Как русские делали культуру Франции в 20 веке

Сейчас человечество самозабвенно наслаждается плодами французского искусства, кинематографа, театра, которые были рождены в 20 веке. И речь не только о "сборщиках" многочисленных наград международных фестивалей - некоторые произведения оказались поистине революционными, опередившими время, а их авторы стали пионерами в том или ином жанре. И мы восхищенно преклоняемся перед конкретными людьми, стоящими за созданием каждого из вышеупомянутых шедевров.

Преклоняемся, но не знаем, что эти люди - зачастую соотечественники наших прапрадедов. И речь, как правило, не о Советском Союзе, а о Российской империи, да и этнический состав не ограничивается русской национальностью. Тем не менее, многие величайшие деятели французской культуры, либо их предки играли с нашими предками в одном дворе, ходили в ту же школу, а возможно даже лично дружили, либо имели общих родственников.

В этой статье не будет рассказов о Марине Влади, Джо Дассене, Рудольфе Нурееве или о Кандинском с Шагалом - о них написано много, их происхождение давно известно, вклад в мировую (а не только русскую/советскую или французскую) культуру описан довольно подробно.

Здесь будут упомянуты персоналии, мало известные своими русскими (или околорусскими) корнями, либо чье значение для французской культуры недостаточно освящено. Итак, поехали.

Соня Петровна

Сейчас человечество самозабвенно наслаждается плодами французского искусства, кинематографа, театра, которые были рождены в 20 веке.

Соня Петровна (также Петрова) (род. 13 января 1952, Париж) — французская актриса театра, кино и телевидения.

Родилась в Париже, в семье выходцев из России (предположительно - белоэмигрантов). С 6-летнего возраста начала заниматься балетом, а до 14 лет училась в балетной школе Парижской оперы.

Впервые снялась в кино в 13 лет. Это был ее первый актерский опыт, однако, за эту роль она получила приз Сан-Джорджо на Венецианской биеннале.

Другими наиболее значимыми работами в её кинокарьере стали Ванина Абати в криминальной мелодраме «Первая ночь покоя», где она сыграла вместе с Аленом Делоном и принцесса София в фильме Лукино Висконти «Людвиг», где её партнёрами были Хельмут Бергер и Роми Шнайдер. Оба фильма вышли на экран в 1972 году.

Также Соня Петровна не обошла вниманием и телевидение. Она снялась во многих сериалах и фильмах, как для CBS и ABC в США («В поисках завтрашнего дня», «Величайший американский герой» и т.д.), так и в Европе («Хэмингуэй», «Убийство на видео» и т.д.).

Помимо кино и телевидения Соня Петровна сделала весьма успешную театральную карьеру. В США она также играла - на английском языке - в различных постановках французских писателей, в частности, в пьесах Ануя, Жене, Сартра и Превера.

На Авиньонском фестивале она появилась в спектакле «Сказки и упражнения» Ионеско в постановке Клода Конфортеса с повторным показом в Театре де ла Плен в Париже в декабре 1991 года. В 1995 году она сыграла в пьесе «Человеческий голос» Жана Кокто (постановка Микаэля Лонсдейла) в Театре Монтансье в Версале, а затем в 55 спектакляхв том же году в Театре Ренар в Париже. На Авиньонском фестивале в 1998 году она дала 30 спектаклей по этой пьесе.

Соня Петровна также была чтецом во многих симфонических концертах и ​​исполнила партию Жанны в опере «Жанна д'Арк в Бюше» (Онеггер/Клодель) в постановке Микаэля Лонсдейла в июне 1992 года в зале Плейель в Париже под управлением Лорана Петижирара, а в мае 1993 года в Берлине под управлением Сержа Бодо. Она также записала эту роль для телевидения и на компакт-диске для лейбла Cascavelle.

Затем была главная роль в «Жанне д'Арк» в Меце в 2002 году и на чилийской премьере в Сантьяго в 2004 году. Пресса единодушно похвалила работу Сони Петровны:
- «Чрезвычайно яркая Жанна д'Арк» (Ален Дюо, L'Événement du Jeudi)
- «Перформанс первого порядка» [Человеческий голос] (Le Monde)
- «Великолепная Соня Петровна» [Человеческий голос] (L'Express)
- «Душевное согревание» (Pariscope).

В сентябре 1998 года на Осеннем фестивале в Тайване, а затем в 2007 году на фестивале Radio-France «Présence» в Париже она исполнила заглавную партию в опере Стравинского «Персефона» (текст Андре Жида).

