62,4K подписчиков

Хроника пикирующих беспилотников

7K прочитали

Эта статья представляет собой авторскую версию материала, опубликованного в еженедельнике Звезда

Почему украинские дроны прорываются в наши тылы?

В последнее время участились случаи применения ВСУ беспилотников по целям на территории России. В основном результаты никакие. БПЛА в лучшем случае долетают до окрестностей объектов, а в основном падают где-то по дороге. Наивысшим достижением была атака на аэродромы стратегов в Энгельсе и Дягилево, где погибли военнослужащие и был поврежден Ту-22М3. Наиболее интенсивные за последние дни действия беспилотников были 28-го февраля – пять атак за одни сутки. Правда 16-го января была предпринята атака на Крым десятью аппаратами, но все они были сбиты над морем.

Во всех таких случаях СМИ и блогосфера начинают оживлённо обсуждать «проблемы ПВО» и давать венным советы как её нужно обустраивать. Позвольте и мне, специалисту ПВО, высказать своё профессиональное суждение о противостоянии беспилотников и ПВО.

Я веду свой канал в Дзене, где много материалов по тематике ПВО. Регулярно приходится сталкиваться с упрёками комментаторов, что мол Россия проспала революцию БПЛА, российские генералы не готовили армию к такому массовому применению дронов. Хочу поддержать всех таких нытиков – да проспали, да не готовились к такой войне. Но проспали не только мы. Проспал весь мир. Все военные научные организации, академии и эксперты рассуждали о необходимости строительства всё более мощных, дальнодействующих, несущих значительную ракетно-бомбовую нагрузку или сложнейшие радиолокационные и разведывательные комплексы, аппаратов. Само собой это должны были быть большие аппараты. В результате промышленность понасоздавала "Глобал Хоки" и "Риперы", "Гермесы" и "Байрактары".

Коллаж автора
Коллаж автора

Вся эта техника применима только там, где нет серьёзной ПВО, или где по политическим мотивам их даже не пытаются сбивать, например, как американские RQ-4 Global Hawk, беспрепятственно летающие над Чёрным морем. Как ответил на вопрос корреспондента заместитель начальника зенитных ракетных войск ВКС РФ Юрий Муравкин "Это очень легкая, очень лакомая для "Панциря" мишень", и эти слова можно отнести и к другим нашим ЗРК и истребителям.

Но в СВО не эти аппараты оказались самыми результативными и опасными, кто нынче вспомнит про бесполезные Байрактары(?), а мелочь - квадрокоптеры из деталей с Алиэкспресс с «бомбовой» нагрузкой в одну ручную гранату, или самолётного типа БПЛА с «разведывательным комплексом» из одной телекамеры и в лучшем случае десятком-другим килограммов взрывчатки.

Вот к этому точно никто не был готов.

У нас тоже была концепция «больших и серьёзных» БПЛА. Те же Ту-141, Ту-143 – ведь это наши беспилотники. И сейчас ещё разрабатываем, и планируем производить таких монстров. Например, С-70 «Охотник» или «Гром» от компании «Кронштадт». Не разделяю общих восторгов в отношении их разведывательно-ударных возможностей. Любой ЗРК вероятного противника для них также опасен, как и наши для таких БПЛА.

Эта статья представляет собой авторскую версию материала, опубликованного в еженедельнике Звезда Почему украинские дроны прорываются в наши тылы?-2

А вот для борьбы с авиацией противника связка Су-57 и четырёх С-70, была бы очень эффективна. Но это тема другого разговора.

Пока же мы имеем атаки беспилотных аппаратов ВСУ, прорывающихся на большую глубину на нашу территорию.

И всё-таки, как они прорываются?

Соцсети. На месте падения украинского БПЛА.
Соцсети. На месте падения украинского БПЛА.

Вот обломки аппарата, совершившего самый глубокий прорыв – 28-го февраля 2023 года он, выработав топливо, упал на подходе к газораспределительной станции у деревни Губастово под Коломной. Это примерно 95 км от Москвы. Но вряд ли целью этого беспилотника, опознанного, как UJ-22 Airborne ( производства компании «Укрджет»), была ГРС.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Он же "до того как"

В СМИ указывается, что на борту было 46 кг взрывчатки. Цифра явно завышенная, даже на меньшую дальность аппарат с полной взлётной массой 86 кг доставить столько не мог бы. Но пару мин калибра 82 мм (3.4 кг) или безоболочечное взрывное устройство в десяток килограммов – вполне.

