Найти в Дзене
Святые места

Как правильно читать вечерние молитвы

- Батюшка, что-то совсем не выходит у меня чтение вечернего правила… Устаю, сил нет. Что мне с этим делать? – печально спросила женщина у своего настоятеля. Надежде было не больше сорока лет, и в храм она ходила регулярно. Впервые она появилась в церкви в момент глубокой скорби, оплакивая трагическую гибель супруга, причиной которой стал несчастный случай на производстве. Надежда осталась матерью-одиночкой с двумя детьми, ещё не достигшими совершеннолетия. Время и вера помогли ей пережить трагедию и прийти в себя, однако же в храм она приходить не перестала. По вечерам, ради дополнительного заработка, женщина выходила на подработку уборщицей. Её настоятель, отец Владимир, был приобщён к церкви в давний период хрущёвской антирелигиозной кампании. Он был выходцем древнего рода священнослужителей. Отца его отправляли в ссылки по лагерям, однако это нисколько не поколебало желания отца Владимира ступить на духовный путь. Его самого жизнь не баловала – в своё время ему довелось претерпет

- Батюшка, что-то совсем не выходит у меня чтение вечернего правила… Устаю, сил нет. Что мне с этим делать? – печально спросила женщина у своего настоятеля.

Надежде было не больше сорока лет, и в храм она ходила регулярно. Впервые она появилась в церкви в момент глубокой скорби, оплакивая трагическую гибель супруга, причиной которой стал несчастный случай на производстве.

Надежда осталась матерью-одиночкой с двумя детьми, ещё не достигшими совершеннолетия. Время и вера помогли ей пережить трагедию и прийти в себя, однако же в храм она приходить не перестала.

По вечерам, ради дополнительного заработка, женщина выходила на подработку уборщицей. Её настоятель, отец Владимир, был приобщён к церкви в давний период хрущёвской антирелигиозной кампании. Он был выходцем древнего рода священнослужителей.

Отца его отправляли в ссылки по лагерям, однако это нисколько не поколебало желания отца Владимира ступить на духовный путь. Его самого жизнь не баловала – в своё время ему довелось претерпеть и побои от комсомольцев, и гонения, и какое-то время провести в клинике для душевнобольных людей – там он тоже оказался стараниями «строителей светлого будущего».

Слушая Надежду, настоятель стоял, в задумчивости преклонив голову.
- Я расскажу тебе об одном методе. Мне его очень давно подсказал отец, - отозвался батюшка, взглянув на Надежду, - Под конец тридцатых годов он попал под репрессии и его отправили в лагерь, рубить лес. Естественно, молиться тогда людям запрещалось, а потому христиане читали короткие молитвы мысленно.

Мой отец всегда говорил, что смысл любой молитвы заключается в предстоянии пред Господом, а потому каждое своё деяние следует совершать так, будто совершается оно перед лицом Отца Небесного. И поводов для молитвы искать не стоит – они везде есть.

Например, разводишь костёр и глядишь на пламя – вспомни про пламя гиенское. Или, допустим, берешься за мытьё полов – думай о том, что дух твой также нечист, как эти полы. И так же – во всём остальном.

Тот же самый совет, Надежда, я могу дать и тебе. Каждое дело своё совершай ради и во имя Бога, будь уверена, что он всегда рядом с тобой, что он всё видит, всё подмечает. И молитвы возноси краткие.

- Но как же быть с вечерним правилом? – с удивлением спросила настоятеля женщина.

- Наденька, любое правило должно быть, прежде всего, тебе по силам. Случается, и довольно часто, что неопытные верующие люди в момент душевного подъёма берут на себя слишком многое.

Господь, благодатный и милосердный, утешает немощи наши – тогда нам кажется, что возносить молитвы очень просто. Однако потом приходит время борьбы – тогда благодать Божья слегка отступает, и мы остаёмся один на один с собственными прегрешениями.

Вот тут-то наше молитвенное правило, до сих пор выполняемое без особых усилий, становится вдруг непомерно тяжким. Многие священнослужители не зря говорят о том, что гораздо лучше исполнять малое правило, но исполнять в положенное время и полностью, чем брать на себя большое и потом корить себя за его неисполнение.

Надежда, внимательно слушавшая батюшку, начала понимать подлинный смысл его слов. Ведь и правда – вечернее правило, взятое ей, было немалым. Помимо молитв, которые она возносила перед сном, она также читала канон Богоматери и Ангелу-Хранителю, а также несколько псалмов из Псалтыри.

Из-за собственной духовной неопытности и неискушённости ей казалось, что чем больше молитв она вознесёт, тем скорее Бог сможет её услышать.

- Отец Владимир, но что же тогда мне лучше читать во время вечернего правила? – недоумевала Надежда.

- Наденька, милая, нужно не читать, - улыбнулся батюшка, - нужно молиться. Видишь разницу? Господу не молитвы как таковые нужны, но наша искренность, наше подлинное рвение. Ты хоть целый молитвослов за раз прочитай, но если о Господе не вспомнишь – всё без толку.

Ведь те же вечерние и утренние правила нужны нам не ради бездумной «вычитки» молитв. Они должны наше сердце подогревать – сначала, утром, мы просим у Бога помощи в грядущих делах, а вечером благодарим Его и приносим покаяние за свершённые прегрешения.

Наши молитвы подобны тлеющим уголькам, неугасающим в течении целого дня. А правила, о которых мы говорим, и предназначены для того, чтобы эти угольки раздувать, но не гасить. Можно вычитывать огромные правила, но если не будет в них подлинного внимания, то не принесёт тебе такое правило ничего хорошего.

Надежда, устыдясь, опустила глаза – отец Владимир был прав, он как будто бы видел, как она, выбившись из сил под конец дня, стремилась как можно скорее покончить с вечерним правилом и, наконец, уснуть. Мыслями в такие моменты Надежда была очень далека от Бога.

Увидев смущение женщины, батюшка мягко сказал:

- Я рекомендую тебе подобрать несколько молитв, которые тебе особенно по душе и именно их и возносить. Скажи, разве твоим детям будет счастье от усталой, раздражённой мамы? Господь ведь всё видит – и твоё рвение, и твою искренность. Ну, а теперь ступай c Богом! – улыбнулся отец Владимир, напоследок осенив женщину крестным знамением.

Читайте еще:

Молитвы, которые должен знать каждый | Святые места | Дзен