Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 3-ой главы Послания Иакова.
В четвертой главе Иаков рассуждает о причине вражды и распрей, вероятно, среди христианских братьев. Он считает, что все дело в вожделении:
“Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?” [Иак. 4:1].
Автор объясняет:
“Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не прОсите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” [Иак. 4:2-3].
Получается, что он обвиняет последователей Иисуса в том, что они не только завидуют и враждуют, но и убивают?
Еще и прелюбодействуют:
“Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” [Иак. 4:4].
В подтверждение своих слов Иаков ссылается на Ветхозаветные тексты:
“Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать»” [Иак. 4:5-6].
Однако, таких цитат в Ветхозаветных текстах я не нашла, но есть указание, что Бог ревностно следит, чтобы ему поклонялись.
Автор советует служить Богу, плакать, рыдать, а не смеяться и не радоваться:
“Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль” [Иак. 4:7-9].
Иаков запрещает злословить и осуждать братьев во Христе. Объясняя это тем, что тот кто судит, покушается на роль судьи, а Судья - только один:
“Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?” [Иак. 4:11-12].
В этом месте автор близок к словам Иисуса:
“не судите да не судимы будете” [Матф.7:1],
только Спаситель не уточнял на кого распространяется его совет, а Иаков четко определяет круг лиц, которых это касается - христиан.
В завершение главы Иаков напоминает, что попытки спланировать свою жизнь - это надменность и тщеславие, поскольку человек точно не знает, что с ним случиться завтра, потому надо уповать на Божью милость:
“Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло” [Иак. 4:15-16].
В начале пятой главы Иаков осуждает богатых, говоря о бессмысленности их накоплений. Братьям во Христе советует терпеть до второго пришествия. В качестве примера долго терпения он приводит знаменитого Иова, у которого сатана, с Божьего разрешения забрал богатство и умертвил детей. Но тот не роптал и был вознагражден новым богатством и новыми детьми.
Я уже говорила, когда разбирала тексты Ветхого завета, и не перестаю удивляться сейчас, тому, как в древности другие дети могли стать равнозначной заменой умершим? Однако, автор текста считает иначе. Он убежден, что Бог милосерден и сострадателен:
“Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен” [Иак. 5:11].
В завершении Послания Иаков запрещает клясться, советует лечиться молитвой, а также, для спасения собственной души, возвращать обратно тех из братьев, кто свернул с пути истинного:
“Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов” [Иак. 5:19-20].
На этом заканчивается Послание Иакова, в нем всего 5 глав. В следующей публикации перейдем к 1-ому посланию Петра.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь.