Любому адекватному специалисту 20-х годов по бронетехнике было ясно, что стойкость бронетехники в бою, определяется не толщиной брони, а исключительно тактикой их применения! Поэтому на первом месте стояло не бронирование, а высокая боевая мобильность бронетехники и способность сопровождать кавалерию в быстрых атаках и глубоких рейдах по тылам противника.
Учитывая технологии 20-30-х годов, наиболее полно этим требованиям соответствовали именно "тяжелые колёсные бронемашины" с пушечным вооружением на шасси массовых серийных коммерческих грузовиков, то обеспечивало и высокую мобильность и обеспеченность запчастями и низкую стоимость производства!
Поэтому на первом этапе насыщения подразделений Красной Армии бронетехникой, ставка делалась именно на массовое производства тяжелых пушечных бронеавтомобилей.
Броневики БА-3 / БА-10 активно использовались во-всех войнах 30-40-х годов, вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Правда, к 1945 году в войсках их осталось буквально считанные единицы.
Кстати, в СССР имелись попытки создания на базе Бронеавтомобилей БТР для вывоза раненных и самоходные артиллерийские установки...
На момент создания и даже в начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире и по своим ТТХ, практически не уступали лёгким танкам.
Шасси ЗИС-36 (6 × 6) с шестерёнчатыми задними мостами для броне-автомобиля БА-11, было изготовлено осенью 1940 года и отправлено для бронирования в Колпино, но появлению нового, более совершенного бронеавтомобиля с полным приводом, помешала война...
Бурный рост Бронетанковых Войск РККА в 30-х годах, и особенно формирование крупных Бронетанковых и Моторизированных подразделений, привёл в войска огромное количество бывших кавалеристов и пехотинцев, не разбиравшихся в технике и плохо понимавших специфику Бронетанковых Войск.
Отсутствие опытных кадров из Бронетанковых Войск, привело к разбалансированности войск в сторону повального увлечения танками в ущерб машин огневой и инженерной поддержки и сопровождения мотострелков и артиллерии, падению уровня подготовки войск...
ОТ АВТОРА:
Результат - полный разгром Бронетанковых Войск РККА в 1941-43 гг., не смотря на наличие огромного количества новейших тяжелых толстобронных танков с мощными длинноствольными пушками!
И началась эта трагическая история, с массовой закупки лицензий на иностранный бронетанковый металлолом, в ущерб отечественных перспективных разработок и в том числе Колёсных Танков...
По сути, все закупаемые за бешенные деньги лицензионные танки Кристи и Виккерса - это была безумно дорогостоящая, сложная и бесполезная для РККА бронированная игрушка, которую легко заменяли разработанные в СССР на шасси серийных грузовиков, банальные и копеечные Средние Бронеавтомобили БА-3, БА-6, БА-10, БА-11.
Не верите? А давайте сравним...
Главным преимуществом Быстроходных Танков БТ перед другими танками, является по-определению бОльшая крейсерская скорость и дальность на колёсах - в теории до 70 км/час...
Причём у танков типа БТ была отвратительная проходимость и управляемость при движении без гусениц, из-за привода только на одну ось из четырёх, да ёщё и посредством цепей, которые легко было потерять при движении на гусеничном ходу при обрыве...
Тогда как у Броне-автомобилей типа Ба-10 / Ба-11 из трёх осей ведущими были две, да ещё и устанавливались цепи типа "Оверолл", значительно повышающие проходимость...
Последние версии Советских Средних Бронеавтомобилей БА-11 на полноприводном шасси ЗИС 36 (6х6), в принципе ничем не уступает танкам Кристи (БТ-5) и Виккерс (Т-26) ни по проходимости, ни по пушечному вооружению - все имели типовую танковую башню с 37-мм / 45-мм пушкой - ни в бронировании!
НО, по пулемётному вооружению, "маленькие и дохленькие" БА-10 всё-же превосходили танки БТ-5 и Т-26, ибо имели дополнительный пулемёт в лобовой броне!
И это всё, при боевом весе 5-8 т., что ниже чем даже у танка Т-26!
ОТ АВТОРА:
В СССР разразился жуткий скандал, когда полученный для изучения германский танк Т-3 оказался более скоростным и управляемым, чем наследний Кристи - советский БТ-7, из которого в срочном порядке пришлось лепить очередного ублюдка Кристи - Т-34, которого всю войну доводили до ума!
А между тем, у Советских "Пушечных Колёсных Танков" имелись огромные возможности как по модернизации базового автомобильного шасси, так и дальнейшему совершенствованию самих Бронемашин!
Известно, что запасные колёса советских Бронеавтомобилей крепились за передними крыльями - на специальных опорных цапфах - с возможностью вращения при переезде через препятствия, что значительно увеличивало геометрическую проходимость.
Но гораздо предпочтительнее, поставить на Бронеавтомобиль второй управляемый мост, используя готовую балансирную подвеску задних мостов...
Что это нам в итоге даёт:
- Улучшенную проходимость, как геометрическую, так и по слабым несущим грунтам, за счёт снижения нагрузки на передний мост.
- Повышение боевой стойкости и надёжности - управляемость сохранятся гораздо дольше, в отличие от штатного переднего моста на поперечных рессорах.
- Снижение нагрузки на передний мост, при одновременном увеличении толщины лобового бронирования.
- Возможность установки более мощного и тяжелого двигателя ГАЗ-202 мощностью 76 л. с. вместо 50 л.с. от базового ГАЗ-3А, без увеличения нагрузки на передний мост...
Аналогичная модернизация подходит и более мощному Бронеавтомобилю БА-11 на шасси ЗИС-6 и ЗИС-36, который остался без дизеля КОДЖУ, из-за его бОльшого веса и недопустимой нагрузки на передний мост.
У четырёхосного шасси ЗиС-а, нет проблем с весом дизеля КОДЖУ или рядного 8-цилиндрового двигателя от правительственного ЗИСа, в 100 л.с.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
- ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ Дзен.Канала Русский Инжиниринг
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Саботаж в РККА.
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА.
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА. АЛЬТЕРНАТИВА.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Часть I... "Неудачный" Т-24.
- Часть II... Авантюра по имени "Кристи"...
- Часть III. "Виккерс" - проклятье советских танкистов.
- Часть IV. "Устаревший" Т-28...
- Часть V... Саботаж "Системы броне-вооружения РККА".
- Часть VI. "Средний Броне-Автомобиль" БА-10...
- Саботаж в РККА. Саботажники из ВВИА в Авиастроении?
- Саботаж в РККА. Саботажник №1 в ВВС - Сергей Ильюшин?
- Саботаж в РККА. Саботажник №1 в ВВС - Сергей Ильюшин? Часть II.
- Саботаж в РККА. Саботажник №2 в ВВС - Александр Яковлев?
- Саботаж в РККА. Саботажник №2 в ВВС - Александр Яковлев? Ч. II.
- Саботаж в РККА. Саботажник №3 в ВВС - Константин Калинин?
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик
22.03.2023 г.