2,1K подписчиков

Книжки из детства - "Радуга-дуга" Юрия Васнецова

194 прочитали
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.

Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно. В него он смотрел как в сказочное «блюдечко с наливным яблочком» — катится яблочко по блюдечку, и возникают перед взором незабываемые картины отроческих лет… (Л. Носырев «А я ищу сказку», журнал «Юный художник», № 12.1979)
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-2
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-3
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-4

Есть книжки, которые, кажется, вшиты в нашу изнанку, ложатся в основу "культурного кода", и так или иначе формируют наши дальнейшие вкусы и предпочтения. И книжки с картинками Юрия Васнецова из этой серии, ну у кого дома не было хоть одной истории с его рисунками?

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-5
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-6
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-7

Я когда готовила материалы про апрелевских имениников - а Юрий Алексеевич родился 4 апреля 1900 года - с изумлением обнаружила, что не сделала ни одного поста, посвященного этому великолепному художнику. Срочно исправляюсь.

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-8
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-9
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-10

В роду Юрия Алексеевича было много известных живописцев и художников — Апполинарий Васнецов, изображающий в основном в своих полотнах исторические сюжеты, Виктор Васнецов — кто не видел его знаменитых «Богатырей»! — а другой родственник, Александр Васнецов, был крупным фольклористом, который собрал и бережно сохранил более 350 песен русского народа, преимущественно, северной России. Такое культурное семейное наследие не могло не сказаться на потомке и нашло отображение в его дальнейшем творчестве, в котором фольклорные традиции плотно переплелись с юмором и гротеском.

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-11
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-12
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-13

Юрий Васнецов с молодости связал свою жизнь с иллюстрацией детских книг. В 1928 году он начал сотрудничать с издательством «Детгиз», которое в дальнейшем переформировалось в не менее знаменитую «Детскую литературу».

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-14
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-15
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-16

Он оформил очень много детских книг — «Болото» Виталия Бианки, «Кошкин дом» и «Теремок» Маршака, «Краденое солнце» и «Путаницу» Чуковского... Параллельно с иллюстрированием преподавал в ленинградской школе изобразительное искусство, рисовал открытки, разрабатывал костюмы и декорации для ленинградских театров, занимался живописью. В 1971 году по его рисункам снят анимационный фильм «Терем-теремок».

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-17
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-18
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-19

Вот что говорил сам Васнецов о своем подходе к иллюстрированию: "Коробка спичек в сказке тоже должна быть сказочной. Я не могу говорить, как это у меня получается, но я твердо знаю: нельзя все страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность.

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-20
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-21
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-22

Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай — пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, желтеньким пятнышком в середине. Ландыши… Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король…"

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-23
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-24
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-25

Другой замечательный художник, тоже проиллюстрировавший немало детских книг - Лев Токмаков - написал в своей статье "Десять прогулок в детство": "Васнецов редко применяет форзац в обычной его функции — быть декоративной изнанкой обложки. Как правило, форзац у него на первом развороте образует нарядный ансамбль с титульным листом. А потом художник словно забывает о нем. Гостившего в книге читателя художник провожает «до околицы» и не устраивает чинного прощания с ним при помощи замыкания книжки форзацем. Душевный разговор продолжается предельно долго, и авторам и ребенку не хочется расставаться. Беседа обрывается спинкой обложки — внезапно. Дети ведь тоже больше любят слово «здравствуй» и терпеть не могут слова «прощай».

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-26
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-27
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-28

Васнецову очень дорог теснейший контакт со зрителем. Он делает все, чтобы вовлечь нас в свой удивительный мир, размыть границу между действием, происходящим на рисунке, и чтением книжки. В сказке «Лиса и Заяц» применен интересный прием: заяц и лиса нарисованы каждый сидящим в своем домике. И как-то не сразу замечаешь, что обе полуфигуры даны художником на небесном, голубом фоне. Ты не успел оглянуться, как уже сидишь внутри избушки и видишь ее хозяина как бы из глубины ее, на фоне оконного проема".

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-29
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-30
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-31

Сборник народных песенок и потешек «Радуга-дуга» вышел в 1969 году в московском издательстве «Детская литература». Спустя два года художник был удостоен за нее Государственной премии. А великому сказочнику Корнею Чуковскому, с которым Юрий Васнецов был очень дружен, "Радуга..." нравилась в такой степени, что он держал книгу на столике у изголовья в дни своей последней болезни и часто ее рассматривал.

 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-32
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-33
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-34
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-35
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-36
 Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно.-37

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать).

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.