Бронетехника РККА. И танки наши быстры... Часть ХI. Колёсные танки и саботаж кавалеристов.

210 прочитали
Любому адекватному специалисту 20-х годов по бронетехнике было ясно, что стойкость бронетехники в бою, определяется не толщиной брони, а исключительно тактикой их применения! Поэтому на первом месте стояло не бронирование, а высокая боевая мобильность бронетехники и способность сопровождать кавалерию в быстрых атаках и глубоких рейдах по тылам противника.

Учитывая технологии 20-30-х годов, наиболее полно этим требованиям соответствовали именно "тяжелые колёсные бронемашины" с пушечным вооружением на шасси массовых серийных коммерческих грузовиков, то обеспечивало и высокую мобильность и обеспеченность запчастями и низкую стоимость производства!

Бронетехника РККА. И танки наши быстры... Часть Х. Колёсные танки.
ООО ОКБ РУССКИЙ ИНЖИНИРИНГ18 марта 2023

Поэтому на первом этапе насыщения подразделений Красной Армии бронетехникой, ставка делалась именно на массовое производства тяжелых пушечных бронеавтомобилей.

БА-3, БА-6, БА-10
БА-3, БА-6, БА-10

Броневики БА-3 / БА-10 активно использовались во-всех войнах 30-40-х годов, вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Правда, к 1945 году в войсках их осталось буквально считанные единицы.

Кстати, в СССР имелись попытки создания на базе Бронеавтомобилей БТР для вывоза раненных и самоходные артиллерийские установки...

На момент создания и даже в начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире и по своим ТТХ, практически не уступали лёгким танкам.

БА-11 на шасси ЗИС-6
БА-11 на шасси ЗИС-6

Шасси ЗИС-36 (6 × 6) с шестерёнчатыми задними мостами для броне-автомобиля БА-11, было изготовлено осенью 1940 года и отправлено для бронирования в Колпино, но появлению нового, более совершенного бронеавтомобиля с полным приводом, помешала война...

БА-11 на шасси полноприводного ЗИС-36 (современная реплика)
БА-11 на шасси полноприводного ЗИС-36 (современная реплика)
Бурный рост Бронетанковых Войск РККА в 30-х годах, и особенно формирование крупных Бронетанковых и Моторизированных подразделений, привёл в войска огромное количество бывших кавалеристов и пехотинцев, не разбиравшихся в технике и плохо понимавших специфику Бронетанковых Войск.
Отсутствие опытных кадров из Бронетанковых Войск, привело к разбалансированности войск в сторону повального увлечения танками в ущерб машин огневой и инженерной поддержки и сопровождения мотострелков и артиллерии, падению уровня подготовки войск...

ОТ АВТОРА:

Результат - полный разгром Бронетанковых Войск РККА в 1941-43 гг., не смотря на наличие огромного количества новейших тяжелых толстобронных танков с мощными длинноствольными пушками!

И началась эта трагическая история, с массовой закупки лицензий на иностранный бронетанковый металлолом, в ущерб отечественных перспективных разработок и в том числе Колёсных Танков...

Атака Кавалерии, при поддержке пулемётных танков Т-26 (лицензионный Виккерс)
Атака Кавалерии, при поддержке пулемётных танков Т-26 (лицензионный Виккерс)

По сути, все закупаемые за бешенные деньги лицензионные танки Кристи и Виккерса - это была безумно дорогостоящая, сложная и бесполезная для РККА бронированная игрушка, которую легко заменяли разработанные в СССР на шасси серийных грузовиков, банальные и копеечные Средние Бронеавтомобили БА-3, БА-6, БА-10, БА-11.

Не верите? А давайте сравним...

Главным преимуществом Быстроходных Танков БТ перед другими танками, является по-определению бОльшая крейсерская скорость и дальность на колёсах - в теории до 70 км/час...
Причём у танков типа БТ была отвратительная проходимость и управляемость при движении без гусениц, из-за привода только на одну ось из четырёх, да ёщё и посредством цепей, которые легко было потерять при движении на гусеничном ходу при обрыве...

Тогда как у Броне-автомобилей типа Ба-10 / Ба-11 из трёх осей ведущими были две, да ещё и устанавливались цепи типа "Оверолл", значительно повышающие проходимость...