Упал сам, ПВО помешало ему только косвенно – обходил зоны обнаружения и истратил топливо. И вот тут вопрос – как это обходил? Для этого как минимум нужно знать дислокации наших РЛС и ЗРК, да и гражданских РЛС системы управления воздушным движением. Значит была точная информация об этом. Дальше уже оператор через воздушные или спутниковые ретрансляторы или заданная программа ведут по сложному маршруту в обход.

Но тогда следующие вопросы: – откуда эти сведения?, кто рассчитал все поворотные точки маршрута так, чтобы они совпали с прохождением нужного спутника или своевременно поднял в небо самолёт-ретранслятор (у ВСУ таких нет)? Вопросы риторические, ответы всем известны.

То, что произошло в Туапсе, я, честно говоря, объяснить не могу. Недостаточно информации в открытом доступе. Но твёрдо знаю, что пропустить такие цели, как Ту-141, заходящие с моря, ПВО не имеет права. Если это были действительно Ту-141, и они действительно заходили с моря.

Можно предположить, что противник, а в этом случае таковым нужно считать и авиацию НАТО в числе разведывательных самолётов, круглосуточно и непрерывно висящих над Чёрным морем, улучил момент, когда какие-то наши РЛС дежурного режима на побережье были отключены. На регламентные работы или из-за неисправности. Но чтобы отработать такую вводную, ВСУ понадобилось бы порядка двух часов. Час на полёт от Одессы, порядка 800 км по предполагаемому маршруту, и час на подготовку.

Один беспилотник упал на краю нефтебазы, два других «промахнулись и улетели» Адыгею. Как промахнулись? А Кавказские горы? Минимум километр-полтора высоты им нужно было бы набрать.

Долго, видимо, выжидали подходящий момент.

К таким же, координируемым НАТО, ударам следует относить и попытку ВСУ 6-го февраля этого года, когда в лесу под Калугой упал и взорвался от столкновения с деревьями Ту-141 Стриж. Либо неисправность радиовысотомера, либо этот прибор был подавлен РЭБ. В этот раз дрон был снаряжен весьма серьёзным боеприпасом – фугасной авиабомбой ОФАБ-100-120. В СМИ можно встретить предполагаемый маршрут его полёта из окрестностей украинской Шостки.

Брянская и Белгородская области регулярно десятками и сотнями сбивают БПЛА, Точки-У и снаряды Хаймерсов. Откуда же он взялся под Калугой? Ответ тот же. Враг с помощью разведавиации НАТО, американских ИСЗ радиотехнической разведки непрерывно мониторит состояние нашей ПВО. При выявлении ослабления радиолокационного поля, через прореху оперативно направляются ударные беспилотники. А в этих областях достаточно пересеченная местность с перепадами высот до 200 м. Здесь очень сложно создать сплошное радиолокационное поле на предельно малых (ПМВ) – до 200 м высотах. Да даже и на малых (МВ) – до 1 км. Требуется большое количество радиолокационных средств.

Вывод простой – прорех быть не должно. Но как же трудно это организовать одними наземными РЛС! Самолётов ДРЛО у нас маловато. Впрочем, об этом ниже.

Ещё пример. 7 октября прошлого года беспилотник упал и взорвался на военном аэродроме «Шайковка» в Калужской области (275 км от Москвы). Предполагается, что это был китайский аппарат Mugin-5 PRO, такой же, как два ударивших 22-го июня по Новошахтинскому НПЗ. Или сходный с ним по внешнему виду и характеристикам Skyeye

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Во всех случаях результаты удара никакие. Такой аппарат смог бы долететь из-за границы, при условии точного знания состояния радиолокационного поля в любой момент. То есть при поддержке разведывательной информацией от США.

Попытки ударов, совершенно очевидно, производятся не только из-за линии фронта. Но и с нашей территории. Диверсантами или сочувствующими террористами. Для таких действий используются совсем малогабаритные дроны. В «моду», если так можно говорить про вооружённую борьбу, входят дроны класса FPV. Это предельно лёгкие, предельно дешёвые аппараты. Так называемые «гоночные».

