Найти в Дзене
Александр Садко

Величавая прелесть русских церквей.

Ростов Великий – заповедник русских церквей, сегодня превратился и в памятник архитектуры 16 века.

Что поражает в таком великолепии? С одной стороны, основательность, добротность, а с другой воздушность и соразмерность, в зависимости от окружающей природы. Сразу видно, крепкие и талантливые люди строили эти храмы, которые если что, могли превращаться и в неприступные крепости.

Панорама Кремля. 16—18 вв. Заповедные места земли Русской.

-2

Небольшая возвышенность на берегу озера Неро с древнейших времен являлась центром небольшого поселения, а затем и города. Начиная с 11 в. Здесь располагались дворец ростовского князя и двор епископа. В 17 в. На этом месте был возведен кремль, в который органично вошли и постройки 16 в.

Ростовский кремль, 16—17 вв.

-3

Двор Ростовского кремля с четырех сторон окружен высокими стенами с надвратными церквями. К церквам и стенам примыкают различные терема и палаты. В центре двора небольшой пруд. За стенами кремля расположено величественное сооружение Успенского собора.

Если сравнивать с европейскими соборами, то наши выглядят представительнее и их могучая основательность вызывает почтение и робость.

Успенский собор и звонница. 16 век. Мощно и величественно!

-4

Успенский собор является выдающимся памятником архитектуры 16 в. Собор увенчивает пять мощных глав. На каждой главе водружен крест. Высота собора (с крестом) 60 м. Звонница Успенского собора относится к типу многопролетных звонниц, распространенных в русском зодчестве 16—17 вв. Пропорциональность и пластичность форм звонницы ставит ее в ряд лучших сооружений кремля. В конце 17 в. На звоннице были размещены 13 колоколов, самые большие из которых весят 2000, 1000 и 500 пудов. С 1987 г. на этих колоколах в Ростове проводят концерт колокольных звонов.

Церковь Григория Богослова, 1670 г.

-5

Расположена в митрополичьем саду и соединена с кремлевскими стенами галереей. Пятиглавое здание церкви возведено на подклете. Довольно скромная по декорировке, но красивая по пропорциям, она, несомненно, украшает силуэт ансамбля Ростовского кремля.

Западный фасад кремля, 16—17 вв.

-6

В центре фасада пятиглавая церковь Иоанна Богослова с двумя фланкирующими башнями и звонничкой над стеной. Кремлевская стена заканчивается круглыми угловыми башнями, крытыми лемехом (деревянными резными пластинами) и имеют своеобразную граненую форму. Башен в кремле одиннадцать – пять угловых, четыре фланкирующих и две дозорные. Толщина стен кремля – 2 м., высота – 10—12 м.

Давайте сравним его с Соловецким монастырем. Вот как он сейчас выглядит. Построены почти в одно и тоже время, но в разных природных условиях, зато с общими архитектурными принципами и канонами.

-7

При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость.

-8
-9

Все как на ладони. Чтобы такое сотворить нужно иметь духовную силу, мужество и благодать, иначе не осилишь. А толщина стен здесь доходит до 10 метров, так как постоянно приходилось отбиваться от ворогов.

Церковь Воскресения, 1670 г.

-10

Церковь пятиглавая, завершается щипцовым покрытием. Ее фланкируют две башни с бочковым покрытием, к которым примыкают кремлевские стены. С трех сторон на уровне второго этажа церковь окружена галереей с множеством окон. В первом этаже на южном и северном фасадах расположены богато декорированные проездные и пешеходные ворота.

Церковь Воскресения, Фрески 1670-е гг.

-11

Роспись церкви была произведена сразу же после окончания строительства. Темой для фресок послужили библейские мифы и евангельские легенды. Колорит фресок праздничен и наряден. В палитре живописцев преобладает золотистый цвет охры и яркий «голубец».

Церковь Одигитрии, конец 17 в.

-12

Церковь вплотную примыкает к северной стене кремля. В ее архитектуре проявились черты стиля барокко, характерного для русского зодчества второй половины 17 в.

Церковь Иоанна Богослова, 1683 г.

-13

Надвратная пятиглавая церковь с двумя фланкирующими башнями, расположенная посредине западной кремлевской стены. Под ней существовал главный въезд на территорию кремля со стороны Москвы.

Церковь Иоанна Богослова на Ишне, 1689 г.

-14

Один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества. Относится к типу ярусных одноглавых храмов с галереей. Основной объем церкви – четверик завершается двумя уменьшающимися восьмериками с главкой. Восточный и западный прирубы – алтарь и трапезная имеют бочковое покрытие. Колокольня пристроена в 19 в. На месте утраченного крыльца.

Церковь Иоанна Богослова, 1683 г.

-15

Это одно из самых изящных по пропорциям и декоративной обработке сооружений кремля. С трех сторон на уровне второго этажа церковь окружена галереей с широко растесанными оконными проемами. Входы в храм оформлены как порталы.

Богоматерь, (финифть), 1-я половина 19 века

-16

Овальная по форме, выпуклая дробница с напрестольного креста. Обрамлена сложной фигурной рамкой из вьющейся ленты, цветов, листьев. В гнезда серебряной рамки вставлены стразы, бирюза, темно-красные и лиловые камни. Чудо!

Крест Стефана Бородатого, 15 в.

-17

Значительный памятник белокаменного пластического искусства. В центре креста высечено распятие Христа с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и апостолом. Ниже изображены истязающие Христа воины, еще ниже – пророк Илья и архидьякон Стефан.

Во имя отца и сына и святаго духа! Аминь!