Основа сказочного мира Васнецова — это живая реальность. Детство питало его творчество непрерывно. В него он смотрел как в сказочное «блюдечко с наливным яблочком» — катится яблочко по блюдечку, и возникают перед взором незабываемые картины отроческих лет… (Л. Носырев «А я ищу сказку», журнал «Юный художник», № 12.1979)
Есть книжки, которые, кажется, вшиты в нашу изнанку, ложатся в основу "культурного кода", и так или иначе формируют наши дальнейшие вкусы и предпочтения. И книжки с картинками Юрия Васнецова из этой серии, ну у кого дома не было хоть одной истории с его рисунками?
Я когда готовила материалы про апрелевских имениников - а Юрий Алексеевич родился 4 апреля 1900 года - с изумлением обнаружила, что не сделала ни одного поста, посвященного этому великолепному художнику. Срочно исправляюсь.
В роду Юрия Алексеевича было много известных живописцев и художников — Апполинарий Васнецов, изображающий в основном в своих полотнах исторические сюжеты, Виктор Васнецов — кто не видел его знаменитых «Богатырей»! — а другой родственник, Александр Васнецов, был крупным фольклористом, который собрал и бережно сохранил более 350 песен русского народа, преимущественно, северной России. Такое культурное семейное наследие не могло не сказаться на потомке и нашло отображение в его дальнейшем творчестве, в котором фольклорные традиции плотно переплелись с юмором и гротеском.
Юрий Васнецов с молодости связал свою жизнь с иллюстрацией детских книг. В 1928 году он начал сотрудничать с издательством «Детгиз», которое в дальнейшем переформировалось в не менее знаменитую «Детскую литературу».
Он оформил очень много детских книг — «Болото» Виталия Бианки, «Кошкин дом» и «Теремок» Маршака, «Краденое солнце» и «Путаницу» Чуковского... Параллельно с иллюстрированием преподавал в ленинградской школе изобразительное искусство, рисовал открытки, разрабатывал костюмы и декорации для ленинградских театров, занимался живописью. В 1971 году по его рисункам снят анимационный фильм «Терем-теремок».
Вот что говорил сам Васнецов о своем подходе к иллюстрированию: "Коробка спичек в сказке тоже должна быть сказочной. Я не могу говорить, как это у меня получается, но я твердо знаю: нельзя все страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность.
Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай — пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, желтеньким пятнышком в середине. Ландыши… Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король…"
Другой замечательный художник, тоже проиллюстрировавший немало детских книг - Лев Токмаков - написал в своей статье "Десять прогулок в детство": "Васнецов редко применяет форзац в обычной его функции — быть декоративной изнанкой обложки. Как правило, форзац у него на первом развороте образует нарядный ансамбль с титульным листом. А потом художник словно забывает о нем. Гостившего в книге читателя художник провожает «до околицы» и не устраивает чинного прощания с ним при помощи замыкания книжки форзацем. Душевный разговор продолжается предельно долго, и авторам и ребенку не хочется расставаться. Беседа обрывается спинкой обложки — внезапно. Дети ведь тоже больше любят слово «здравствуй» и терпеть не могут слова «прощай».
Васнецову очень дорог теснейший контакт со зрителем. Он делает все, чтобы вовлечь нас в свой удивительный мир, размыть границу между действием, происходящим на рисунке, и чтением книжки. В сказке «Лиса и Заяц» применен интересный прием: заяц и лиса нарисованы каждый сидящим в своем домике. И как-то не сразу замечаешь, что обе полуфигуры даны художником на небесном, голубом фоне. Ты не успел оглянуться, как уже сидишь внутри избушки и видишь ее хозяина как бы из глубины ее, на фоне оконного проема".
Сборник народных песенок и потешек «Радуга-дуга» вышел в 1969 году в московском издательстве «Детская литература». Спустя два года художник был удостоен за нее Государственной премии. А великому сказочнику Корнею Чуковскому, с которым Юрий Васнецов был очень дружен, "Радуга..." нравилась в такой степени, что он держал книгу на столике у изголовья в дни своей последней болезни и часто ее рассматривал.
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать).
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.