Они действительно используются для соревнований по пилотажу. Аббревиатура FPV означает, что оператор наблюдает за полётом аппарата через его бортовую камеру – на экране пульта управления или в видеоочках. Грузоподъёмность – 1 кг, но чаще намного меньше. Время полёта 10-15 минут («дальнолёты» до 30), для барражирования не годятся. Такие дроны оснащаются, как правило, самодельными безоболочечными взрывными устройствами, чтоб не тратить запас грузоподъёмности на корпусы. Вот, например квадрокоптер Eachine E58 WIFI FPV

Эта статья представляет собой авторскую версию материала, опубликованного в еженедельнике Звезда Почему украинские дроны прорываются в наши тылы?-6

Такой аппаратик стоит всего 4000 руб. Но он в состоянии поднять 100 гр взрывчатки или зажигательной смеси. Более крупные могут даже взять кумулятивную гранату. Опасность таких дронов в том, что они могут быть запущены "в упор» из ближайших к объекту кустов. Вспомним ряд безуспешных атак в Севастополе, организаторы которых были задержаны. БПЛА запускались ими практически из города. Также вплотную к аэродрому Мачулищи диверсант запустил дроны, которые смогли повредить наш самолёт ДРЛО А-50. Повреждения незначительные, самолёт сохранил способность выполнять боевую задачу, тем не менее его отправили на завод для небольшого ремонта.

Никакая ПВО от таких дронов не защитит. Только бдительность граждан может помочь выявлять таких операторов с их оборудованием. Видишь «пилота», знаешь, что военный или промышленный объект рядом – не поленись позвонить в милицию.

Табаки и подхрюкиватели всех мастей с удовольствием критикуют нашу ПВО, как будто где-то есть лучше. Они ехидничают – генералы такие-сякие не знают, не умеют и не хотят…

И ладно бы рекомендации по организации ПВО давали только они. К сожалению, многие комментаторы с военным, но не ПВОшным, образованием тоже поддаются такому соблазну.

Ведь нет же ничего проще, чем судить, лечить, тренировать сборную по футболу и организовывать ПВО! В этих делах все разбираются.

К сожалению, это не так. Что бы там не утверждали отдельные мастера эстрады, но Земля «кривая». Точнее шарообразная. Про геоид не будем говорить – зачем нам такая точность?

И на этом шаре существует такое понятие как горизонт. Он зависит от высоты глаз наблюдателя над поверхностью и высоты наблюдаемого объекта. Чем выше наблюдатель, тем дальше отодвигается горизонт. Спросите хотя бы у Маши из сказки «Маша и медведь». Для наблюдателя, стоящего в бескрайней ровной степи легковая машина из-под горизонта начнёт появляться всего лишь с расстояния около 4-х км. Для радиолокационной станции (радара, как нынче модно) стоящей на ровной поверхности с центром антенны на 5-ти метрах, цель, летящая на высоте 100 м будет видна в соответствии с формулой радиогоризонта

Дпв=4.12 (√hантенны+√hцели) (высоты подставляем в метрах, ответ в километрах)

на расстоянии около 50 км. На высоте 200 м дальность обнаружения составит 67 км.

Эта статья представляет собой авторскую версию материала, опубликованного в еженедельнике Звезда Почему украинские дроны прорываются в наши тылы?-7

На такой дальности цель будет обнаружена дежурной РЛС. Дальше информация о ней поступит на КП РТВ, потом КП ЗРВ, здесь примут решение привести в готовность полк или бригаду, пройдёт ещё несколько минут на приведение и, наконец, ЗРК получит целеуказание и обстреляет цель. Если она ещё не улетела. По тихоходной цели ещё можно таким образом отстреляться, по Ту-141 Стриж будет поздно.

Всё? Безнадёга?

Нет, конечно! Выход есть, но этот выход стоит больших ресурсов. И не только финансовых. Нужно заранее!!! За много лет до начала боевых действий разработать и произвести большое количество зенитной ракетной и радиолокационной техники, обучить и дать опыт службы десяткам тысяч офицеров и солдат, развернуть Систему ПВО. А это не только техника, позиции, но и система образования, военно-технические школы в промышленности, военные городки, поликлиники, школы-детсады и много чего другого.

Российская СИСТЕМА ПВО лучшая в мире. Есть некое подобие такой в КНР, КНДР, Иране и Сирии. Ни в Израиле, ни в США, ни на Западе в целом ничего похожего просто нет. Всё фрагментарно.

