Найти тему
Кинопроба

В шаге от «Оскара»: победы и поражения русского кинематографа

Оглавление

Kinoproba.com
Kinoproba.com

Едва успела отгреметь церемония вручения престижной кинопремии «Оскар-2023», как кинематографисты всего мира принялись планировать новые победные проекты и разбирать ошибки старых.

Российские фильмы – не большая, но все же редкость для этой премии. Однако ежегодно десятки отечественных картин и их создателей пытаются поучаствовать в гонке за знаменитой статуэткой, минуя все преграды. На этот раз оказаться в Лос-Анджелесе среди номинантов посчастливилось режиссерам из Якутии – Максиму Арбугаеву и его сестре Евгении.

Снятая ими документальная короткометражка «Выход» соревновалась с тремя американскими и одним индийским коротким метром, но проиграла «схватку» последнему – фильму «Заклинатели слонов» («The Elephant Whisperes») от режиссера Картики Гонсалвеса.

Кто еще из представителей отечественной киноиндустрии «не дошел» до заветной победы, и становился ли когда-либо «Оскар» нашим – в материале «Кинопробы».

Какие российские фильмы были номинированы на «Оскар»

Для начала представляем вам полный список российских и советских фильмов-номинантов, участвовавших в церемонии награждения премией «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за последние 54 года. Обладатели золотой статуэтки выделены жирным шрифтом.

  • «Война и мир», 1969;
  • «Братья Карамазовы», 1970;
  • «Чайковский», 1972;
  • «…А зори здесь тихие», 1973;
  • «Дерсу Узала», 1976;
  • «Белый Бим Черное ухо», 1979;
  • «Москва слезам не верит», 1981;
  • «Частная жизнь», 1983;
  • «Военно-полевой роман», 1985;
  • «Урга: Территория любви», 1993;
  • «Утомленные солнцем», 1995;
  • «Кавказский пленник», 1997;
  • «Вор», 1998;
  • «12», 2008;
  • «Левиафан», 2015.
  • «Нелюбовь», Андрей Звягинцев, 2018
  • «Выход», 2023

Напомним, что последнее вручение стало 95-ым по счету, а сама американская кинопремия была учреждена в 1929 году. За это время «Оскар» оброс неимоверным количеством скандалов, интриг и мифов. Постараемся развеять некоторые из них, а также вспомним несколько интересных фактов с участием наших картин, режиссеров и артистов.

Кинопремия «Оскар» | wikipedia.org / BDS2006 / CC BY-SA 3.0
Кинопремия «Оскар» | wikipedia.org / BDS2006 / CC BY-SA 3.0

Призрачный «Оскар» советской «Радуги»

Военная драма «Радуга» была снята режиссером Марком Донским («Человек-невидимка») в 1943 году. Картина основана на одноименной повести Ванды Василевской и рассказывает о боевой партизанке и ее доблестных односельчанах, проявивших невероятную отвагу в годы Великой Отечественной войны.

Кинолента получила признание зарубежных зрителей, поэтому в Советском Союзе слагались все новые и новые легенды о получении «Оскара» этим фильмом. На самом же деле, статуэтку «Радуга» никогда не получала, и даже не могла завоевать по одной простой причине: категория «Лучший фильм на иностранном языке» была введена гораздо позже релиза нашей ленты. Одни источники утверждают, что номинация была введена Американской киноакадемией после 1947 года, другие – что появилась она лишь в 1957 году.

Однако картина действительно выходила в американском прокате и была отмечена престижными наградами, среди которых специальный приз от Ассоциации кинокритиков США. Считается, что сам 32-ой американский президент Франклин Рузвельт был впечатлен «Радугой».

Советские власти также не оставили без внимания драму, выдав за нее Сталинскую премию I степени режиссеру фильма, а также двум актрисам – Наталье Ужвий и Нине Алисовой. Двумя годами ранее, в 1944 году, эти же артистки удостоились от правительства Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного знамени соответственно. Орденами Красной Звезды также были награждены оператор Бенцион Монастырский и актриса Елена Тяпкина.

Кадр из фильма «Радуга», 1943, СССР.
Кадр из фильма «Радуга», 1943, СССР.

Первый призрачный «Оскар»

Принято считать, что единственным русским актером, удостоившимся премии «Оскар» за свою работу, стал Юл Бриннер (при рождении – Юлий Бринер). В 1956 году артист стал обладателем статуэтки за лучшую мужскую роль в музыкальном байопике «Король и я». Только вот фильм американский и создан был местным режиссером Уолтером Лэнгом, да и сам Юлий никогда не снимался в советских картинах.

Однако родился артист действительно у нас – во Владивостоке, в 1920 году. И до начала кинокарьеры успел пожить не только в столице Дальнего Востока, но и на Сахалине, и в Санкт-Петербурге, а также в Швейцарии, Японии, Китайской Республике, и даже в Париже. В 1941 году он не обосновался в США, где начал брать уроки актерского мастерства у театрального педагога, российского и американского артиста Михаила Чехова.

