«Шазам! Ярость богов» показал один из самых слабых стартов в истории киновселенной DC. Картина Дэвида Ф. Сандберга заработала за первый уик-энд всего 30,5 млн долларов в США и 65 млн во всем остальном мире. Для сравнения: «Чудо-женщина» в дебютные выходные заработала в Штатах 103 миллиона, а «Аквамен» — 67 миллионов. Студия, похоже, смирилась с будущими убытками — цифровой релиз сиквела состоится уже 18 апреля, всего через месяц после кинотеатральной премьеры. Разбираемся в его нелегкой судьбе.
Слабый старт
«Шазам! Ярость богов» дебютировал в американском прокате с первого места, но едва ли это обстоятельство кого-то обрадовало. Аналитики изначально прогнозировали блокбастеру Дэвида Ф. Сандберга слабый старт в районе 35–40 млн долларов, но в реальности результаты сиквела оказались еще хуже. Второй «Шазам» собрал всего 30,5 млн долларов, а первая часть в 2019 году заработала за дебютные выходные 53,5 миллиона.
Хуже начинали только «Чудо-женщина: 1984» (16,7 млн долларов) и «Отряд самоубийц» Джеймса Ганна (26 миллионов), но обе картины выходили в период пандемии одновременно с цифровым релизом. Даже недавний «Морбиус» от Sony и тот показал лучший результат, записав в свой актив 39,2 миллиона.
Всего по миру «Ярость богов» за первый уик-энд собрала 65 млн долларов. Особенно разочаровывающими получились сборы в Китае — всего 4,4 миллиона против 30 у первой части. Впрочем, Collider подмечает, что китайский рынок уже утратил былую значимость: мало какие голливудские фильмы получают прокатное разрешение, а из тех, кто его все-таки добивается, только редкие картины вроде третьего «Мира Юрского периода» или «Аватар: Путь воды» привлекают китайского зрителя.
Итоговая касса первого фильма при бюджете в 100 млн долларов составила 366 миллионов. Затраты на производство второго оцениваются в 110–125 миллионов. С учетом дебютных выходных Deadline сомневается, что «Ярость богов» сможет выйти в плюс.
В DC, похоже, ожидали слабых сборов, поскольку еще в телевизионном ролике, выпущенном незадолго до премьеры, слили один из тщательно оберегаемых секретов сиквела — камео Чудо-женщины в исполнении Галь Гадот. Ускоренный цифровой релиз картины, назначенный на 18 апреля, на этом фоне выглядит как признание поражения.
А что говорят критики и обычные зрители
Критикам фильм не понравился. Если первый «Шазам!» может похвастаться 90%-ным рейтингом свежести на Rotten Tomatoes и 71 баллом на Metacritic, то у «Ярости богов» оценки куда хуже — 53% на RT и 47 баллов на Metacritic. Зрительские оценки разделились: пользователи Metacritic поставили сиквелу 5,7 балла, а вот на RT вторую часть оценили даже лучше первой — 87% против 82%.
Обозреватели жалуются, что сиквел получился хуже оригинала, и ругают перегруженный и бессвязный сюжет, скучный экшен и перебор компьютерной графики. Из плюсов выделяют только легкую манеру повествования да актерскую игру Закари Ливая. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм можно прочитать тут.
Причины провала
Энтони Д’Алессандро из Deadline постарался разобраться в причинах провала картины и выделил следующее:
- ковид. Американский кинорынок еще не до конца восстановился после пандемии. Сборы по-прежнему уступают доковидным годам на 30%, и среднестатистического зрителя стало сложнее затащить в кино;
- промокампания. Warner не стали слишком агрессивно пиарить фильм, а главный слоган кампании «Everybody is a Shazam» («В каждом живет Шазам») словно бы обесценивал значимость главного героя;
- взросление главного героя. Большая часть очарования первого «Шазама» строилась на контрасте между взрослым супергероем и его детским альтер эго — четырнадцатилетним Билли Бэтсоном. Но за прошедшее с первой части время Бэтсон ощутимо повзрослел (играющему его Эшеру Энджелу уже 20);
- необязательность сиквела. «Шазам!» явно не вписывается в озвученные новыми главами DS Studios планы на дальнейшее развитие киновселенной. Так что аудитория не видит смысла ходить на фильм о герое, который в обозримом будущем все равно больше не появится на экранах;
- Дуэйн Джонсон. Фанаты в соцсетях винят в случившемся Скалу. По их мнению, именно он предложил снять отдельный блокбастер про Черного Адама, главного противника Шазама, и тем самым «похоронил» обе франшизы. Адам получился слишком позитивным для антигероя, а Шазам лишился достойного злодея в сиквеле.
Впрочем, Генри Гайден, соавтор сценария «Ярости богов», не отметает возможности, что Шазам еще вернется в будущем. «У нас были самые предварительные разговоры с Ганном и Сафраном о будущем франшизы, но любые разговоры о возможном продолжении должны дождаться итоговых сборов второй части», — рассказал он.
«В последние годы сиквелы DC демонстрируют убывающую отдачу, — резюмирует аналитик Шон Роббинс из BoxOffice Pro. — Это усугубляется текущей творческой встряской, влияние которой станет ощутимо только через несколько лет. Но на данный момент обычному зрителю франшиза кажется еще более сегментированной».
Variety избегает дискуссий о неизбежном закате супергеройского жанра — «Стражи галактики 3» и «Человек-паук: Паутина вселенных» обещают войти в число главных летних релизов, — но предупреждает, что в будущем студии уже не смогут надеяться, что любая крупнобюджетная адаптация комикса автоматически заработает полмиллиарда долларов в прокате.
Устал от супергероики
Режиссер второй части Дэвид Ф. Сандберг никак не комментировал низкие сборы сиквела, но принял критику в адрес фильма близко к сердцу. В Twitter он отметил, что «Ярость богов» получила самую низкую оценку от критиков в его карьере и в то же время — самую высокую от простых зрителей.
«Я и не ожидал повторения успеха первого фильма в плане критики, но все равно несколько удивлен ее оценками. На мой взгляд, „Ярость богов“ — хороший фильм», — написал кинематографист.
Сандбергу также не понравились некоторые аспекты рекламной кампании картины. В частности, он выражал недовольство слитым камео Чудо-женщины и призывал избегать телевизионных роликов, чтобы не наткнуться на спойлер.
Сандберг явно не рассчитывает на потенциальную третью часть и планирует вернуться в хоррор и заняться чем-то новым. «После шести лет с „Шазамом“ я определенно на время завязал с супергероями, — пояснил он. — Не поймите меня превратно, я ни на секунду не пожалел, что взялся за эти фильмы. Я очень многое узнал, мне довелось поработать с поистине прекрасными людьми. Это был очень сложный, но ценный опыт, и я всегда буду гордиться этими картинами».
Автор: Алексей Ионов