В 1908 году, в связи с предстоящими торжествами в честь 300-летия дома Романовых, Нижнему Новгороду подарили картину, которая стала одной из главных достопримечательностей города – полотно Константина Маковского «Воззвание Минина».
Над созданием картины, начиная от проработки замысла и эскизов, Константин Маковский работал 20 лет.
В 1891 году художник приезжал в Нижний Новгород. Он собирал исторический материал, делал этюды, портретные зарисовки, искал народные типажи.
И вот в 1896 году, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, произведение впервые было представлено публике. Картина «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», как назвал произведение сам живописец, поражала размерами – 6,98 на 5,94 метра. Для неё выстроили отдельный павильон.
Взору посетителей предстало грандиозное историческое полотно. На нём изображён Минин, обращающийся к народу с паперти церкви Николы на Торгу на Нижнем Посаде, близ Ивановской, по тогдашнему Тверской, башни.
Место воззвания Минина с точностью неизвестно, но, вероятно, это была именно площадь близ Никольской церкви на Нижнем Посаде, где было так называемое Лобное место, с которого объявлялись народу всякие правительственные указы.
По окончании выставки картину увезли.
В 1908 году картину купил император Николай II. Было решено передать её в дар Нижнему Новгороду в знак заслуг нижегородцев перед Отечеством. Канцелярия министерства императорского двора просила губернатора сообщить: имеется ли в городе подходящее помещение, где бы могла быть установлена "колоссальная картина».
Губернатор ответил, что высочайший дар может быть помещён в зале городской Думы или в Художественном музее. Выбрали в итоге первый вариант.
Из столицы картину доставили по железной дороге. Она была свёрнута, намотана на вал и упакована в ящик длиной 15 аршин (примерно 10,5 метра). В другом таком же ящике доставили раму в разобранном виде.
В присутствии полиции ящик вскрыли. Убедившись, что с картиной всё в порядке, его снова заколотили и в сопровождении стражей порядка 16 рабочих на руках перенесли его на пристань, где ожидала паровая баржа. Ввиду громадной ценности клади на баржу никого, кроме сопровождающих картину, не пустили.
По прибытии баржи на городскую сторону картину опять на руках, в сопровождении чинов полиции, доставили в здание городской управы.
После революции здание, где размещалась городская Дума, получило название Дворец труда. Картина осталась на прежнем месте. Новые власти также придавали ей большое значение. Даже в Великую Отечественную войну город нашёл средства для её реставрации.
В этом здании картина оставалась до 1972 года, после чего её передали Художественному музею. Для неё оборудовали отдельный зал. Там она и находится по сей день.