Щёлкая переключателем телепрограмм, заглянул на канал «Культура».
Там в программе «Музей Соломона Гуггенхайма. Взгляд куратора» шёл разговор с тем самым куратором. Точнее, кураторшей.
Вся беседа тележурналистки с работницей музея, проработавшей в нём 17 лет, велась, естественно, на английском. А как иначе, если музей находится в Нью-Йорке.
Разговор шёл о том, чтО должны видеть и кАк понимать увиденное посетители музея, изначально создававшегося для знакомства публики и пропаганды нового в первой половине и середине 50-х годов прошлого века искусства: авангардизма, модернизма, абстракционизма, всего того, что нынче принято называть «современным искусством».
Наряду с собеседницами телеоператоры показывали тех самых посетителей, которых должны были «просвещать» и приобщать к «современному искусству» работы его создателей, расположенные по стенам спиралевидных ярусов оригинального по архитектуре здания.
Обратил внимание, что тех посетителей набиралось по десятку – не больше – на каждый ярус.
Создавалось впечатление, что маловато находится любителей творчества экспрессионистов и постимпрессионистов; минималистов и постминималистов; сюрреалистов; концептуалистов; модернистов и прочих творцов «современного искусства», работы которых выставлены в этом «храме-музее беспредметности», как назвала его в своё время одна из его основательниц.
В разговоре собеседниц наиболее часто упоминалось имя Василия Кандинского. Видно, почитают. Это почитание оставило равнодушным.
Больше всего меня поразил контраст малолюдности посетителей в наши дни, и тех многочисленных их толп, которые собирались на каждом ярусе музея во время проведения в нём в 2005 году выставки «Russia».
В экспозиции той выставки не было «современного искусства», а были показаны американцам и другим посетителям музея работы русских мастеров - от древних русских икон до картин Левитана…
И подумалось: а может, не надо нас учить с экранов российского ТВ правильному пониманию того, что без подсказки разного рода «кураторов» (или мальчика из андерсеновской сказки) и не разберёшь. А показывать и рассказывать о том художественном богатстве нашей страны, как когда-то делали Ирина Антонова,
Савва Ямщиков или другие подвижники отечественной культуры.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.