Правда, сам Юлий сложил иную легенду о своем происхождении, из-за чего в последствии разругался со всеми членами его многочисленной семьи. Он всем рассказывал, видимо для пущего драматизма, что родился в цыганском таборе на Сахалине, и один из его родителей якобы тоже цыганского происхождения.

Артист отлично пел, был телеведущим и играл в театре. Свою первую роль в кино он исполнил в 1949 году в фильме «Порт Нью-Йорка». Затем он снялся в качестве фараона Рамзеса II в картине «Десять заповедей» и только лишь после успеха ленты «Король и я» в актере признали кинозвезду мирового масштаба.

Фильмография Бриннера насчитывает около 44 проектов, среди которых известная мелодрама 1972 года «Анна и король» и «Мир Дикого Запада» 1973-го.

Кадр из фильма «Король и я», 1956, США.
Кадр из фильма «Король и я», 1956, США.

Каждый, кто не первый – тот у нас второй

Триумфатором премии «Оскар-1969» среди отечественных кинематографистов стал режиссер Сергей Бондарчук с его исторической экранизацией драмы в четырех частях «Война и мир». Победу картина одержала, конечно же, в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Стоит отметить, что Бондарчук на вручение награды от Американской киноакадемии не приехал, поскольку был занят съемками нового проекта. Получала почетную статуэтку от лица всей творческой группы исполнительница роли Наташи Ростовой – актриса Людмила Савельева.

Спустя год испытать фортуну американской кинопремии решил постановщик Иван Пырьев («Кубанские казаки»), и тоже за счет произведения русского классика. Это была адаптация «Братьев Карамазовых» Михаила Достоевского, остановившаяся в шаге от «Оскара» в той же «иностранной» номинации.

Кадр из мини-сериала «Война и мир», 1965, СССР.
Кадр из мини-сериала «Война и мир», 1965, СССР.

Первый реальный «Оскар»

Однако не все знают, что реальным первопроходцем западной кинопремии стала другая советская картина, победившая в 1943 году в категории «Лучший документальный фильм». Сняли эту «золотую» киноленту режиссеры-документалисты Илья Копалин и Леонид Варламов вместе с фронтовыми операторами.

Фильм получил название «Разгром немецких войск под Москвой» и демонстрирует хронику переломной битвы за Москву в Великую Отечественную войну. Правда, для кинопроката в США проект был переозвучен, перемонтирован и переименован на более грандиозный лад – «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»).

Кадр из фильма «Разгром немецкий войск под Москвой», 1942, СССР.
Кадр из фильма «Разгром немецкий войск под Москвой», 1942, СССР.

Баллада, влюбившая весь мир в советского солдата

Кинорежиссер Григорий Чухрай в 1959 году выпустил игровую адаптацию книги Валентина Ежова «Баллада о солдате». Уже через год картина была номинирована на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а в 1962-ом – на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий», тем самым, побывав на вручении премии раньше работы Бондарчука.

Правда, реальной награды фильм удостоился не от американской, а от Британской киноакадемии – лучший фильм 1962 года. Да и сам режиссер узнал о высокой оценке западной и европейской публики лишь спустя несколько лет – власти СССР холодно приняли ленту и не стали оповещать автора о профессиональных заслугах.

При этом картина получилась в непривычном для советского зрителя жанре – роуд-муви, и повествует о нескольких днях из жизни солдата, отправившегося в отпуск домой к матери. Главные роли исполнили Владимир Ивашов, Антонина Максимова, Жанна Прохоренко, Николай Крючков, Евгений Урбанский и Мария Кремнева.

Кадр из фильма «Баллада о солдате», 1959, СССР.
Кадр из фильма «Баллада о солдате», 1959, СССР.

Как японский режиссер нам «Оскар» принес

Точнее, как советский кинематограф помог Акире Куросаве с первым «золотом» от киноакадемии США. Тут кому как больше нравится. Однако факт – именно уроженец Токио принес в СССР второй «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 1976 году.

Приключенческий байопик называется «Дерсу Узала» и рассказывает историю Владимира Арсеньева – известного исследователя Дальнего Востока, и его проводника – местного охотника Дерсу Узала. Играть последнего должен был тоже японский актер Тосиро Мифунэ («Семь самураев»), однако обстоятельства сложились не лучшим образом для артиста, и ему пришлось отказаться от роли.

Тогда Куросава настоял, чтобы центрального персонажа сыграл Максим Мунзук («Сибириада») – советский артист, родом из Тувы. Тогда как роль самого исследователя исполнил Юрий Соломин («Адъютант его превосходительства»).

Куросава же после этого снял еще много значимых фильмов, среди которых те самые «Семь самураев», «Красная борода», «Жить», «Рай и ад» и многие другие. За свою плодотворную работу кинематографист в 1990 году удостоился второго своего «Почетного «Оскара». Однако, «Дерсу Узала» так и осталась единственной работой режиссера, снятой не на родном языке.

