Найти в Дзене
РГСУ LIFE

Научный полк: Капитон Владимирович Яхкинд

Капитон Владимирович Яхкинд - Герой боев за Керчь и Новороссийск, участник освобождения Кореи от японских захватчиков

Вторую мировую войну 1939–1945 годов неслучайно называют самой жестокой и кровопролитной за всю историю человечества. Ее тяжесть пришлась на Европу, наибольшее ожесточение – на советские земли, но противостояние нацизму, все же, имело глобальное измерение. События на Дальнем Востоке у нас принято оставлять в тени общественного внимания, хотя агрессия Японии, союзника Германии, началась еще в 1930-е годы. В 1938–1939 годах Красная Армия имела ряд ожесточенных столкновений с японцами, а летом 1945 года разгромом их армии поставил точку во Второй мировой войне. Только в наши дни российские историки начинают выходить за пределы европоцентризма, осмысляя события на западе и на востоке как единое целое. Боевой путь Капитона Владимировича Яхкинда также может служить иллюстрацией связи между двумя территориально далекими друг от друга фронтами.

Капитон Яхкинд родился в 1908 году. Член ВКП(б) с 1929 года. Окончил Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова. На фронтах Великой Отечественной войны – с января 1942 г., причем принимал участие в самых ожесточенных сражениях: Керчь, Таманский полуостров, Новороссийск. Бои за Керчь шли дважды: сначала в 1941 году полуостров заняли немцы, однако в начале следующего года десантной операцией мы вернули его обратно и удерживали до апреля. По другую сторону пролива находится Таманский полуостров – «ключ» от ворот советского Кавказа. Но заполучить его немцам пришлось очень дорогой ценой. В то время, когда их армии по степи шли к Сталинграду, южнее шли ожесточенные бои за Тамань и Новороссийск. Последний был частично взят к середине сентября, однако на приморском направлении продвижение врага было остановлено. Ключ вроде бы и оказался в руках врага, но воспользоваться им и войти в дверь сил уже не хватило. В память об этих боях у Капитона Яхкинда остались два ранения и медаль «За боевые заслуги».

Вероятно, ранения все же были серьезными, а потому Капитон Яхкинд не вернулся на фронт. В 1945 году мы встречаем его старшим лейтенантом, инструктором по пропаганде 2-й бригады траления Владивостокского морского оборонительного района Тихоокеанского флота. В мае Красная Армия одержала победу в Европе и, руководствуясь союзническими обязательствами, повернула на восток. На севере Китая японцы создали укрепленный район, полагая, что смогут выдержать штурм советских войск.

В ночь с 8 на 9 августа 1945 года Красная Армия, а с ней, естественно, и Тихоокеанский флот, вступили в войну с Японией. Корабли, авиация, береговые части, морская пехота флота к началу боевых действий были в состоянии полной готовности к предстоящим сражениям на море, в воздухе и на суше.

Советским вооруженным силам – армейским войскам, авиации и флоту - предстояло вести боевые действия в Маньчжурии, Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах, то есть на фронте протяженностью свыше 6 тысяч километров. Вдоль границы СССР японцы к тому времени построили 17 укрепленных районов и более 4500 долговременных оборонительных сооружений. К августу 1945 года японская Квантунская армия насчитывала около 750 тысяч человек. Она имела более 1100 танков и самоходных орудий, около 1800 самолетов, свыше 30 кораблей и катеров. Всего группировка, развернутая японцами в Маньчжурии, Внутренней Монголии и Корее, составляла более 1 миллиона человек. Наши войска превосходили японцев в людях – в 1,7 раза, танках – в 4,5 раза, по численности самолетов – в 2,8 раза. На морском театре военных действий наши военно-морские силы уступали японскому флоту в количестве крупных надводных кораблей – авианосцев и линкоров, которых на нашем флоте вообще не имелось. Однако появление этих кораблей в советских водах было маловероятно, так как в воздухе полностью господствовала наша авиация.

Именно она, авиация Тихоокеанского флота, и начала военные действия массированными ударами по портам Юки, Расину и Сейсину, которые служили японцам военно-морскими базами в Корее. В результате налетов нашей авиации морские коммуникации Японии были нарушены уже в первые часы войны.

