Чтобы решить проблемы манипуляций, успеваемости и в целом, каких-то проблемных ситуаций, вначале необходимо обратить внимание на стиль воспитания ребёнка . Но сразу обозначим, что нельзя сказать, что какой-то лучше, какой-то хуже. А вот о том, что существует несколько аномальных стилей воспитания проговорим ниже.
Их аномальность заключается в том, что они препятствуют нормальному развитию ребёнка.
1. Гипопротекция:
недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, к его делам, интересам, тревогам.
Типичная ситуация при гипопротекции: дети начинают привлекать внимание к себе внимание, зачастую негативными реакциями (плохие отметки, плохое поведение, истерики).
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.
Типичная ситуация при доминирующей гиперпротекции: ребёнок либо пытается вырваться на свободу, снять с себя ограничения; либо ничего не может сделать без родителя.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.
Типичная ситуация при потворствующей гиперпротекции: при выходе в социум ребёнок стремиться к «обожанию», при этом, если этого не происходит, то реагирует очень остро и любыми способами пытается добиться превосходства.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.
Типичная ситуация при эмоциональном отвержении: ребёнок закрыт, либо не умеет выражать свои эмоции экологично (агрессивен).
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
Типичная ситуация при повышенной моральной ответственности: формирование синдрома отличника ( попытка угодить всем и вся), другая крайность-формирование синдрома самозванца, так как удовлетворить все ожидания невозможно.
Присоединяйтесь в наш открытый канал для неравнодушных к процессу воспитания и обучения.