Найти тему
MILITAN

Рассказываю, для чего американцам огромная деревянная платформа посреди пустыни

Оглавление

В самый разгар Холодной войны, на американской базе ВВС Киртланд, расположенной на юго-востоке города Альбукерке штата Нью-Мексико, был построен сверхсекретный испытательный полигон с кодовым названием "Trestle" ("Эстакада"). Официальное же его название такое длинное, что кажется в нем есть все буквы алфавита - "Air Force Weapons Lab Transmission-Line Aircraft Simulator" или ATLAS-I.

Главным строением на полигоне, стала гигантская деревянная конструкция, на столько крепкая, что могла выдерживать вес полностью снаряженного бомбардировщика. Строительство, возможно самой крупной деревянной конструкции в мире, велось с 1972 по 1980 год, а ее проектировщиком был Роберт Крауз, известный инженер-архитектор, который по проекту художника Уолтера де Марии спроектировал не безызвестное "Поле молний".

Air Force Weapons Lab Transmission-Line Aircraft Simulator" или ATLAS-I.
Air Force Weapons Lab Transmission-Line Aircraft Simulator" или ATLAS-I.

Так для чего же военным понадобилось строить эту "махину" из древесины? Причина заключалась в том, что конструкция, как и устанавливаемый на неё самолет, подвергали воздействию мощного электромагнитного импульса, равного по мощности тому, который возникает при ядерном взрыве. Кроме того, ЭМИ возникает не только при ядерном взрыве, самолет подвергается его воздействию, пусть и гораздо меньшему, во время полета на большой высоте.

При воздействии электро-магнитного импульса на некоторые электронные компоненты, в наше время уже не все, они выходят из строя. За всю историю человечества, было произведено только два эксперимента, задачей которых было понять, какой урон наносит ЭМИ. Я думаю, Вы уже догадались, кто производил эти испытания.

В 1962 году Штаты "хлопнули" 1,4-мегатонную бомбу в Тихом океане.

Задокументированные последствия:
- прервалась радиосвязь;
- полностью вышла из строя телефонная связь;
- на расстоянии около 1300 километров от эпицентра сработали системы охранной сигнализации, обесточились сети уличного освещения и, по непонятным причинам, системы зажигания машин.

Испытание на воздействие ЭМИ от ядерного взрыва на электронные и электрические приборы в США
Испытание на воздействие ЭМИ от ядерного взрыва на электронные и электрические приборы в США

Второй опыт был проведен в СССР, так же в 1962 году. Тогда была взорвана бомба в 300 килотонн.

Известно не много, но из доступного ясно, что напряжённость поля с расстоянием почему-то увеличивалась от 5 до 20 кВ. От этого сгорела телефонная линия и силовая подземная линия.

Испытание на воздействие ЭМИ от ядерного взрыва на электронные и электрические приборы в СССР
Испытание на воздействие ЭМИ от ядерного взрыва на электронные и электрические приборы в СССР

Чтобы этого не происходило, их делают стойкими к излучению, например с помощью изоляционных материалов путем физического экранирования электронных компонентов или с помощью программного обеспечения. Для этих целей и был построен полигон ATLAS-I, однако ученые и военные хотели понять не только воздействие ЭМИ на электронику, но и на другие компоненты и материалы.

Испытываемые самолеты подвергаются воздействию электричества напряжением до 10 миллионов вольт для имитации последствий ядерного взрыва и оценки “стойкости” электронного оборудования к ЭМИ.
Испытываемые самолеты подвергаются воздействию электричества напряжением до 10 миллионов вольт для имитации последствий ядерного взрыва и оценки “стойкости” электронного оборудования к ЭМИ.

Ориентировочная стоимость строительства объекта оценивается в 60 миллионов долларов. Установка состояла из основных двух частей: двух мощных генераторов Маркса, способных имитировать электромагнитные импульсные эффекты высотного ядерного взрыва и гигантской деревянной эстакады. Весь комплекс был смонтирован в яме в форме чаши, во первых во избежании помех, а во-вторых, чтобы не поднимать тяжеленный самолет, а закатывать на "Эстакаду".

Основная деревянная конструкция имела длину 300 метров, высоту 38 метров (около 12 этажей) и была изготовлена из 15 338 292 кубометров древесины. Для строительства была выбрана смесь пихты Дугласа и южной желтой сосны, поскольку обе они показали лучшую "прозрачность" при воздействии на них ЭМИ.

Конструкция собиралась на клей и деревянные соединения, при чем в качестве шкантов использовали оцилиндрованный бревна. Другими крепежными изделиями были деревянные болты и гайки. Несмотря на то, что не желательно было использовать металл, поскольку он мог создать помехи и повлиять на результат испытаний, он там был. Критически нагруженные опоры у самой земли были укреплены стальными кольцами. Система пожаротушения и даже пожарная лестница были изготовлены из стекловолокна.

На "Эстакаде" испытывались ракеты, транспортные самолеты, но самым большим "пациентом" был Rockwell B-1В Lancer, снаряженный вес которого достигал 216 тонн. Кроме проверки на живучесть электроники и многочисленных датчиков, собирались данные о проницаемости планера электромагнитных помех.

На полигоне было еще одно сооружение, здание обслуживающего персонала, которое было защищено клеткой Фарадея, стальной каркас обтянутый стальной сеткой. Здесь располагались офисы, лаборатории, зарядный блок генератора Маркса, система управления пуском, приборы мониторинга и сбора данных.

Air Force Weapons Lab Transmission-Line Aircraft Simulator" или ATLAS-I.
Air Force Weapons Lab Transmission-Line Aircraft Simulator" или ATLAS-I.

В 1991 году программа ATLAS-I была закрыта. Позже, появилась возможность проводить подобные исследования на гораздо более дешевых компьютерных моделях. В настоящее время "Эстакада" всё еще стоит на своем месте, и остается самой большой деревянной конструкцией в мире.

До 11 сентября 2001 года, на полигон водили постоянные экскурсии, но после терактов, их стали делать только для ограниченного круга лиц. Даже Голливуду запретили тут снимать фильмы на сайте, хотя это место могло бы стать идеальным местом для фильма о Джеймсе Бонде, действие которого разворачивается в последние дни холодной войны.

Единственные люди, которые сейчас пользуются эстакадой, это солдаты, которым нравится подниматься по сложной конструкции, и военная организация "Большая ворона", которая занимается охраной объекта. Сооружение стало домом для рысей, ворон, сов и краснохвостых ястребов. Как и многие из заброшенных объектов, не только военных, это место постепенно восстанавливается природой.

Поскольку объект был заморожен в начале "девяностых", система пожаротушения на нем была отключена. Поскольку "Эстакада" находится в пустыне, пропитанная креозотом древесина заметно просохла, вся конструкция стала вызывать опасения у военных из-за возможного пожара. Вопрос демонтажа оспаривается сторонниками сохранения полигона, как национального исторического памятника, хотя вряд ли это оправдано, поскольку база Киркланд является сверхсекретным объектом.

Поскольку "Эстакада" находится всего в полутора километрах от одной из взлётно посадочных полос международного аэропорта Альбукерке, она хорошо видна с пролетающих над пустыней коммерческих рейсов.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!