Кадр из фильма «Дерсу Узала», 1975, СССР, Япония.
Кадр из фильма «Дерсу Узала», 1975, СССР, Япония.

«Москва слезам не верит», вот и я не верю

Вручение наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа за 1980 год проходило в Лос-Анджелесе 31 марта 1981 года. Тогда номинирована на приз среди картин на иностранном языке была и работа Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Присутствовать на торжественной церемонии режиссер не мог, поскольку был «невыездным» – по крайней мере, по словам самого Меньшова. В итоге, третью награду для советской индустрии кино получал представитель посольства СССР в Америке. Когда же кинематографисту сообщили о победе, в Москве уже наступило 1 апреля. Поэтому свой триумф Владимир Валентинович принял за розыгрыш коллег. Только новостной выпуск подтвердил режиссеру эту информацию.

Шутка ли – тогда на главный приз киноакадемии претендовали «Обыкновенные люди» режиссера Роберта Редфорда, а в категории «иностранных фильмов» с нашей мелодрамой соревновались работа уже оскароносного Акиры Куросавы «Тень воина», знаменитого французского постановщика Франсуа Трюффо «Последнее метро», фильм «Доверие», принадлежавший одному из учредителей Европейской академии кино венгру Иштвану Сабо, а также испанское «Гнездо» от Хайме де Арминьяна.

Вера Алентова, Алексей Баталов | Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Вера Алентова, Алексей Баталов | Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.

Рекордсмен по номинациям

Только за стойкость и непоколебимую веру в победу Никите Сергеевичу уже стоит вручить «Почетный «Оскар». Впервые его работу внесли в категорию претендентов на награду Американской киноакадемии в 1993 года – это была драма «Урга: Территория любви», снятая Михалковым в 1991 году.

Также за главную статуэтку в области кино боролся его криминальный детектив «12», но лишь военная драматическая картина «Утомленные солнцем» принесла ему главную награду в 1995 году. Претендовала на участие в премии 1998 года и мелодрама «Сибирский цирюльник», но ни в одну из категорий так и не пробилась.

Стоит отметить, что в каждом из номинированных фильмов Никита Сергеевич выступил еще и в качестве актера, пусть порой и эпизодического. Помимо «Оскара» в копилке режиссера «золото» Каннского, Венецианского и других кинофестивалей.

Несмотря на все свои заслуги и регалии, Михалков считает, что премия «Оскар» изжила себя. В конце 2022 года он предлагал российским кинематографистам отказаться от участия в престижном западном смотре. Но, как видно, брат и сестра Арбугаевы не послушались именитого наставника.

Никита Михалков | Кадр из фильма «Утомленные солнцем», 1994, Россия, Франция.
Никита Михалков | Кадр из фильма «Утомленные солнцем», 1994, Россия, Франция.

Не мировым, так якутским «Оскаром» богаты

Семейство Арбугаевых – знатные киноделы в Якутии. На счету Максима четыре режиссерские и более десяти операторских работ: «Генезис 2.0», «Бой», «Когда кончится лето», «Уральское дерби» (оператор), «Великий северный путь» (оператор) и другие.

Его сестра Евгения – пока дебютант в кинематографе, однако половина режиссуры, сценарной и операторской работы в «Выходе» принадлежит именно ей. К тому же, девушка впервые выступила и в роли продюсера в этой нашумевшей документальной короткометражке про моржей и морского биолога Максима Чакилева.

Номинированные на «Оскар-2023» режиссеры лично посетили церемонию вручения, а также прочие сопутствующие мероприятия в Лос-Анджелесе. Этому свидетельствуют опубликованные ими в соцсетях многочисленные фотографии, где они запечатлены то с оскароносными режиссером и оператором Дэном Кваном и Роджером Диккинсом, то с актерами Бренданом Фрейзером и Колином Фарреллом.

Однако победу среди короткометражных документальных фильмов одержала индийская картина «Заклинатель слонов» режиссера Картики Гонсалвеса. Боролись за статуэтку в этой же номинации американцы: постановщик Джей Розенблатт с фильмом «Как измеряется год?», Энн Альверг и Дебра Макклатчи – «Эффект Марты Митчелл», Джошуа Сэфтел – «Незнакомец у ворот».

Зато свой «Оскар» Арбугаевы все же получили, правда, чуть раньше и в Якутии. Торжественное объявление лауреатов национальной кинопремии «Чыпчаал» состоялось 28 февраля. Кинематографистам Максиму и Евгении вручили специальную статуэтку за «Прорыв года».

Максим и Евгения Арбугаевы на церемонии вручения премии «Оскар-2023» | Фото из соцсетей
Максим и Евгения Арбугаевы на церемонии вручения премии «Оскар-2023» | Фото из соцсетей