В 2000 году она впервые представила в Театре Иль-Сен-Луи в Париже спектакль «Ночь Марины Цветаевой» Валерии Моретти в постановке Микаэля Лонсдейла.

На фестивале «Раматюэль» в 2005 году Соня Петровна поставила «Поэзия-музыка-танец» версию «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.
Она представила более крупную версию этой постановки с балетом и хором в Авиньонской опере в мае 2010 г. (16–21), в Реймском театре и в Императорском театре Компьена в октябре 2010 г. Компакт-диск с музыкой выпущен в августе 2013 года компанией Naxos.

В мае 2009 года исполнила партию «Доктор Баум» (Ханна Арендт) на английском языке в Йоркском театре в Англии, в спектакле Дональда ФРИДА «Белая ворона» (Эйхман в Иерусалиме) в постановке Дамиана КРУДЕНА.

В октябре 2010 года Соня Петровна была «Марией», озвучивая партию для записи в Будапеште новой оперы Лорана Петитжерара «ГУРУ» для лейбла NAXOS. (Компакт-диск, выпущенный Naxos, получил «ШОК» от журнала Classical Magazine Classica). Эту же партию она сыграла в мировой премьере концертной версии этой оперы под управлением композитора в Ольденбурге (Германия) 15 ноября 2014 года.

Соня Петровна является Кавалером искусств и литературы.

Александр и Ариана Мнушкины

Александр Мнушкин
Александр Мнушкин
Ариана Мнушкина
Ариана Мнушкина

Александр Александрович Мнушкин (10 февраля 1908, Санкт-Петербург — 3 апреля 1993, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — французский кинопродюсер. Лауреат премии «Сезар» (в номинации «достижений на протяжении жизни», 1982).

Родился в Санкт-Петербурге (по другим данным в Выборге). Учился в Петришуле. Со школьных лет увлекался киноискусством — в 1920-е годы был членом ОСПК (Общество содействия пролетарскому кинематографу) в Ленинграде. В 1925 году вместе с семьёй приехал в Париж, а с 1932 года начал сниматься в кино.

Но больше всего Александр Мнушкин прославился как продюсер. Им спродюсированы более 50 картин, из которых наиболее известны:
«Фанфан-тюльпан» (1952), 17 фильмов с участием Жана-Поля Бельмондо (в том числе «Картуш», «Профессионал», «Великолепный», «Стависки)»),
«Имя розы» режиссёр Жан-Жака Анно (1986), экранизация одноимённого романа Умберто Эко, «Французская революция» (1989), 6 фильмов с режиссёром Клодом Лелушем, 10 фильмов с режиссёром Филиппом де Брока, включая «Человек из Рио» и «Дорогая Луиза».

Ариана Александровна Мнушкина - (род. 3 марта 1939, Булонь-сюр-Сен) — французский режиссёр театра и кино, драматург и сценарист, дочь Александра Мнушкина.

В 1959 году создала Театральную ассоциацию парижских студентов, где поставила спектакль «Чингиз-хан» по пьесе Анри Бошо.

В 1964 году основала «Театр дю Солей» («Театр Солнца»), который назвала в честь своих любимых кинематографистов, чьи фильмы полны света, щедрости и радости жизни, таких как Макс Офюльс, Жан Ренуар, Джордж Кьюкор. Первым спектаклем ее театра стал «Мещане» М. Горького, показанный в ноябре 1964 года. Последующие постановки: «1789» (1970), «1793» (1972), посвященные Французской революции, «Золотой век» (1975), «Индиана» (1987) — авторство пьес — коллективное; поставила также Эсхила, Еврипида, Шекспира, телеспектакль «Чудотворная ночь» (1990, по пьесе Элен Сиксу) и несколько фильмов.

Соавтор сценария приключенческого фильма «Человек из Рио» (реж. Филипп де Брока, 1964), также сняла несколько кинофильмов: «1789» (1974), «Мольер» (1978).

Лауреат нескольких международных премий (премия Гёте, премия Киото, премия Европа - театру и др.).

Роже Вадим и Элен Племянникова

Роже Вадим (Вадим Племянников)
Роже Вадим (Вадим Племянников)
Элен Племянникова
Элен Племянникова

Роже Вадим (при рождении Вадим Игоревич Племянников; 26 января 1928, Париж — 11 февраля 2000, Париж) — французский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер.