Превосходство советской авиации в воздухе было чуть ли не абсолютным. Во всяком случае, если отдельные японские самолеты и взлетали со своих аэродромов, то их почти немедленно сбивали наши истребители. Вскоре после сокрушительных налетов советских авиаторов на японские базы командующий Тихоокеанским флотом адмирал Иван Степанович Юмашев принимает решение о высадке десантов в порты Юки, Расин, Сейсин. В преддверии десантирования бомбардировщики, штурмовики продолжали наносить удары по этим портам. Одновременно их атаковали с моря торпедные катера. В результате ударов с воздуха и моря оборона Юки, Расина и Сейсина была серьезно ослаблена. Японцы потеряли до 20 транспортов и других судов.

Целью совершенной в первые дни Сейсинской десантной операции было овладение японской военно-морской базой с тем, чтобы лишить противника возможности использовать её для транспортных операций: переброски подкреплений, техники, боеприпасов из метрополии, для эвакуации раненых и материальных ценностей в Японию. Сейсин тогда представлял собой укрепленный район (4 тысячи человек), прикрытый с моря береговой артиллерией. Замысел командования флотом предусматривал внезапную высадку десанта с целью захвата причальной линии порта и разведки сил противника. Затем предполагалось высадить основные силы десанта, занять город и удерживать его до подхода войск 25-й армии, наступавшей вдоль побережья.

13 августа 1945 года специальный десант (всего 181 человек!) высадился и частично занял город Сейсин. Японцы сначала опешили, а потом перешли в контрнаступление. Силы были неравны, но десантники держались. Утром 14 августа на помощь пришла другая группа в 700 человек. Японцы напирали, вытеснив наших бойцов в порт. Бои велись уже на пирсах. Только 15 августа прибыли основные наши силы, и кризис удалось миновать. 16–17 августа порт был взят.

В боях за Сейсин противник потерял более 3 тысяч человек, большое количество боевой техники и оружия. Десанту удалось в течение трех суток овладеть городом и портом неприятеля благодаря массовому героизму и мастерству тихоокеанцев, умелому руководству ими со стороны командиров всех степеней, благодаря отличному боевому оснащению десанта.

Капитон Яхкинд также стал участником тех грандиозных событий, правда, будучи не десантником, а среди моряков, обеспечивавших их. В представлении на награждение орденом Отечественной войны I степени (в итоге награждён II степенью ордена) читаем: «Участвовал в операции по переброске войск в порт Сейсин и в операции по боевому тралению (разминированию) акватории порта Сейсин. В период операции проводил работу с личным составом по мобилизации их на лучшее несение вахт, разъясняя личному составу задачи, поставленные кораблю командованием, а также мобилизуя людей на выполнение поставленных задач в Корее. Информировал личный состав о событиях на фронтах Дальнего Востока. Поставленная кораблю задача выполнена». Так герой боев за Керчь и Новороссийск внес свой вклад в победу над японцами на корейской земле.

В дальнейшем в результате разгрома японских войск в Маньчжурии и на Сахалине были созданы благоприятные условия для освобождения от противника островов Курильской гряды. Ключевой позицией японцев был остров Шумшу, оборона которого состояла из долговременных сооружений, которые прикрывались полевой и зенитной артиллерией. Кровопролитные бои шли на Шумшу и Парамушире с переменным успехом до 23 августа. К концу дня японский гарнизон капитулировал. В общей сложности на Курилах было взято в плен до 60 тысяч офицеров и солдат. Курильская десантная операция стала последней операцией Второй мировой войны.

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась. В эту победу большой и незабываемый вклад внесли военные моряки-тихоокеанцы, весь Тихоокеанский флот и, конечно, герой нашего очерка Капитон Владимирович Яхкинд.

Оказавшийся в годы войны на разных театрах военных действий в противоположных концах страны, наш выпускник Капитон Владимирович Яхкинд профессионально, достойно выполнял свой воинский долг. Миллионы советских людей, награжденных орденами, и оставшихся без наград, исполнили, как и он, свой долг - на фронте и  в тылу. Мы чтим их память, гордимся принадлежностью к великой культуре, создающей таких поразительных людей!