Найти тему

Назад в детство. Музей советских игрушек в Шуе

140 прочитали

Если вы считали себя серьезными взрослыми, то просто давно не ностальгировали по прошлому. Музей семьи Копытовых с порога погружает в детство. В зале временной экспозиции пока что царит Новый год. Ватные Деды Морозы здесь и правда дедушки. По возрасту. В коллекции экземпляры от 40-х годов до распада СССР. Рядом за стеклом - редкие хрупкости - игрушки из целлулоида. Обычно из такого материала делали погремушки. И, например, знакомые всем Неваляшки.

Алёна Копытова, руководитель музея кукол и игрушек СССР и ГДР: «Это набор фигурок из Чиполлино. Всего их должно быть 9. У нас собран Лимон, Синьор Помидор, Чиполлино, и Барон Апельсин. Очень яркие, красивые. Это игрушки известного художника Маргариты Вильям».

Руководит музеем Алена. Про себя шутит - не наигралась в детстве, теперь вот так доигрывает. Начинала свой путь реставратора и собирателя кукол в 2014 году. С собственной игрушки из детства.

Алёна Копытова, руководитель музея кукол и игрушек СССР и ГДР: «У меня была вот эта вот куколка Вика. Она мне досталась по наследству. И в свое время я ее уиграла. У нее сломались руки, оторвались ноги, мама сшила руки как могла. Ну она была горячо любима. С нее все началось».

В их с мужем настоящем, а вовсе не кукольном доме собраны сотни кукол, о каких она мечтала в детстве. Например, вот таких ходячих.

- Нужно ее держать за ведущую руку.

- Она сама идет!

- Она идет и крутит при этом головой.

- Наверное, мечта любой девчонки! У меня не было такой.

- И у меня не было.

Есть в коллекции Алены кукла, созданная по образу и подобию Эдиты Пьехи. Зовут ее Лика. А вот такая же кукла как Светлана участвовала в съемках фильма «Гусарская баллада». Тут, кстати, практически все экспонаты имеют имена. Это непослушная Аленка - интерактивная часть выставки. Почему она непослушная можно узнать, покормив игрушку.

- Это ложечка с кашей...

- Ах!

- Не кушает?!

- Нет, она не хочет. Кивает головой - не хочу.

- Попробуйте предложить ей молоко.

- Алёна!

- На молоко. Ах!

- Дети, которые приходят к нам на экскурсии, говорят, что у нее там датчик движения.

Когда увлеклась реставрацией и коллекционированием советских игрушек, Алена и не предполагала, что кукольное собрание разрастётся до музея. Сейчас у нее сотни игрушек из пластмассы, опилок, старой резины, металла. Этот раритетный «Москвич» самой первой серии выпуска приехал в Шую летом. Конечно же, в упаковке. Кстати, прошел испытание младшим научным сотрудником музея - четырехлетним сыном Копытовых.

Алёна Копытова, руководитель музея кукол и игрушек СССР и ГДР: «Приходят ребята на экскурсию, я им разрешаю и включать свет, и нажимать клаксон. И если, например, детей не очень много, нам позволяет место, то мы иногда даже катаемся».

В соседней комнате - царство для мальчиков разного возраста. Тут собран игрушечный автопарк. Кстати, по стоимости вполне сопоставим с настоящим. Реставрацией этих экспонатов занимается муж Алены.

- Оренбуржец, соответственно произведен в Оренбурге. Это «Москвич» третьей серии, самый последний. Автомобиль педальный «Львовянка». Педальный конь.

- Он есть!

- Он существует, да. Педальный мотороллер «Кроха».

Самый необычный здесь экспонат - велосипед на ручном управлении.

- Он очень необычен тем, что здесь нужно крутить педали не ногами, а руками.

- То есть он едет?

- Он едет.

Хозяйка кукольной коллекции рассказывает, что знания о возрасте игрушек, особенностях их выпуска собирала по крупицам. Изучала фабрики, заводы, артели. Так узнала, что такое куклы-дутыши, плакун и, например, технология флиртующих глазок.

Алёна Копытова, руководитель музея кукол и игрушек СССР и ГДР: « Здесь у меня находится мастерская. Моя тайная комната. Проходите. Здесь у меня хранятся всякие запасы материалов. Краски, волосы, одежда, головы, руки, ноги глаза, все, что мне может понадобиться. Ну и также я здесь храню кукол, которые нуждаются в реставрации или которые ждут места в новой экспозиции».

Игрушки времен СССР или их различные части Алена находит на барахолках, на аукционах в интернете. Еще чаще ей их приносят и просто вешают на дверь, подбрасывают за забор. Или дарят.

Алёна Копытова, руководитель музея кукол и игрушек СССР и ГДР: «Нам прислал даритель две антикварные куклы. Пока она у меня на определении эта куколка. Мне определяют ее как 30-40 годы американскую».

На реставрацию одной игрушки может уйти не один месяц. Хозяйка их ремонтирует, одевает. Сшить костюм - одна из самых сложных задач. Делается из тканей, которые находит в сундуках. И по образу фабричной. Музей кукол и игрушек семьи Копытовых - это место, где живет детство и счастливые воспоминания. Посетители, рожденные в советские годы, любят здесь поностальгировать.

Алёна Копытова, руководитель музея кукол и игрушек СССР и ГДР: «Радуются. Иногда грустят. Вспоминают обязательно. Обсуждают друг с другом всегда. Если приходят мама и дочка, говорят: «Вот, у меня была такая кукла, ты помнишь?» - «Помню. Я ее кому-то отдала» - «Зачем ты ее отдала? Это же была моя любимая кукла!».

Если вы думали, что музей будет интересен только взрослым, которые играли в эти игрушки, то вы ошибаетесь. Протестировано. Поколению гаджетов эта игрушечная старина очень нравится.

Вика Копытова:

- Есть у тебя каике-то любимые игрушки вот из таких старинных игрушек?

- Да есть.

- Покажешь нам?

- Да.

- Давай.

- Вот этот мишка. Я его очень люблю!

- Чем он тебе так дорог?

- Потому что я с ним играла.

Музей советских игрушек в Шуе охотно принимает гостей. Кстати, посещения тут бесплатные. Хозяева говорят, рады делиться. Ведь счастливые детские воспоминания бесценны.

Наталья Сергеева, Максим Шишкин. Телекомпания «Барс».