308,9K подписчиков

Начальник НКВД отправил семью в Польшу, а сам сбежал за границу, чтобы сдать агентуру СССР: возмездие пришло откуда он не ждал!

245K прочитали

Напрасно одесский портной Самуил Люшков вкладывал деньги в образование своих сыновей. Вопреки его ожиданиям, они вместо коммерции занялись революционной деятельностью. Сначала большевиком стал старший сын, а в 1917-м под его влиянием партийной работой занялся и младший Генрих.

Он и сделал в итоге головокружительную карьеру в органах госбезопасности. Люшков работал в центральном аппарате ОГПУ-НКВД в Москве, был в длительной командировке в Германии. В 1933 году Генрих Самойлович в должности заместителя начальника секретно-политического отдела ОГПУ фабриковал дело «Российской национальной партии» (так называемое «дело Славистов») и лично допрашивал подозреваемых.

Напрасно одесский портной Самуил Люшков вкладывал деньги в образование своих сыновей. Вопреки его ожиданиям, они вместо коммерции занялись революционной деятельностью.

В декабре 1934 года – выехал в Ленинград, где принял активное участие в расследовании убийства Сергея Кирова. Люшков явно пользовался покровительством наркома внутренних дел, своего тёзки Генриха Ягоды.

С 1935 года, получив звание комиссара госбезопасности третьего ранга, он стал его секретарём-референтом и «правой рукой». Нарком направлял своего протеже наблюдать за раскрытием самых ответственных дел, поручил ему подготовку открытого московского процесса в августе 1936 года.

Когда Ягода был снят с должности и арестован, в центральном аппарате НКВД новый нарком Николай Ежов произвёл большую чистку. Но Генриха Люшкова это не коснулось. Он был хорошо знаком с Ежовым. То назначил Люшкова начальником УНКВД по Азово-Черноморскому краю.

На этой должности Генрих Самойлович не только руководил набиравшими размах репрессиями, но и укреплял охрану мест отдыха руководителей партии и советского государства на Чёрном море.

Летом 1937 года его передвинули на гораздо менее курортное направление — на Дальний Восток. Перед отъездом Люшков получил, по его словам, лично из уст Сталина, три секретных задания: следить за маршалом Блюхером, лично арестовать начальника авиации Дальневосточной армии Лапина и предыдущего начальника УНКВД по Дальнему Востоку Балицкого (которого знал ещё с 1920-х годов по совместной работе в Украине).

В дни революционной юности. Фото в свободном доступе.
В дни революционной юности. Фото в свободном доступе.

Люшков говорил: «Если бы при получении этих заданий я проявил какие-нибудь эмоции или колебания, то не вышел бы из Кремля». Но колебаний не было. На новом месте службы Генрих Самойлович арестовал и Балицкого, и ещё 40 местных руководителей НКВД. Все они как на подбор оказались антисоветчиками – подпольщиками из правотроцкистской организации.

Внутриведомственными вопросами дело не ограничилось. За время руководства Люшковым дальневосточными органами госбезопасности были арестованы тысячи людей. А также организовано и проведено одна из первых в СССР депортаций народов – все корейцы, бывшие гражданами Советского Союза, были высланы из Забайкалья и с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Чтобы японские шпионы не могли средь них затеряться.

Когда же 26 мая 1938 года Генриха Люшкова вызвали телеграммой в Москву – якобы на повышение – он уклонился от этой поездки, чувствуя по последним веяниям в аппарате НКВД, что она не предвещает ему ничего хорошего.

К выезду из страны он готовился заранее. Позаботился и о семье. Для своей падчерицы, которая часто болела в дальневосточном климате, он получил разрешение пройти курс лечения в Польше, и отправил жену Нину Люшкову-Письменную вместе с девочкой через всю страну за границу.

Генрих Люшков. Фото в свободном доступе.
Генрих Люшков. Фото в свободном доступе.

Сам же 12 июня 1938 года, инспектируя приграничную зону, заявил, что ему необходимо лично встретиться с особо важным маньчжурским агентом-нелегалом, и в сопровождении начальника погранзаставы двинулся к контрольно-следовой полосе. Оставив попутчика в лесу, он приказал подождать себя минут 40, ушёл на ту сторону и больше не вернулся.

Через несколько дней Люшков уже был в Токио. 13 июля в токийском отеле «Санно» состоялась пресс-конференция. Люшков продемонстрировал свои документы и начал разоблачать политические репрессии в Советском Союзе.

А в кабинетах японских спецслужб – подробно расписал места расположения воинских частей на Дальнем Востоке, их численность, систему развёртывания войск в случае начала военных действий. Выдал всех советских агентов в Маньчжурии, о которых знал.

Согласился он участвовать и в покушении на Сталина. Его задумали провести во время отдыха вождя на юге. Люшков ведь досконально знал систему охраны правительственных дач. План сорвался – среди диверсантов оказался агент НКВД, о котором Люшков не знал. Они даже не перешли границу СССР.

Люшков в СССР. Фото в свободном доступе.
Люшков в СССР. Фото в свободном доступе.

После этого Люшков поступил на работу консультантом секретного отдела японского генштаба, который занимался разведкой, пропагандой и психологической войной против СССР. Бывший чекист регулярно знакомился с советской прессой и составлял доклады, выдержки из которых даже публиковались в японских газетах. Жил Люшков в Маньчжурии, при штабе Квантунской армии.

В обмен на это Генрих Самойлович попросил найти его семью. Но в Польше и Прибалтике его жены с падчерицей не оказалось. Их задержали ещё до пересечения советско-польской границы. Нина Люшкова-Письменная получила 8 лет лагерей, а падчерицу забрали родственники. 15 февраля 1940 года особое совещание при НКВД пересмотрело дело жены Люшкова, и заменило лагеря на пятилетнюю ссылку. При Хрущёве Нина Письменная получила реабилитацию, и до своих дней (1999) проживала в Латвии, как и её дочь Людмила (2010).

Возмездие за предательство пришло Люшкову оттуда, откуда он явно не ожидал. В августе 1945-го, когда дни Квантунской армии в Маньчжурии были уже сочтены, Люшков, по официальной версии, был убит японцами.

Есть даже 2 версии, и обе официальные. Первая – глава Дайрэнской военной миссии Ютака Такеока предложил Люшкову застрелиться, чтоб не попасть в плен, а после отказа застрелил бывшего чекиста сам. Вторая – Генриха Самойловича хотели обменять перебежчика на попавшего в плен сына премьера Фумимаро Коноэ. А когда Люшков воспротивился – ликвидировали его.

⚡Сталин вызвал конструктора пушек Ф-22 Грабина, сказав: «Ваша пушка спасла Россию»- и предложил на выбор две награды

Г.С.Люшков. Фото в свободном доступе.
Г.С.Люшков. Фото в свободном доступе.

Однако трупа перебежчика никто никогда не видел. По официальным версиям, он был сожжён японцами. Возможно, ему удалось бежать и дожить до старости где-нибудь в Австралии. Как бы то ни было, но после 19 августа 1945 года Генрих Люшков нигде больше не всплывал.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, почему Люшков пошёл на предательство?