2,4K подписчиков

Театру имени Моссовета - 100 лет! Время Ю.А.

В 1940 году художественным руководителем театра стал Юрий Александрович Завадский – ученик и последователь Е.Вахтангова и К.С.Станиславского. Он поставил перед театром задачу поднять искусство на новый, более высокий идейно-художественный уровень. Ю.А. Завадский мечтал о совершенстве, об идеальном человеке.

Ю.Завадский: «Когда я думаю о современном театре, его задачах и проблемах, то вспоминаю слова Ленина: «…наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство…» Поэтому мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры…»

Человек большой мечты, увлеченный идеей нового театра, Юрий Александрович увлекал этой мечтой всех, с кем его сводила судьба. Это его ученики, друзья соратники с кем на протяжении десятилетий он строил свой театр. Всю жизнь Завадский воспитывал своих учеников, которые были рядом и следовали за своим учителем. Их имена знакомы многим любителям театра и кино – Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Павел Массальский …

«Всем, что я сделал в искусстве, я обязан своим учителям. Но не менее велик долг перед теми, с кем прожита вся жизнь, - перед учениками. Именно они, их талант, любовь к искусству, способность к самоотверженному труду, душевная стойкость решили мою судьбу и судьбу руководимого мною театра. Их было много, и всем – моя благодарность…

Я называю их своими учениками, но и сам многому у них научился, как у подлинных мастеров» - Ю.А.Завадский.

Долгое время театр не имел своего здания и ютились в здании на Каретном. В 1947 году в театре попытались сделать ремонт. Тронули одну стену - упало две. Временно театру предложили занять здание Дворца культуры Журавлева, где театр провел 12 лет. В 1959 году театр, наконец-то получил свое новое здание в саду «Аквариум». Включая директора театра, актеры взялись за носилки и тачки, чтобы очистить от строительного мусора свой новый дом и прилегающую территорию сада. С актерских субботников началась новая жизнь театра – время Завадского, которая продолжалась до 1977 года.

Беспокойный, ищущий художник, каким был Ю.А. (так называли его в театре), не мог не думать о завтрашнем дне, о смене, которая выйдет на подмостки Театра им. Моссовета. Организовывая студии, Завадский привлекал для занятий лучших педагогов, которые передавали из рук в руки традиции русского искусства. В студии работали пианист С. Рихтер, чтец Д. Журавлев, балерина Г. Уланова. Он сумел привить своим ученикам дух высокого артистизма, которым обладал сам в полной мере. Праздником стала постановка «Виндзорских насмешниц» Шекспира. Карнавальное площадное представление, вышедшее из недр театра прямо на площадь Журавлева стало театральной сенсацией. Шекспировские герои – Каюс, Фальстаф, Квикли, весь хоровод масок вовлекали зрителей в стихийный праздничный круговорот.

На сцене театра им. Моссовета блистали уникальные актрисы: Вера Петровна Марецкая, Фаина Георгиевна Раневская, Любовь Петровна Орлова. Вера Петровна была ученицей и женой Ю.А. и у них родился сын, но брак был недолгим, а дружеские отношение сохранились на всю жизнь. С Верой Петровной Марецкой считались все в театре – ее уважали, к ней прислушивались и называли «хозяйкой театра».

В Театре им. Моссовета на разовые постановки Юрий Александрович приглашает ведущих режиссеров. «Странную миссис Сэвидж» ставит Л.Варпаховский. Обаятельный образ чудаковатой героини совершенно по-разному играли сначала Фаина Раневская и Любовь Орлова, позднее Вера Марецкая и Л.Шапошникова.

Один из учеников студии Завадского - Анатолий Эфрос - осуществил для Ф.Раневской и Р.Плятта спектакль «Дальше – тишина». Тот, кому довелось увидеть, этот спектакль надолго сохранят в себе чувство изумления и благодарности перед настоящими мастерами сцены.

Своим учителям и любимым ученикам Ю.А.Завадский посвятил книгу – «Учителя и ученики».

«Ленинградский проспект» И. Штока, поставленный в 1962 году режиссером Ириной Анисимовой-Вульф, на целое десятилетие остался в репертуаре театра. Рассказ о рабочей семье Забродиных, о нравственной основе нашего общества отмечен яркой игрой актеров: Н. Мордивиновым, В. Сошальской, В. Бероева, А. Баранцева и др. В этом спектакле дебютировала пришедшая из самодеятельного театра МГУ Ия Савина, и одну из первых ролей сыграл Георгий Жженов.

