Найти тему
7Дней.ru

«400 ударов»: культовый фильм, который нужно посмотреть хотя бы раз в жизни

В кинотеатрах стартует мини-ретроспектива Франсуа Трюффо – и начинается она самым знаменитым его фильмом, жестоким и нежным одновременно.

   «Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма
«Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма

Рассказываем, что такого интересного в «400 ударах» и почему их обязательно нужно смотреть.

Есть фильмы, которые непременно нужно увидеть хоть раз в жизни – и «400 ударов» (1959), конечно, к ним относится. Это фильм о детстве, но не детский (хотя очень рекомендуем смотреть его со знакомыми подростками). Из «400 ударов» «выросли» все картины о трудных подростках – от «Алисы в городах» Вима Вендерса до «Пацанов» Динары Асановой. Ну? а если попытаться охарактеризовать «400 ударов» одной фразой, пусть это будет чужая цитата – из «Леона» Люка Бессона: «Жизнь всегда такое дерьмо или только в детстве? – Всегда».

   «Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма
«Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма

Еще «400 ударов» считаются самым успешным дебютом в истории кино. Разочаровавшись в профессии критика, Франсуа Трюффо решил попробовать снимать фильмы – и его ждал триумф. Сам он, впрочем, предпочитал называть это местью: в 1958-м ему отказали в журналистской аккредитации в Каннах, а ровно через год он вернулся в те же Канны уже с собственным фильмом, и ему рукоплескал огромный зал – и жюри, и зрители. Прошло 64 года, а «400 ударов» снова и снова входят во всевозможные рейтинги – включая рейтинг Британского киноинститута «Десять фильмов, которые вы должны увидеть до того, как вам исполнилось пятнадцать».

   «Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма
«Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма

Эта картина почти полностью – автобиографическая история. 12-летний мальчик, Антуан Дуанель (в фильме его играет 14-летний Жан-Пьер Лео), спит на рваном матрасе в коридоре, куда его «выселили» мама и отчим. Мать присутствие сына сильно раздражает, и причину этого раздражения мы узнаем чуть позже: Антуан был нежеланным ребенком и до девяти лет жил с бабушкой. В школе у мальчика тоже проблемы, и живет он то у лучшего друга, то вообще на улице. Чтобы достать деньги, Антуан крадет из офиса отчима пишущую машинку, и этот проступок приводит его сначала в полицейский «обезьянник», а потом и в подобие колонии для несовершеннолетних.

   «Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма
«Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо Кадр из фильма

Все, в общем, так и было. Трюффо тоже был нежеланным ребенком, тоже жил у бабушки до того, как ему исполнилось десять, и, да, как и Антуан, он однажды соврал директору, что прогулял школу, потому что его мать умерла. Трюффо в детстве жил в том же IX округе Парижа, а его лучшим другом (кстати, на всю жизнь) был одноклассник Робер Ляшене (в фильме его зовут Рене Беже). Да о чем говорить, если даже Жана-Пьера Лео Трюффо выбрал благодаря внешнему сходству с самим собой.

При этом «400 ударов» – не история одного конкретного ребенка. Это фильм о нелюбви в целом и о том, к чему она может привести. Антуан Дуанель – мальчик с грустными глазами и богатым внутренним миром – едва не гибнет, потому что никому нет до него никакого дела. Франсуа Трюффо выкарабкался, став великим режиссером, а его фильм призван помочь другим Антуанам, которые прячутся внутри нас или живут с нами рядом.