Но при этом никаких ресурсов ни у одной страны не хватило бы на прикрытие от средств воздушного нападения (СВН) всей своей территории. В особенности от маловысотных СВН, каковыми и стали в последнее время БПЛА.

В деле борьбы с беспилотниками информация о цели, её своевременное обнаружение имеют первостепенное значение. Мы, да и никто бы другой в мире, не можем обеспечить безразрывное, сплошное радиолокационное поле на предельно малых высотах по всей стране. Да у нас очень хорошие РЛС, но их недостаточно для этого.

- А самолёты ДРЛО? Автор, ты ничего не сказал про воздушную компоненту Системы!

Скажу.

У нас есть самолёты ДРЛО. В боевом составе ВКС 15 А-50 разных модификаций и один незавершенный испытаниями и доводкой А-100.

Фото РИА Новости.
Фото РИА Новости.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У

Но проблема в том, что дальность обнаружения даже их мощных радиолокационных комплексов по малогабаритным стеклопластиковым дронам будет вряд ли больше 50-100 км. Причем зона их обнаружения непрерывно перемещается. Получается, чтобы закрыть «ленточку» в 1500 км такими летающими радарами, их нужно было бы держать в воздухе по 5-6 одновременно. Выполнять функцию дальнего радиолокационного обнаружения могут и истребители Су-30 и МиГ-31. Но нужно учитывать, что они видят воздушную обстановку в некотором секторе, а не вкруговую.

В такой ситуации доброжелатели в едином порыве со злопыхателями, стали вдруг синхронно рассуждать об РЛС на аэростатах. Вот, что пишет уважаемый мной военный эксперт Владислав Шурыгин, иллюстрируя свою мысль вот такой картинкой

Эта статья представляет собой авторскую версию материала, опубликованного в еженедельнике Звезда Почему украинские дроны прорываются в наши тылы?-9

«Мы многократно писали про преимущества аэростатов для задач обнаружения низколетящих целей — это самый недорогой и надежный вариант для ответа на возникшую угрозу атак БПЛА большой дальности полета.

и далее

Поднять на аэростаты РЛС дальнего обнаружения низколетящих целей - это будет адекватный ответ на возникшую реальную угрозу!»

Увы и это не панацея. Так же, как и разрабатываемый компанией Кронштадт беспилотник Гелиос-РЛД. Два главных момента ограничивают возможности такого рода аппаратов. Как самолётного, так и аэростатного. Низкая энерговооруженность и малые размеры. Есть такой термин – потенциал РЛС. Это безразмерная величина прямо пропорциональная мощности передатчика и произведение коэффициентов усиления антенны на передачу и прием и обратно пропорциональная чувствительности приёмника. В формуле ещё несколько параметров, но для упрощённого представления достаточно. Проще говоря – чем мощнее передатчик и больше антенна, тем дальше такой радар будет обнаруживать цели. У вышеуказанных классов аппаратов и с тем и с другим всё очень плохо. Мощный радар, предполагает мощный источник электропитания на борту. Ни тот ни другой аппарат его не поднимут. А антенны… Вы что считаете, что эта белая дощечка на пузике Гелиоса-РЛД сравнится с антенной А-50? Не смешите! А нет большой мощности, нет большой антенны, нет и большой дальности обнаружения.

Фото компании Кронштадт
Фото компании Кронштадт

Компания Кронштадт. БПЛА радиолокационного дозора Гелиос-РЛД прототип на выставке Армия 2020.

И мало-мальски серьезную аппаратуру для борьбы с помехами на них также не разместить. Такие РЛС будут иметь дальности обнаружения малогабаритных БПЛА даже меньше, чем собственные станции ЗРК малой дальности Тор и Панцирь. Единственное преимущество в том, что для них нет затеняемых участков воздушного пространства.

Есть и ещё один технический момент с этими аппаратами. Связь с наземными средствами. Или как говорят технари – сопряжение. Кому и как такой аппарат будет сбрасывать разведанную воздушную обстановку? Маленькому пункту управления как на картинке на базе Урала? А дальше? Надо же передать на КП зенитной ракетной бригады/полка. И на КП истребительной авиации. Желательно и ближайшему ЗРК напрямик. Но ведь структуры АСУ иерархические! Значит информация будет проходить с задержками. За все годы существования А-50 нам так и не удалось создать надежную систему передачи данных с него на землю. Много промежуточных пунктов передачи на пути. Кое-что сделано для ЗРС С-400, но это далеко не совершенная система. Все наши АСУ в ПВО имеют иерархическую структуру. А нужна сетевая, где можно устанавливать связь "каждый с каждым".