Завадским быдло организовано 3 студии. Из 2-ой студии в театр пришли А.Молчадская, Г. Костырева, А. Адоскин, А. Баранцев, В. Гордеев, Г. Дятловская, А. Цимбал; из 3-ей студии остались в театре: А. Леньков, Ю. Кузьменков М. Терехова, Б. Щедрин В. Бутенко.

Спектакль «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу и роль Клеопатры стала дебютом ученицы Ю.А. – Маргариты Тереховой.

К концу 60-х годов бессменный главный режиссер Ю.А. Завадский занимается педагогической работой и все чаще работает над совместными постановками и осуществляет художественное руководство. Учитель и наставник Ю.А. дает возможность талантливым молодым актерам попробовать себя в режиссуре.

В 1963 году после окончания школы-студии МХАТ Ю.А. Завадский пригласил в театр Геннадия Бортникова, который прослужил в театре более 40 лет. Популярность к молодому актеру пришла с первой большой ролью в спектакле «В дороге» (1963) по пьесе В. Розова в постановке Анисимовой-Вульф. В 1968 году Геннадий Бортников выступил в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г. Белля не только как режиссер, но и как художник, и как исполнитель главной роли. Этот спектакль в репертуаре театра остался на долгих 20 лет. По словам Бортникова, на спектакле присутствовал сам автор – Генрих Белль и воспринял постановку весьма положительно.

Молодым принадлежала идея создания театра в фойе, открывшаяся спектаклем «Дуэль». Борис Щедрин, ученик мастера, поставил спектакль «Эдит Пиаф»(1969), где в роли Пиаф радовала зрителей Нина Дробышева.

В 1966 году в театр приходит Леонид Васильнвич Марков, который блистательно играл Арбенина в «Маскараде», Звягинцева в «Они сражались за Родину», Порфирия Петровича в «Петербургских сновидениях», Орлова в «Царской охоте»…

Лебединой песней мастера стал спектакль «Петербургские сновидения», вошедший в золотой фонд советского театра. Роль Раскольникова играли Геннадий Бортников, позже Георгий Тараторкин, сыгравший Раскольникова в кино. Сонечку Мармеладову играла Ия Савина и Маргарита Терехова. Не один состав исполнителей прошел через своеобразную «проверку на прочность» в этой постановке. Спектакль долгие годы жил и радовал зрителей. Ю.А. встречал гостей, приходивших на «Петербургские сновидения», выслушивал отзывы, беседовал с критиками. Этот спектакль давал ему силы жить. Юрий Александрович оставался совестью театра, но театру нужно было двигаться дальше, перестраиваться в соответствие со временем, привлекать новую режиссуру, продолжая репертуарную политику театра. В 1975 году в театр приходит Павел Хомский, который в 1985 году становится главным режиссером театра. В 1978 году театр становиться родным домом для Сергея Юрского и Натальи Теняковой…

После ухода Ю.А. Завадского (1977) театр возглавлял президиум художественного совета: Р.Я.Плятт, Г.Г.Тараторкин, П.О.Хомский, Л.В. Шапошникова; Л.Ф.Лосев.

«Уверен я в одном – вечно новым может оказаться только высокое искусство актера, его глаза, трепет его души, которую он раскроет перед зрителем, делясь с ним чем-то сокровенным, заражая его силой чувст, высотой идей, - словом, те мгновения актерского вдохновения, ради которых и существует театр» – Ю.А.Завадский.

За 100 лет на сцене театра прошло много тысяч постановок, которые посмотрели миллионы человек – целая страна зрителей. Тысячи актеров и сотрудников работали и работают в театре, осуществляя гигантскую работу. Всех вспомнить невозможно, пусть памятникам им будет стоящий в саду «Аквариум» - Государственный академический театр имени Моссовета.

В.И.Немирович-Данченко сказал, что жизнь театра длится минимум 15 лет. За 100 лет театр имени Моссовета прожил несколько жизней: маленькая группа при Московском губернском совете профсоюзных союзов; Театр им. МГСПС под руковдством Любимого-Ланского; «театр Завадского»; предперестроичный театр; и театр сегодняшнего дня.

Каждое имя это отдельная страница в истории театра…Продолжение следует…