведь муж создает предметы из дерева, а я... создаю товары из дерева. Ага, "мальчик и ещё один мальчик".

На данный момент в этой ситуации для нас только один минус: так как продажи не постоянные, то взаиморасчёты с Яндекс Маркетом работают не так, как хотелось бы.

Например, продали товар с магазина ИП, ЯМаркет перечислил ИП на счёт сумму. Какого-то лешего комиссию за товар он не забрал сразу. А продажи на ИП подвисли. В это же время удачно отправился заказ с магазина самозанятого, но с суммы за этот товар Маркет не может забрать себе висящую минусовую сумму в магазине ИП.

Минусы, с которыми столкнулись лично

Всегда всем интересно, сколько можно заработать и плюсы-минусы.

Коллеги, заработать можно столько, на сколько поработаешь. В случае с Озоном у нас поконкретнее, я об этом писала. С Яндекс Маркетом пока не получается просчитать сумму, на которую можем рассчитывать. Радуемся всегда каждой продаже и каждой конверсии.

Чтобы удовлетворить любопытство, вот данные за март.

Наш доход с Яндекс Маркета за март 2023
Наш доход с Яндекс Маркета за март 2023

Плюсы заключаются в том, что платформа доступна всем и есть много каналов продвижения, о которых я написала выше.

Уделю немного внимания минусам.

Трудности с категориями товаров.

На Яндекс Маркете категория к товару добавляется сама. То есть ты начинаешь заводить товар, и по названию-описанию машина подтягивает то, что считает верным.

Далеко не всегда она верная, ты пытаешься в выпадающем списке найти более подходящую... Иногда её просто нет. А если ты её всё-таки находишь, то нужно отправлять запрос на смену категории в техподдержку. Частенько ещё и техподдержке нужно доказать, что правда на твоей стороне 🤔

С категориями проблема и на Озоне: не всегда получается найти подходящую. Но ты её ищешь и добавляешь сам.

Из-за не верных или не точных категорий поля для указания особенностей товара могут быть не подходящие. Есть данные, которые просто видны покупателю при просмотре карточки товара. Есть поля, данные из которых наследуются в фильтры.

Я постоянно пользуюсь фильтрами при поиске нужного товара. Если продавец не заполнил какое-то поле, товар не попадёт в мой поиск.

А ещё, между прочим, если ты заполнил мнооого полей, то платформа платит дополнительный кэшбэк. А их нет, этих мноооогих полей для заполнения.

Грубо говоря, машина отнесла твою Ладу седан в овощи, нет никаких полезных для машины полей, кроме "цвет", и находят её только те, кто ищет баклажаны.

Вот так это выглядит. А заполнены в карточках все возможные поля.
Вот так это выглядит. А заполнены в карточках все возможные поля.

Требования маркировки из-за неправильных категорий каталога

Была ситуация, когда нашему товару была присвоена не верная категория. Из-за этого на товар затребовали сначала данные маркировки. После первой серии переписки с ТП, запросили отказное письмо.

После трудной беседы я смогла доказать, что ни о каких отказных письмах, а тем более, ни о какой маркировке не может быть и речи из-за ошибки системы.

Вопрос решён, нервы потрачены, осадок остался.

Трудности в логистике из-за слишком разных габаритов товаров

У нас есть маленькие чёрные водяные кролики из липы, а есть вообще не миниатюрная тумба. А место отгрузки одно. А город - Тверь, чтобы Вы понимали 😜

У нас два варианта: либо отгружать ВСЕ товары в далёком, не удобном и, между нами, совсем не дружественном месте, либо возле дома, удобно, быстро, и тогда это могу делать я, но там не принимают тумбы 😒

Нет возможности выбора разных мест отгрузки под разные товары. Поэтому тумбы выложены в товары, но не видны покупателям.

Тумбу обижают =((
Тумбу обижают =((

Насильный перевод в другое место отгрузки

Была тут у нас двухнедельная стагнация. И вот такое интересное сообщение мы получили от чат-бота

Сюрприз
Сюрприз

А сортировочный центр в нашем городе один - тот, который "далеко и не удобно".

Отзывы. То есть их отсутствие.

Единственный отзыв на ЯМаркете, который у нас есть, даже не нам адресован 🤣 Тут опять ситуация с проработкой данных о том, у кого ты покупаешь.

Спасибо, Маргарита, Вам от Яндекс Маркета. Надеемся, наш товар порадовал Вас также, как работа платформы =)
Спасибо, Маргарита, Вам от Яндекс Маркета. Надеемся, наш товар порадовал Вас также, как работа платформы =)

Чаты с покупателями

При заказе Вашего товара, есть возможность связаться напрямую с покупателем в чате. Но сохраняется стойкое ощущение, что то, что я пишу, никто не видит, кроме всевидящего ока в лице техподдержки ЯМаркета, которая показала пальчиком "ай-яй-яй" на одно моё сообщение покупателю.

Или у людей уведомления отключены, или "заказал - и забыл".

Ай-яй-яй
Ай-яй-яй

Ям следит за высокими ценами

Это, конечно, вообще не минус. Особенно, учитывая неадекватность некоторых продавцов и наличие вместе со всеми нами на рынке мошенников.

Но вот какой нюанс. Я в настоящее время завожу новые товары одновременно на двух платформах, так удобнее. Я хочу, чтобы Яндекс Маркет у нас заработал поактивнее, поэтому всегда ставлю цену ниже, чем на Озоне. Не так, конечно, что 50% с цены скидываю, но однозначно всегда ниже.

После того, как я размещаю товары в Акциях, цена меняется в зависимости от условий Акции. НЕ разместить я не могу, так как это 1 из двух основных каналов внутреннего продвижения. И почти всегда получается так, что цена товара (а в Акциях он на обеих платформах) на ЯМаркете всегда получается выше. На это мне указывает платформа, мигая в некоторых местах красным. Но постоянно менять цены категорически не удобно, ведь после этого идёт модерация, во время которой товар недоступен.

Пока не придумала, как с этим бороться.

Кто осилил - тот бизнесмен!
Кто осилил - тот бизнесмен!

В заключении хочу написать, что на Яндекс Маркете я тоже покупаю. Например, недавно мы купили компрессор для столярной мастерской. Цена была самая низкая именно там.

На прошлой неделе я покупала мыльно-рыльную ерунду домой. Цена на одно средство была ниже, чем цена на то же средство на Озоне, почти в два раза. Я думаю, что это как раз Акции и слежка за высокими ценами так повлияли на стоимость.

Друзья мои товарищи, хочу напомнить об уважении, адекватности и конструктивизме. Если слова знакомые, присоединяйтесь. Не надоедаю. Пишу редко, но много. Готовлю вкусно 😁

П.С. Я писала статью весь день, быстро. Наверняка, есть ошибки-опечатки. Корректурой займусь завтра, 7 апреля. Если увидите, можете маякнуть в комментах. Без граммар-наци.