Книга Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, потрясающе красивая, яркая, богатая на символы и отсылки книга.
Это одна из самых позитивных книг Библии, она очень радостная, и была написана в те времена, когда людям так было необходимо утешение.
Книга Апокалипсис писалась для слушания в общине Христиан, ибо грамотность в те времена была довольно низкой, к тому же бумага стоила дорого, книги писались в ручную, поэтому мало кто мог позволить себе иметь книгу.
Христиане приходили, и грамотный человек зачитывал эту книгу, об этом написано в самом Апокалипсисе:
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Блажен, тоесть счастлив, потому что для людей которые жили в ту эпоху и писалась эта книга, чтобы поддержать их.
Апокалипсис писался в очень сложный период для Церкви, это 90-е годы первого века, уже поутихли Нероновские гонения, но Христиан всё гонят, о них никто не знает ничего, и Христианам страшно за будущее, оно совершенно неясное.
И в это время и создаётся эта книга.
Начинается она с обращение Христа Церквям Малой Азии:
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Ангел, это либо Ангел Хранитель Церкви, либо это Епископ, который ответственен за вверенную ему Церковь.
Христос говорит удивительные слова, ты не холоден, и не горяч, это отсылка на те курорты которые там были.
Дело в том, что рядом с тем, где находилась Лаодикия находится Памукалле, и туда многие ездили лечиться минеральными водами.
Они были как горячими, так и холодными, чтобы нагреть, или охладить относительно окружающей температуры нужна энергия, нужно затратить силы.
И Христос критикует тëплых, то есть тех, кто плывëт по течению, и живëт как все.
И так в начале Апокалипсиса отличаются Христиане живущие в богатых и зажиточных городах таких как Эфес, Смирна, Сардис, Филадельфия, и другие.
Христос критикует недостаток веры, и любви который свойственен большинству людей.
По мере движения по книге Апокалипсис, действия перемещаются с земли, в небесные сферы.
Библия говорит, в мире существует зло, и зло не просто как абстракция, или субъективное восприятие проблем.
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Море, для людей той культуры, это символ страха, тëмных стихий. И вот из моря выходит чудовище, на котором написаны богохульные имена.
Это чудище – антихрист, оно главное зло в книге Апокалипсис.
Кто такой "антихрист"? "Анти" означает вместо, или против, то есть это что-то, что вытесняет Христа из жизни людей.
и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
В Апокалипсисе описывается антихрист, как некий дракон, которому все поклоняются как божеству.
Очевидно, что это символы, которые показывают, на глубокий смысл.
Те кто вместо Христа, поставили успех, благополучие, и другие блага цивилизации, это и есть поклонение антихристу, кто не записан в книге жизни у Христа, те не служат Христу, а служат этому миру, а князь этого мира - сатана.
Далее в Апокалипсисе антихрист гонит Христиан и веры почти не остаëтся на земле.
То есть цивилизация полностью обольстила всех, все живут только земными интересами.
И вот тогда начинаются радостные события для оставшихся Христиан:
И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,
3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
Это явная параллель к Исходу Евреев из Египта, и их переход через море.
И вот Христиане, кто не был как все, а старался жить правильно, они стоят на море, которое как бы стеклянное, и ждут перехода в Царствие Небесное.
И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы.
Вавилон как символ вообще цивилизации, пал, его нет закрывается мир, со всем злом, несправедливостью.
Первые Христиане всегда ждали, и даже думали, что это скоро случится при их жизни, но цивилизация продолжила своë развитие.
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
Завершается книга Апокалипсис, началом новой, уже вечной жизни, где отсутствует любое зло, моря уже нет, то есть всего того, что пугало людей, любых страшных стихий не будет в вечности, ни страданий, не переживаний, всё это остаëтся в прошлом.
На такой позитивной ноте заканчивается книга Апокалипсис.
И эта книга поддерживала Христиан первого века, и всех последующих времëн.
Эта книга вечно актуальная, ибо она как описывает реалии жизни Христиан первого века, так и Апокалипсис это книга о жизни Христианина в этом мире, то есть понимать её можно, как и индивидуальную книгу, так и книгу про всё человечество, настолько глубокая и необъятная эта прекрасная книга, о прошлом, настоящем, и будущем.