Вадим Племянников родился 26 января 1928 года в Париже. Его отец, Игорь Николаевич Племянников (1904—1938), уроженец Киева, был эмигрантом и французским дипломатом в Египте и Турции, где и прошло детство Вадима.

После изучения актёрского мастерства в 1944—1947 годах играл небольшие роли в театре. Взял себе сценический псевдоним Роже Вадим.

Первый фильм Вадима «И Бог создал женщину» (1956) с участием Бардо и Жана-Луи Трентиньяна разу сделал его знаменитым.

Снял более 20 фильмов, среди которых «Опасные связи» (1959), «Умереть от наслаждения» (1960), «Порок и добродетель» (1963), «Барбарелла» (1968), «Дон Жуан-73» (1973) и т.д.

Как актер, снялся в нескольких французских («Длинные зубы» (1952), «Драже с перцем» (1963)) и американских фильмах, снимал телефильмы (в фильме «Красавица и чудовище» снялся Клаус Кински), был постановщиком спектаклей.

В последние годы жизни занимался литературной деятельностью, вышло несколько его книг.

Элен Племянникова - (1937 - 2022) известная в киноиндустрии монтажёр и актриса, сестра Роже Вадима. В качестве монтажера работала над более чем 50 фильмами, среди которых «Прощай, друг» (1968), «Скромное обаяние буржуазии» (1972), «Лечение шоком» (1973), «Эммануэль-4» (1984), телесериал «Приключения Робинзона Крузо» (1965) и др.

Валерий Инкижинов

Сейчас человечество самозабвенно наслаждается плодами французского искусства, кинематографа, театра, которые были рождены в 20 веке.-6

Валерий Иванович Инкижинов (25 марта 1895, Бохан Иркутской губернии, по другим сведениям, Иркутск — 26 сентября 1973, Брюнуа, департамент Эсон, Франция) — советский и французский киноактёр, режиссёр кино и театра, педагог бурятского происхождения. Работал также в Германии и Великобритании.

Валерий Инкижинов родился 25 марта 1895 года в Иркутской губернии Российской империи в семье учителя. С 1915 года занимался в нескольких театральных студиях.

В 1925 году исполнив небольшую роль в фильме Кулешова «Весёлая канарейка», готовился к съёмкам фильма «Базар похоти», но по ряду причин фильм не был реализован. Работал режиссером на студии «Пролеткино», участвовал в создании нескольких фильмов как актер или режиссер.

В 1930 году отказался возвращаться в СССР из Парижа, став «невозвращенцем». Участие во франко-английском фильме «Битва» (1933) Виктора Туржанского стало первой работой Инкижинова во Франции. Сильный русский акцент и выразительная восточная внешность навсегда определили его амплуа: во Франции, в Великобритании, Германии и Италии он играл персонажей загадочного Востока — индусов, китайцев, корейцев, японцев. Так было в фильмах «Полицейское дело 909» (1933) Роберта Вине и «Шанхайская драма» (1938) Георга Вильгельма Пабста. В немецком пропагандистском фильме «Бедствие фризов» (1935) он исполнил роль советского комиссара.

Часто снимался в фильмах на русские темы: «Волга в пламени» (1934) Виктора Туржанского, «Михаил Строгов» (1956) Кармине Галлоне, «Триумф Михаила Строгова» (1961) Виктора Туржанского, «Врач из Сталинграда» (1958) Гезы фон Радвани.

Всего в эмиграции снялся в 44 фильмах.

Жорж Вакевич

Сейчас человечество самозабвенно наслаждается плодами французского искусства, кинематографа, театра, которые были рождены в 20 веке.-7

Жорж (Георгий, Юрий) Леонидович Вакевич (18 августа 1907, Одесса Российская империя — 11 февраля 1984, Париж, Франция) — французский сценограф, живописец, художник театра и кино, художник-постановщик. художественный руководитель.

В 1921 с семьёй эмигрировал через Болгарию и Румынию во Францию. Окончил Национальную школу декоративных искусств в Париже. В 1924 году, в возрасте семнадцати лет, впервые выставился на Осеннем Салоне (выставке Общества Осенних Салонов - объединения французских деятелей искусства из разных сфер, где выставлялись произведения искусства, созданные летом).

