АФРИКАНСКОЕ САФАРИ - ПОКАЖЕМ И РАССКАЖЕМ!
Рассказ пятьдесят второй
АФРИКАНСКИЕ СТРАХИ
И всё же начнём с другого. Это ещё не страхи, а только звоночки. Поездка в Африку на сафари очень дорогая. Не сравнится даже с самым роскошным отдыхом в заморских странах. Одних перелётов - десятки. Мы летали из Москвы в Йоханнесбург через Цюрих, Дубай и Франкфурт. Это четыре-пять часов. До столицы ЮАР - ещё двенадцать. Из Йоханнесбурга до Ботсваны, Зимбабве, Намибии, Мозамбика тоже несколько часов. А там маленькие сесны или вертолёты доставят до нужного лагеря за час-полтора. В Кению и Танзанию добираются иначе. В итоге примерно сутки в полёте. И за это надо платить.
Сами лагеря, или лоджи - сооружения рукотворные. Всё необходимое, включая продукты и даже воду для мытья, привозится. Джипы, рейнджеры, обслуживание стоят немало. Если нужен комфорт, надо ехать в пятизвездочные лоджи - стоимость номера (чаще всего - отдельного домика) очень высокая. Так что финансовая часть поездки порой перевешивает желание побывать на сафари. Лучше уж с авоськами на дачу и к телевизору!
Перед поездкой, если всё остальное улажено, необходимо сделать прививку от жёлтой лихорадки. Она действует десять лет. Страшно болезненная - ломает и крутит дня два-три. И непременно надо застраховаться от малярии. Одну большую таблетку выпить до отъезда, одну на месте и ещё одну по возвращению. Таблетки одноразовые, их стоит принимать каждый раз, когда опять соберётесь в Африку. Правда, там, где мы бывали (ЮАР, Зимбабве, Кения, Танзания, Намибия, Ботсвана, Мозамбик, Лесото), ни лихорадки, ни малярии не встречали. Но, как говориться, бережёного Бог бережёт. Сегодня - нет, завтра - есть.
Одеться лучше легко, если только поездка не зимняя (июнь-август). В остальное время достаточно тепло, а то и очень жарко. Лучше всего длинные брюки или джинсы, всякие майки и высокие ботинки или кроссовки. Ползает и летает там много всякой гадости. Обязательно ветровка, потому что поздно вечером и утром весьма прохладно. И панама - африканское солнце не шутит. Конечно, сильные бинокли и фотоаппараты - без них никак. Мобильной связи в саванне нет, интернета тоже. Пожалуй, всё. Да, чемоданы брать нельзя - они не влезут в крошечные багажные отсеки сесны и вертолёта. Лучше дорожные сумки. О многократных приключениях нашего большого чемодана мы подробно писали в рассказе двадцать четвертом "Не берите в Африку чемоданы". Итак, в путь!
Наша первая поездка в Африку была длинной. В ЮАР - Кейптаун и мыс Доброй надежды на побережье Атлантического океана, Дурбан и Индийский океан, визит в королевство Лесото, которое находится на территории этой страны, Йоханнесбург и Сан-Сити. Плюс Зимбабве - национальный парк Матетси и водопад Виктория. Про диких африканских животных почти ни чего не знали - только по зоопаркам и книгам... Путешествие по Южно-Африканской республике - увлекательно-романтическое, одни охи и ахи. Львиная ферма на пути из Йоханнесбурга в Сан-Сити - тоже.
Настоящие страхи начались в Зимбабве. Лагерь в национальном парке Матетси на берегу реки Замбези - три гостевых домика и столовая. Территория не огорожена, ходить можно только в сопровождении вооруженного рейнджера, который будил нас по утрам и опекал в течение дня. В домике три стены, вместо четвёртой - стальная сетка. Можно слышать и видеть всё, что происходит вокруг. А вокруг по ночам бродили слоны, хохотали гиены и рычали львы. Были и кровавые драки, последствия которых видны утром. Словом, лежишь и думаешь: сейчас кто-то порвёт сетку и придет в гости. Обошлось.
Попугали нас бегемоты и в Кении. В национальном парке Масаи Мара мы остановились в лагере с весёлым названием Кикорок. Около довольно большой поляны полукругом выстроились гостевые домики. Рядом за кустами - водоём, полный бегемотов. Смотрели, умилялись.
Ночью проснулись от громкого хрюканья. Прямо у нашей двери щипали траву два больших бегемота, а по поляне разбрелись ещё полтора десятка, взрослые и маленькие. И все хрюкали. Видимо, от удовольствия. Стало как-то не по себе. Дверь-то и стены хрупкие, продавить их для бегемота раз плюнуть. Но опять обошлось. Утром поляна явно облысела: пощипали на совесть.
Хрюкающих речных гигантов поздно вечером встретили и в национальном парке Крюгера в ЮАР. Они паслись довольно далеко от водоёма на поляне среди кустарника. Наш джип неожиданно выскочил из-за кустов и осветил поляну. Бегемоты разбежались, но на прощание похрюкали угрожающе.
Как ни странно, встречи со львами почти всегда проходили мирно. На большой джип они даже не обращали внимания. Нас предупредили, что нельзя громко разговаривать, высовываться за борт и вообще как-то отделяться от машины. Мы так и делали.
Правда, в намибийском частном заповеднике Онгава, где мы встретили огромный прайд львов, несколько великовозрастных юнцов все-таки серьёзно попугали нас.
И всё же от львов стоит держаться подальше. На львиную ферму, что по дороге из Йоханнесбурга в Сан-Сити, как-то раз пожаловала группа туристов из Японии. На небольшом закрытом минивене. Въехали на территорию одного из трёх прайдов. Львы дремали, только вожак посматривал по сторонам. Из закрытой машины съёмка была, конечно, плохой, и один из туристов вылез наружу, чтобы подойти поближе и сфотографировать весь мирный прайд. Увы, в машину он не вернулся...
Известного исследователя Африки Дэвида Ливингстона, открывшего водопад Викторию, однажды схватил лев и утащил в кусты. Хорошо, что быстро подоспели спутники и отогнали хищника. Вот как потом путешественник вспоминал о происшествии: "Лев отвратительно зарычал мне в самые уши и потряс так, как фокстерьер трясёт пойманную крысу. Я впал как бы в шоковое состояние, вызвавшее ступор - ощущение, испытываемое, наверное, мышью, когда её схватила кошка: у меня пропала всякая восприимчивость к боли, несмотря на то, что я совершенно не терял сознания. Это напоминает состояние пациента, находящегося под местным наркозом: больной видит все манипуляции хирурга, но ножа уже не чувствует. Это ни с чем не сравнимое состояние не было следствием каких-то душевных переживаний, просто шок начисто стёр все ощущения страха и выключил всякое чувство ужаса даже от непосредственной близости разъярённого льва".
К счастью ничего подобного с нами не случилось. А вот от мухи цеце уберечься не смогли. Её называют "тихий убийца". В Африке от цеце страдают животные и люди. Она нападает на всё, что движется. Особенно любит тёмные цвета. От укуса можно умереть. Не будем подробно описывать эту дрянь и её причуды - в интернете есть все подробности. Человека цеце заражает "сонной болезнью", от которой страдают нервная система и мозг. Чтобы вылечиться, нужно вовремя поставить диагноз и принимать редкие и дорогие препараты. В Африке это практически невозможно. В год от укусов цеце здесь погибает около 50 тысяч человек.
Мы возвращались в лагерь Сингита Сасаква после участия в Великой миграции на просторах Серенгети в Танзании. Темнело. Джип буквально летел по укатанной дороге. Одновременно почувствовали какой-то дискомфорт и глянули друг на друга. Всё лицо и руки были чёрными. И это чёрное шевелилось. Очень похоже на то, как тебя облепляет гнус в Сибири. Пригляделись - мухи! Спросили рейнджера. Цеце! Конечно, испугались, но он успокоил. Это, мол, не те, что убивают. Принялись отряхивать гадость, а она не желала отряхиваться. Кое-как доехали, сразу приняли горячий душ. За ужином выпили красного вина. И ничего - опять обошлось...
Часть фотографий из коллекции Яндекс. Картинки. Остальные - наши.