Короче это направление – аэростаты ДРЛО, развивать нужно, только на более серьёзном уровне. Сейчас невозможно, как представляют разные далёкие от понимания, что такое ПВО, эксперты взять и установить РЛС на аэростат. Подходящих радаров и систем управления нет. Ну а бортовая энергетика на данном этапе не может быть достаточной. Сегодня это покажется кому-то смешным, но нужны большие воздушные корабли, дирижабли с ядерным реактором. Они должны нести на борту не только мощный радиолокационный комплекс, но и ракеты. Как минимум для самообороны такого корабля, а как максимум и для создания зоны запрета доступа там и тогда, где и когда это нужно. Но это дело будущего.

И что же делать сейчас?

Надеюсь вы, читатель, поняли, что в задаче борьбы с БПЛА главная составляющая – обнаружение. На больших и средних высотах обнаружение обеспечивается. На малых и предельно малых много проблем.

Какие же решения доступны вот прямо сейчас, имеющимися средствами? Прежде всего очень продуманное использование всех РЛС не только ПВО, но и других ведомств. В УВД немало радаров, которые полностью обеспечивают радиолокационное поле на средних и больших высотах в центральном регионе страны. Возложить на них обязанность дежурить по согласованным с ПВО графикам, доверить им полностью отвечать за это поле. Высвободить за счёт этого военные РЛС, которые обеспечивают это же поле ещё раз, переставить их на направления, где недостаточное покрытие по малым высотам.

Организовать непрерывное патрулирование в воздухе Су-30 и МиГ-31 в дополнение к А-50. Да это большая нагрузка на лётный и технический составы, которые и так не прохлаждаются, огромный расход ресурса. Но это необходимо.

Обнаруженный дрон уже наполовину уничтожен. В наличии и в разработках огромное число средств борьбы.

Можно много рассуждать о том, что беспилотники преодолевают «сотни километров» эшелонированной обороны. Но нужно быть реалистами. ПВО у нас – объектовая. Не территориальная. Накрыть сплошным колпаком суммарной зоны поражения ЗРК по малым высотам всю территорию невозможно. Значит нужно прикрывать наиболее интересные для врага объекты. Хотя террорист на то и террорист, он не пойдёт в атаку на прикрытые объекты.

Но и в этом плане командование Вооружённых сил, ВКС делают всё возможное. Сколько возмущения, проплаченного или наивного, было, когда устанавливали дополнительные ЗРК в Москве! Но это новая реальность. Опасные БПЛА будут всё более входить в жизнь не только России и Украины, но всего мира.

Где возможно, ставятся ЗРК, ЗРПК – вот пример из Туапсе. Прямо в порту установлен Панцирь-С1.

Фото из соцсетей
Фото из соцсетей

ЗРПК Панцирь С-1 в порту Туапсе. Рядом накрытый плёночным чехлом станковый пулемёт. Старый добрый ДШК или более современный Корд.

Большие и средние дроны за пределами зон поражения ЗРВ должна уничтожать истребительная авиация. Но ещё раз – обнаружение! Вот главная проблема.
Квадрокоптеры же и малые дроны – это не забота ПВО. Бессмысленно стрелять из пушки по воробьям. Такой мелочью должна заниматься непосредственно охрана объектов, вооружённая «дронобойками» - противодроновыми ружьями. А главное – бдительные граждане. Я не призываю бить по голове любого, кто в видеоочках. Но если у кого-то помимо такого девайса ещё и пульт управления в руках, почему бы не сдать его полиции? Там разберутся.

Эта статья представляет собой авторскую версию материала, опубликованного в еженедельнике Звезда Почему украинские дроны прорываются в наши тылы?-12

Это жжж неспроста!

Развитие темы Рипер. Неудобные подробности

Эта статья представляет собой авторскую версию материала, опубликованного в еженедельнике Звезда Почему украинские дроны прорываются в наши тылы?-13

ссылка на Юмани

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302