С 1924 Вакевич работал на киностудиях «Альбатрос», «Викторин», «Тобис» и др. Создал костюмы и декорации более чем к 150 фильмам режиссёров Ж. Ренуара, П. Шеналя, М. Карне, Ж. Деланнуа, Ж. Лакомба, Ж. Кокто, П. Бийоном, И. Аллегре, Г. Парри, Л. Буньюэля, Р. Клера, Ж. Ури, Г. фон Караяна и др.

В 1926 году визит в театральную студию в Ницце фактически начал его карьеру в театре. Как театральный художник дебютировал в 1927 парижском в театре «Эвр». Работал в драматических театрах «Ридо гри», «Атеней» и др., сотрудничая с такими видными режиссёрами, как Жорж Мейер, Ж. Берто, Ж. Л. Барро, работал помощником у режиссёра Л. Меерсона.

Участвовал в создании балетных спектаклей, поставленных балетмейстерами: Р. Пети, У. Долларом, С. Лифарем, Д. Парличем, Дж. Тарасом А. Аданом и др.

В 1970-х годах неоднократно входил в жюри международных кинофестивалей.

"Русский балет Дягилева"

"Русский балет Дягилева" - это целая веха в культуре рассматриваемой нами Франции (также - Великобритании, а если учесть деятельность всех выходцев из вышеупомянутого дягилевского балета, то и США, и вообще чуть ли не всего мира).

Началось это всё еще в XIX веке с "Русских сезонов" - театральной антрепризы с участием артистов Императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга, организованной талантливейшим антрепренёром Сергеем Павловичем Дягилевым. Демонстрировалось описываемое действо, как правило, за границей - в частности, в Париже.

Основными видами театрального искусства в "Русских сезонах" изначально были опера и балет. Также там проводились различные выставки, концерты и т.п.

В 1911 году Дягилев решает создать постоянную труппу артистов балета, которую называет "Русский балет Дягилева" и руководит ею до самой своей кончины в 1929 году.

Значимость "Русского балета" в целом для мировой культуры описана в ряде источников. Однако, за время существования "Русского балета" через него прошли немало выдающихся личностей, которые не просто внесли огромный вклад в становление французской культуры 20 века, а чуть ли не целиком создали балет (и не только балет) в данной стране. Остановлюсь на нескольких:

Серж Лифарь
Серж Лифарь

Серж Лифарь. Настоящее имя - Сергей Михайлович Лифарь (апрель 1904, Киев, Российская империя — 15 декабря 1986, Лозанна, Швейцария) — французский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, коллекционер и библиофил. Эмигрировав из СССР в 1923 году, до 1929 года танцевал в «Русских сезонах» Дягилева, после его смерти — премьер Парижской оперы. В 1930—1945 и 1947—1958 годах руководил балетной труппой театра. Крупный деятель хореографии Франции.

Творческое наследие Лифаря огромно — это и создание более 200 балетов, написание 25 книг по теории танца. Лифарь воспитал 11 звёзд балета. В 1947 году он основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 года вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.

В 65 лет у Лифаря проявился талант художника. Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков, основной сюжет которых — балет, танец, и движение в целом.

Борис Кохно
Борис Кохно

Борис Евгеньевич Кохно (3 января 1904, Москва, Российская империя — 8 декабря 1990, Париж, Франция) — русский и французский театральный деятель, писатель, антрепренёр и либреттист русского происхождения.

Для «Русских сезонов» он написал либретто оперы «Мавра» (1922), балетов «Докучные» (1922), «Матросы» (1925), «Кошка» (1927) и «Блудный сын» (1929).

Борис Кохно содействовал созданию Русского балета Монте-Карло под руководством полковника де Базиля и Рене Блюма. Это опыт, продлившийся три года, закончился ссорой между двумя директорами и созданием двух конкурирующих компаний. После Второй мировой войны Кохно вместе с Роланом Пети участвовал в создании труппы «Балет Елисейских полей».

Леонид Мясин
Леонид Мясин

Леонид Фёдорович (Лео) Мясин (28 июля 1896 Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Поставил более 70 одноактовых балетов. С 1914 года входил в труппу Большого театра, затем выступал в Русском балете Дягилева.

После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов».

С 1915 по 1921 год Мясин был главным балетмейстером Русского балета Дягилева. В своём первом балете, вышедшем в 1915 году под названием «Le Soleil de Nuit», он использовал элементы русского фольклора. 18 мая 1917 года в парижском театре Шатле состоялась премьера балета «Парад». Парад рассказывает о группе артистов цирка, которые пытаются завлечь публику в палатку перед началом шоу. Декорации и костюмы были разработаны Пабло Пикассо, дирижёр — Эрнест Ансерме. Чтобы достоверно изобразить испанские танцы, Мясин тщательно изучил аутентичный испанский стиль танца персонажей.