Тяжёлые Пушечные Бронеавтомобили на марше
Тяжёлые Пушечные Бронеавтомобили на марше

Последние версии Советских Средних Бронеавтомобилей БА-11 на полноприводном шасси ЗИС 36 (6х6), в принципе ничем не уступает танкам Кристи (БТ-5) и Виккерс (Т-26) ни по проходимости, ни по пушечному вооружению - все имели типовую танковую башню с 37-мм / 45-мм пушкой - ни в бронировании!

Кавалерия поддерживает атаку танков Т-26 (лицензионный Виккерс)
Кавалерия поддерживает атаку танков Т-26 (лицензионный Виккерс)

НО, по пулемётному вооружению, "маленькие и дохленькие" БА-10 всё-же превосходили танки БТ-5 и Т-26, ибо имели дополнительный пулемёт в лобовой броне!

И это всё, при боевом весе 5-8 т., что ниже чем даже у танка Т-26!

ОТ АВТОРА:

В СССР разразился жуткий скандал, когда полученный для изучения германский танк Т-3 оказался более скоростным и управляемым, чем наследний Кристи - советский БТ-7, из которого в срочном порядке пришлось лепить очередного ублюдка Кристи - Т-34, которого всю войну доводили до ума!

А между тем, у Советских "Пушечных Колёсных Танков" имелись огромные возможности как по модернизации базового автомобильного шасси, так и дальнейшему совершенствованию самих Бронемашин!

БА-10 на четырёхосном шасси
БА-10 на четырёхосном шасси

Известно, что запасные колёса советских Бронеавтомобилей крепились за передними крыльями - на специальных опорных цапфах - с возможностью вращения при переезде через препятствия, что значительно увеличивало геометрическую проходимость.

БА-10 на четырёхосном шасси
БА-10 на четырёхосном шасси

Но гораздо предпочтительнее, поставить на Бронеавтомобиль второй управляемый мост, используя готовую балансирную подвеску задних мостов...

Что это нам в итоге даёт:

  • Улучшенную проходимость, как геометрическую, так и по слабым несущим грунтам, за счёт снижения нагрузки на передний мост.
  • Повышение боевой стойкости и надёжности - управляемость сохранятся гораздо дольше, в отличие от штатного переднего моста на поперечных рессорах.
  • Снижение нагрузки на передний мост, при одновременном увеличении толщины лобового бронирования.
  • Возможность установки более мощного и тяжелого двигателя ГАЗ-202 мощностью 76 л. с. вместо 50 л.с. от базового ГАЗ-3А, без увеличения нагрузки на передний мост...
БА-11 на четырёхосном шасси
БА-11 на четырёхосном шасси

Аналогичная модернизация подходит и более мощному Бронеавтомобилю БА-11 на шасси ЗИС-6 и ЗИС-36, который остался без дизеля КОДЖУ, из-за его бОльшого веса и недопустимой нагрузки на передний мост.

Любому адекватному специалисту 20-х годов по бронетехнике было ясно, что стойкость бронетехники в бою, определяется не толщиной брони, а исключительно тактикой их применения!-10

У четырёхосного шасси ЗиС-а, нет проблем с весом дизеля КОДЖУ или рядного 8-цилиндрового двигателя от правительственного ЗИСа, в 100 л.с.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

  • ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ Дзен.Канала Русский Инжиниринг
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Саботаж в РККА.
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА.
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА. АЛЬТЕРНАТИВА.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Часть I... "Неудачный" Т-24.
  2. Часть II... Авантюра по имени "Кристи"...
  3. Часть III. "Виккерс" - проклятье советских танкистов.
  4. Часть IV. "Устаревший" Т-28...
  5. Часть V... Саботаж "Системы броне-вооружения РККА".
  6. Часть VI. "Средний Броне-Автомобиль" БА-10...
  7. Саботаж в РККА. Саботажники из ВВИА в Авиастроении?
  8. Саботаж в РККА. Саботажник №1 в ВВС - Сергей Ильюшин?
  9. Саботаж в РККА. Саботажник №1 в ВВС - Сергей Ильюшин? Часть II.
  10. Саботаж в РККА. Саботажник №2 в ВВС - Александр Яковлев?
  11. Саботаж в РККА. Саботажник №2 в ВВС - Александр Яковлев? Ч. II.
  12. Саботаж в РККА. Саботажник №3 в ВВС - Константин Калинин?
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик
22.03.2023 г.