Брак знаменитого режиссера Леонида Гайдая и актрисы Нины Гребешковой длился 40 лет. Поначалу этот союз вызывал у многих удивление: слишком разные были супруги. А потом всем стало понятно: это же идеальная семья. Без преувеличения можно сказать, что такой ее сделала Нина Гребешкова.
А познакомились они еще студентами во ВГИКе. Юная Нина робела перед бывшим фронтовиком, высоким (183 см.), долговязым парнем, старше ее на 7 лет. Но они начали встречаться. Леонид ежедневно провожал Нину до дома после занятий. (Кстати, эти прогулки влюбленных потом будут отображены в сценах с участием Шурика и Лиды в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»). А однажды вдруг заметил, что хватит все ходить и ходить, надо пожениться! И Нина, оценив остроумную «шутку», согласилась: давай! И тут же забыла об этом. Но Гайдай был серьёзен. Попросил Нину принести паспорт. И в один прекрасный день пошли и зарегистрировали брак.
И начались повседневные заботы и проблемы. Скажем, со здоровьем. Так, очень скоро Нина узнала, что ее муж страдал от язвы желудка. Ему было нужно особое питание. И Нина быстро научилась готовить диетические блюда. А потом и ездила с мужем в киноэкспедиции, чтобы следить за его меню. А также содержать в чистоте и порядке его гардероб.
Кстати, Леонид Иович, как и многие творческие личности, был не приспособлен к быту. Про Гайдая даже в шутку говорили, что ему проще написать сценарий, чем поменять перегоревшую лампочку. Хозяйственными делами занялась Нина Павловна. Многому научилась сама. И ремонты, и дача, и забота о дочери, и весь остальной быт, – всё лежало на её хрупких плечах. Нина Гребешкова старалась освоить все, чтобы супруг не отвлекался от творчества.
К тому же нередко она была еще и добытчицей.
Конечно, Гайдай получал приличные гонорары за свои выдающиеся фильмы. Но деньги быстро заканчивались. И тогда Нине Гребешковой приходилось усиленно работать.
Она много снималась, не отказываясь ни от каких ролей. Ее фильмография насчитывает более 80 ролей. И, между прочим, работала она не только в фильмах мужа, но и у других режиссеров. Хотя самые известные роли ее, конечно, в шедеврах Гайдая. Стоит только вспомнить врача из «Кавказской пленницы, или Новых приключений Шурика», жену Горбункова из «Бриллиантовой руки», Анну Горбушкину из бесподобной комедии «Не может быть».
Вообще, Нина Гребешкова отличалась предприимчивостью и выносливостью. Когда появилась возможность купить кооперативную квартиру, она уехала сниматься на Казахской киностудии – там платили больше. Так и заработала деньги на первый квартирный взнос. А однажды все же не вытерпела. Взяла и заявила мужу, что устала, больше не может все тянуть одна и уходит от него. На что Гайдай посмотрел на нее глазами полными тревоги, обхватил голову руками и воскликнул: «Я не выживу без тебя, я пропаду !». И этой фразой потушил конфликт раз и навсегда. Больше подобные вопросы не поднимались в их семье.
Что поделать, Гайдай был, как и все гении, немного не от мира сего. Во всяком случае, был настоящим бессребреником. Для него совершенной бессмыслицей представлялись мирские блага: роскошный быт, звания, награды, деньги. Кстати, о деньгах. Гайдай, вообще, не придавал им значение. Мог проиграть крупные суммы в карты, одолжить без уверенности, что потом вернут. Правда, иногда любил делать жене приятные сюрпризы. Когда в моду вошли дефицитные импортные холодильники, Леонид Иович купил такой, чтоб порадовать жену.
Леонид Иович очень ценил свою супругу. Прежде всего, как творческую соратницу. Она всегда первая читала сценарии к фильму. И если жена смеялась, значит, Гайдай точно знал: картину нужно делать!
А вот пылких любовных признаний в семейной жизни знаменитый режиссер не понимал. Даже, наоборот, мог высказать не слишком приятное. Например, мог сказать жене, что зря она выряжается в новое платье. Ведь не красавица. При этом был очень ревнивым, хотя никогда не признавался в том. А вот Нина Павловна его не ревновала. Хотя причины были. Многие замечали, что Леонид Иович очень был не равнодушен к красивым и молодым артисткам. Позиция же Нины Гребешковой была, воистину, философской. Она никогда не брала близко к сердцу мимолетные увлечения мужа. Как бы смотрела на них немного свысока. А иногда и вовсе относилась к легкомысленному супругу по-матерински. Рассказывают, как однажды на каком-то приёме Гайдай не мог скрыть восхищения какой-то красивой, стройной балериной. И Нина Гребешкова подошла к той балерине, показала ей на Гайдая и попросила… пригласить его на танец. Дескать, мужчина хочет потанцевать, но стесняется. А потом еще любовалась, глядя, как светится почти детским восхищением лицо мужа.
Некоторые даже задавались вопросом: а любила ли она своего мужа? Однажды Нина Гребешкова призналась: ценила и уважала, заботилась. А вот слово «любовь» не по душе ей было:
«Мне не нравится это слово. Оно всего не вмещает. Можно любить борщ. Или кофе. Или падающий снег. У меня было другое. Такое щемящее нежное чувство. Если ему было плохо – мне было просто не по себе».
Что ж, вот такое мнение. Наверное, Нина Гребешкова была так же не сентиментальна, как и супруг.
Но ведь в нашей жизни важны не слова, а дела, не правда ли?
А дела таковы. Леонид Гайдай – один из лучших отечественных режиссеров, создатель великолепных комедийных фильмов, навсегда вошедших в сокровищницу нашего кино. Но кто знает, смог ли бы он творить, если б не было за спиной надежного тыла.
И, вообще, когда думаешь о супружеской паре Гайдая-Гребешковой, вспоминается расхожее выражение «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Без преувеличение, это точно о них.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки