Найти тему

"1917". Когда спокойствие пугает

В середине 2018 года было объявлено о разработке нового фильма, посвященного войне – «1917». Режиссёром данного фильма стал Сэм Мендес, известный тем, что его дебютный фильм «Красота по-американски» получил 5 премий «Оскар» - в числе которых была премия за лучшую режиссуру. Оператором же выступил Роджер Дикинс, известный по таким культовым картинам как «1984», «Побег из Шоушенка», «Сид и Нэнси» и тд. Так же интересно, что продюсировал данный проект обладатель множества премий, чьё имя не знают лишь немногие – Стивен Спилберг. Актёрский состав не менее прекрасен. Капралов Тома Блейка и Уилла Скофилда – главных героев этой истории – сыграли молодые актёры Дин-Чарльз Чапман и Джордж Маккей, однако тех немаловажных людей, что вели их по пути, сыграли такие звёзды как Бенедикт Камбербетч, известный для многих как «Шерлок» или «Доктор Стрэндж», Марк Стронг и Колин Фёрт, известные по серии фильмов «Kingsman» и другие популярные актёры.

Несмотря на то, что идея была заявлена в 18-м году, уже 4 декабря 2019 года состоялась мировая премьера фильма. Что интересно, съёмки фильма проходили с начала апреля по июнь 2019 года, а это достаточно малый срок. Сам процесс съёмок и подготовки к ним оказался весьма хлопотным и даже забавным. Для начала – в качестве основного места съёмок была выбрана английская деревня, располагающаяся в нескольких милях от «Стоунхенджа», что вызвало некоторое столкновение интересов – ученые беспокоились за безопасность еще не обнаруженных открытий, а местные жители дорожили своим спокойствием. Другая часть съёмок прошла в Глазго у реки Тис – там был снят один из последних эпизодов, в котором капрал Скофилд пересекает бурную реку, полную трупов. Чтобы спокойно снять этот эпизод, место съёмок пришлось оцепить и поставить предупреждающие знаки, чтобы отдыхающие здесь люди не испытали шок при виде окровавленных тел, бренно плывущих по реке. В общем работа была долгая, сложная, и пусть не все прошло так гладко, как хотелось бы, но результат, кажется того стоил.

Кстати, так же к теме режиссуры. Сам фильм на первый взгляд кажется чем-то целостным, почти не заметно каких-то переходов и склеек. Однако на самом деле он состоит из отрывков длинной до восьми минут. Фильм это сложный труд, и он не может быть снят целиком за один раз, но та иллюзия одного дубля, которая возникает у зрителей это прямой показатель талантливой работы режиссера.

Хотелось бы отметить еще один момент режиссуры, который можно назвать одним из основополагающих контрастов, коими пропитан весь фильм. Это момент разделения всего фильма на две большие части, и части эти противопоставляются друг другу как атмосферой, настроением и цветовой палитрой, так динамикой и звуками. Первая часть вступает с самой первой секунды фильма и внушает нам ложное спокойствие. В начале нам показывается бескрайнее поле под спокойным голубым небом, они постепенно отдаляются от нас, а камера будто втягивает нас в эту картину – мы погружаемся в историю, чтобы прожить ее вместе с НИМИ. Небо и поле нас больше не волнуют, ведь посреди этого поля под тем самым небом мы замечаем дерево. Но и дерево нас не волнует – нас волнует то, что под ним: под ветвями затаились несколько солдат, кажется будто они вовсе не дышат. Нет ничего. Есть только спокойствие.

-2

И это в некоторой степени даже пугающее спокойствие продлится еще очень долго. Перед нами капралы Блейк и Скофилд – два юнца, еще не знающих, что именно они станут главными героями этой истории. Незнание бывает пугает, но иногда именно оно позволяет нам чувствовать себя в безопасности, ведь, порой, познав нечто, мы начинаем жалеть, что не остались в этом наивном оберегающем неведении… Так и наши герои наслаждались своим неведением того, что приготовил для них этот день, и спокойствием: Блейк – от незрелости и детской наивности, Скофилд же – от горького опыта и осознания того, что есть война.

В какой-то момент спокойствие слегка нарушается – генерал требует к себе. Ну вот, всегда найдется что-то, что обязательно должно нарушить тишину, внести смуту в царство покоя. Этот покой продлится еще долго, но теперь он останется лишь на поверхности – как легкая дымка, вводящая в заблуждение незадачливого зрителя. Для самих героев на самом деле именно здесь покою поставлена точка.

-3

Наивные фразы и глуповатые шутки позволяют нам поддерживать эту хрупкую иллюзию, что хотелось бы сказать и о героях, однако для них эта попытка почти бесплодна – ведь это они идут по пути, на котором каждый шаг может оказаться последним, а не мы. Мы лишь случайные наблюдатели. Для нас это очередная история, одна из многих – а для них это жизнь и ее борьба за право на существование.

Несмотря на то, что над солдатами, находящимися в окопах, не пролетела ни одна пуля, а навязчивую тишину не нарушил ни один взрыв, мы не должны обманываться – это война, а затишье бывает лишь перед бурей. И так на протяжении всего фильма: мы обманываемся этой иллюзией спокойствия, которая постоянно рушится, пытаясь открыть нам глаза. А для героев в это время нет никакого спокойствия, а эта лживая «тишина» пронзительно кричит об опасности.

Однако же вернемся к сюжету. Капрал Блейк идет на встречу к генералу на разговор, который определит его дальнейшую судьбу. Генерал сообщает важную новость: гансы не отступили, этот ход всего лишь ловушка, в которую вот-вот попадут 1600 бойцов второго батальона. Тут же вскрывается еще один момент – одним из прочих является так же Джозеф Блейк – брат нашего капрала. На Блейка и его товарища ложится серьёзная миссия: любой ценой добраться до батальона и передать приказ об отмене наступления полковнику Маккензи. Путь предстоит не из легких, ставка 2 к 1600. Цель весома, однако даже если на кону стоит множество чужих жизней, своей мы дорожим не меньше, именно это является тем, что останавливает нас перед подвигом, и что за этой чертой даёт нам мотивацию не расстаться с жизнью понапрасну. Вероятно поэтому выбор генерала пал именно на Блейка и его товарища – спасти 1599 незнакомых людей это достойная цель, однако жизнь одного родного человека перевешивает их все. Вот она мотивация.

«Не справитесь – начнётся бойня. Потеряем два батальона: 1600 человек, скорее всего твой брат тоже погибнет.» Неужели мог Блейк после этих слов напрячь хотябы один мускул в отрицание?

Интересно, что на вопрос пойдет ли кто-то еще звучит фраза, которой можно не придать значения, не зная исхода наперед: «К вышнему трону, до Адских глубин скорей доберётся кто едет один». Возможно эта фраза была сказана не в буквальном смысле, однако она оказалась пророческой – к цели пришёл лишь один из напарников.

Капралы идут вдоль окопов, спокойствие пошатнулось – на фоне вдруг проносят окровавленного сослуживца, другого выкапывают из под обломков, в голове бушуют сомнения, а звуки давят сильней. Два капрала доходят до последней «линии безопасности», где встречают безразлично-спокойных людей. Они спорят на дни недели и со стеклянными глазами пускают сигаретный дым. Они сломались, теперь нет никаких эмоций на лице – только пустота и спокойствие.

«Если подстрелят, ползите к колючке. Но мы к вам не прийдем пока не стемнеет»

«Не хочу чтобы он достался гансам, так что когда вас будут убивать, будь так добр, кинь его обратно. Удачи»

Это все то же спокойствие, но с каждым рубежом оно все больше давит и перерастает в нечто иное. Это последний кусочек безопасности, укрыться больше негде. Блейк и Скофилд осторожно крадутся по изрытой выжженной земле. Вокруг ни души, не слышно ни звука, вновь пугающее спокойствие вокруг. Так же пусто и глухо в брошенном гансами бункере, где тишину лишь изредка нарушают крысы. Но одна из них оказывается в этом успешнее других, и жадно кидается на растяжку, подрывая бункер и его покой. Обрушиваясь, бункер стремится упокоить наших героев под собой, однако напарники избегают этой участи, ведь они еще не выполнили задание. Еще слишком рано отдыхать. Эта борьба спокойствия и потрясений, нарушающих ее, происходит на протяжении всего фильма и продолжается ровно до середины фильма – до момента, когда Скофилд остаётся единственным, кто может выполнить задание, и после разлуки с попутчиками вступает на разрушенный мост, повисший над чёрной рекой. С этого момента идт непрерывная борьба – с природой, с врагами, со смертью. Герой погружается во тьму во всех смыслах этого слова. Теперь мы видим лишь мрачные пейзажи и руины, охваченные ненасытным пламенем. Если в первой половине ход событий шёл спокойно, лишь изредка пытаясь нарушить мрачный покой, то теперь есть лишь борьба и тревога, нарушить которые смогла лишь женщина с ребёнком на руках. Пусть это и было лишь мгновение, но на сколько же ценно это мгновение спокойствия посреди нескончаемого потока насилия? На столько, что способно остановить время и заставить забыться, показать ценность жизни, увидеть свет в непроглядной тьме, ну и дать мотивацию двигаться дальше.

Но мгновение длится не долго даже по определению, пора продолжать свой нелёгкий путь. Прорываясь сквозь тьму, огонь и гансов, Скофилд падает в бурный речной поток, с которым он вновь борется за жизнь. В бессильном удушьи он уходит под воду, после чего отдаётся потоку, воды и лепестков цветущей вишни. Лепестки сменяются бесчисленными трупами, аСкофилд выползает на берег, жадно хватая воздух. Склоняясь над землёй он слышит голос в далеке, и идёт на этот голос, неспеша проходя меж колышущихся клёнов. Герой заходит вглудь леса, где под деревьями отдыхают сотни солдат, устало, но внимательно слушая как товарищ напевает песню об усталом страннике…

Я бедный и усталый странник,
Сквозь полный горя мир иду,
Но нет ни боли, ни печали
В земле, куда я путь держу.

Иду туда отца увидеть,
Иду скитанья прекратить.
Иду за реку Иордан я,
Мне б только до дому дойти.

Наш Скофилд присоединяется тихонько присоединяется к слушающим и будто бы забывается в этой песне, в этом мимолётном спокойствии после долгой истощающей борьбы. Когда капрал приходит в себя, он узнаёт что это вторая волна того самого батальона.

-4

Герой выходит из тени леса на свет и бежит по окопам к цели, которая уже так близко. Вот и долгожданная встреча. Полковник упирается, но капрал всё же убеждает его остановить атаку.

«Я надеялся что нам повезёт сегодня, но надежда опасная вещь… Да, этот приказ выполнен, но очень скоро поступит новый – атаковать на рассвете. Эта война будет вестись до конца. До самого последнего солдата.»

Капрал Скофилд дошёл до своей цели. Пусть его напарник не смог дойти до конца, но Скофилд проделал этот путь за них двоих. Пусть первую волну солдат спасти не удалось, но вторая волна – та самая, которая стала маяком на его последнем пути – и остальные, что были в очереди на смерть, остались живы. Пусть мы не знаем, что будет завтра, они проживут своё «сегодня», ещё один день.

Последнее задание – Скофилд ищет брата погибшего товарища, пробираясь сквозь десятки раненых. К счастью он уцелел, однако радость этого перекрывается горечью вести о смерти его родного брата, и добродушие его улыбки сменяется дрожью и пустотой. Ну чтож, теперь всё – Скофилд выполнил свой долг. Теперь можно хоть немного того самого – настоящего – спокойствия? Хотя бы на мгновение… вновь посреди поля, на голову падает лишь тень ветвей одинокого дерева, глубокий вздох – будто до всего этого. Просто спокойствие…

Я не могу выразить однозначного мнения об этом фильме в целом, будет ложью, если я скажу, что работа, проделанная режиссером и оператором, меня не завораживает. Сэм Мендес и Роджер Дикинс, занявшие эти роли, получили «Оскар» не просто так - это то, в чём я теперь уверена.

Это была пародия на рецензию, которую осудили и признали бездарностью. Кто-то. Для меня же это мой труд, которым я хотела поделиться со всеми в надежде, что кому-то он всё же прийдётся по душе. Так же прошу прощения за какие-то ошибки в тексте, тк я не столь хорошо знаю все правила, да и страдаю невнимательным глазом. И всё же, если вы дочитали это до конца, большое вам спасибо. Я правда надеюсь, что вам хоть сколько-нибудь да понравилось. Если хоть кому-то будет нравиться то, что я пишу - пусть и неуверенно, но я буду продолжать дальше, ведь знать, что то, что ты делаешь кому-то нравится, это лучшая мотивация.)))