Найти тему
Канал "Я- Русский!"

Советский разведчик смог уничтожить 24 вражеских самолета прямо на аэродроме.

В Украинском городе Николаев на месте бывшего аэродрома был организован парк победы. В этом парке установлен памятник на которой можно увидеть надпись: "На этом месте 10 марта 1942 года разведчик Александр Сидорчук совершил одну из самых значительных диверсий против немецких оккупантов". Но, а какой именно диверсии идет речь?

В 1944 году город Николаев был освобожден от немецких войск. Во время осмотра тела одного из офицеров вермахта во внутреннем кармане кителя была обнаружена фотография, на которой были запечатлены немецкие солдаты и офицеры, смотрящие на огромный столб черного дыма. На обороте был надпись: "Эльза! Самое страшное это партизаны. Николаев. 1942 год". Данное фото можно найти в экспозиции музея "Подпольно-партизанское движение на Николаевщине в годы Великой Отечественной войны. 1941-1943 г."

На данном фото запечатлен взрыв на Ингульском аэродроме на котором располагалась четвертая воздушная армия Германии, готовившаяся к отправке на Кавказ. Группа Николаевского подпольного центра под руководством капитана Виктора Лягина неоднократно совершали диверсии в районе аэродрома. Диверсантами было уничтожено 30 вражеских машин, подорван склад амуниции, сожжено около 4000 покрышек, уничтожено несколько домов и самолетов.

Но самую крупную диверсию удалось совершить разведчику Александру Сидорчуку. Старший лейтенант Сидорчук был родом из села Радошин Ковельского района Волынской области, сыном работника железной дороги. В партизанском отряде занимал должность заместителя капитана Лягина по диверсионной работе. Срочную службу Александр Сидорчук проходил на Тихоокеанском флоте, после демобилизации работал на рыболовецком судне в Черном море, именно поэтому в отряде ему дали позывной "моряк".

После прохождения спецподготовки Сидорчук был заброшен в Николаев. Вскоре он познакомился со своей будущей женой, немкой Адель Келем. Спустя некоторое время Адель и Александр узаконили свои отношения, что существенно облегчило диверсионную работу Александра.

Немцы доверяли мужу своей соотечественницы, что позволило Александру в 1942 году устроиться работать на аэродром в качестве слесаря- качегара котельной ангаров и служебных помещений. Александр был добросовестным работником, выполнял все поручения начальства и очень быстро заслужил возможность беспрепятственно передвигаться по территории аэродрома. Эта возможность позволила Александру изучить аэродром более подробно, он запомнил места, где располагались посты охраны, изучил систему охраны аэродрома и самое главное он наметил лучшие места для установки взрывчатки.

Диверсию Александр решил провести днем. Чтобы жители города видели, что здесь хозяйничают не немцы, а советские "партизаны". В осуществлении диверсии Александру активно помогала его жена Адель. Немцы полностью ей доверяли поэтому никогда не её досматривали на пропускном пункте. Позже Адель вспоминала:

Немцы никогда не проверяли, что я несу в корзине. Охранники знали, что я местная немка. Они часто посмеивались по поводу того, что мой муж останется голодным и будет ругаться, если я долго буду говорить с ними. Если бы они знали, какие «пирожки» я несу через их посты.

Процесс минирования был очень сложен и опасен. Опасаясь обнаружения Александр Сидорчук проводил закладку мин ночью. Позже в книге Геннадия Петровича Лисова "Право на бессмертие" будет рассказано об этой диверсии:

Нагруженный минами отважный разведчик быстро перебегал от самолета к самолету, временами останавливался, прислушивался к ночной тишине и вновь следовал своим маршрутом. Этот маршрут был много раз выверен им вместе с Лягиным по заранее вычерченной схеме аэродрома. Сидорчук часто посматривал на часы, стараясь уложиться в намеченный график. Время подгоняло подпольщика. Наконец все мины разнесены. Сидорчук начал новый круг. В ночной темноте, почти на ощупь, он укладывал мины в дренажные колодцы у взлетно-посадочных полос и соединял их электропроводкой. Где возможно, старался продублировать соединения, делал все, чтобы не допустить осечки.

В 12 часов дня 10 марта 1942 Ингульском аэродроме прозвучало несколько мощных взрывов. В результате успешной диверсии загорелись ангары, бензохранилища и боеприпасы. В результате взрыва было уничтожено 24 вражеских самолета и 25 авиационных двигателей.

Сидорчука, который был на хорошем счету у немцев ни в чем не заподозрили. Позже Александр устроился охранником в Николаевском порту. Где так же стал готовить очередную диверсию. 5 ноября 1942 Александр запланировал сжечь склад нефтепродуктов. Для этого он заранее заложил взрывчатку у резервуаров с топливом, а ночью во время обхода поджог бикфордов шнур. К сожалению, отойти на безопасное расстояние Александр не успел, так как наткнулся на немецких солдат.

Взрыв резервуаров с топливом был настолько мощный, что пожар в порту не могли потушить два дня. Сам же Сидорчук в результате взрыва получил множественные ожоги и был контужен. Врачи делали все возможное, чтобы спасти жизнь героическому разведчику, но, к сожалению, полученные ранения оказались смертельными.

Поддержать автора.

Яндекс кошелек: 410013038171493

Яндекс карта: 4048 4150 2640 2210

Чат для общения: перейти.

Спасибо что дочитали что публикацию. Хочу предложить еще несколько публикаций, которые могут быть вам интересны:

Хотите поддержать канал? Подписывайтесь, ставьте лайки и рассказывайте о канале друзьям.
Хотите оставить своё мнение о теме статьи? Милости просим в комментарии.
На канале регулярно выходят новые публикации на различные тему связанные с нашей страной.