После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы Мясин стал балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло, основанной полковником де Базилем и Рене Блюмом, которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. Впоследствии труппа де Базиля Оригинальный русский балет представляла некоторые постановки балетмейстера в своих гастролях.

Война вынудила Лео Мясина перебраться в 1941 году в Нью-Йорк. Однако, в 1945 году он основал собственную балетную труппу, с которой (в качестве солиста) приглашался в ведущие европейские театры оперы и балета, включая в том числе и французские.

Игорь Стравинский
Игорь Стравинский

Игорь Фёдорович Стравинский (5 июня 1882, Ораниенбаум, Санкт-Петербургская губерния — 6 апреля 1971, Нью-Йорк) — русский композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

Первые сочинения Стравинского были написаны под руководством Римского-Корсакова в 1906 году, в частности, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка». На ее премьере присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время он предложил Стравинскому написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже в 1910 году. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками С. Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.

После окончания войны Первой мировой войны Стравинский принял решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время окончательно переехал во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева он написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.

Стравинский оставался во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его последних русских сочинений — камерной оперы «Мавра» (1922) и небольшой хореографической кантаты «Свадебка» (1923), а также сочинений, написанных в неоклассической манере, среди которых балеты «Пульчинелла» (1920) и «Поцелуй феи» (1928). В Париже он впервые обратился к духовной музыке — написал «Отче наш» для хора без сопровождения (1928) и знаменитую «Симфонию псалмов» (1930) на латинские тексты Псалтири (1930; впервые исполнена в декабре того же года в Брюсселе Э. Ансерме).

Но в связи с началом Второй мировой войны композитор в начале 40-х годов переезжает в США, после чего начинается уже американский (и, в общем-то, последний) отрезок его жизни.

Вера Немчинова
Вера Немчинова

Вера Николаевна Немчинова (1899—1984) — русская, французская и американская балерина и балетный педагог.

В Русский балет Дягилева она пришла в 1915 году и танцевала там около 10 лет. Её первыми выступлениями стали Мазурка и Па-де-де (с Александром Гавриловым) в «Шопениане» в 1916 году.
В 1923 году С. П. Дягилев поручил французскому композитору Ф. Пуленку написать балет. В нем Немчинова исполнила главную партию, а наазывался он «Лани». Его премьера с триумфом прошла 6 января 1924 года. В том же году Дягилев, называвший Немчинову «маленькая Вера», удостоил её титула прима-балерины.

В 1927 году Немчинова вместе с хореографами и артистами балета Антоном Долиным и Анатолием Обуховым создала собственную труппу «Немчинова-Долин Балле», выступала с ней в Театре Елисейских полей с концертами (1928) и гастролировала по Европе, пока Долин не покинул компанию, чтобы вернуться в «Русский балет». Перед отъездом Долин поставил хореографию «Рапсодия в синем» для Немчиновой.

В 1929—1930 гг. Вера Николаевна вместе с танцовщиком Н. М. Зверевым основала «Русский балет Веры Немчиновой». Она была востребованной артисткой, танцевала на концертах и балах, в том числе: в 1930 году на традиционном балу Федерации французских меховщиков в Опера, в 1931-м — на благотворительном балу Союза пажей, в 1934-м — на гала-концертах памяти Анны Павловой, в 1936-м — на первом юбилейном пушкинском вечере в зале Плейель. Также она была солисткой труппы «Русского балета Монте-Карло» (с 1936), танцевала в постановках «Русского балета» полковника де Базиля (1939), принимала участие в хореографических спектаклях на парижской выставке «Русские балеты Дягилева».

Как и в случае Стравинского, французский этап карьеры Немчиновой продолжался до начала Второй мировой войны, после чего она переехала в США и проживала там до скончания дней своих.

Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская

Матильда Феликсовна Кшесинская (19 августа 1872, Лигово, Санкт-Петербургская губерния — 6 декабря 1971, Париж) — русская и французская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра. Заслуженная артистка Императорских театров (1904).

Уже с начала 1900-х годов Кшесинская, являясь примой-балериной императорских театров, участвует в новаторских постановках хореографа Михаила Фокина - одного из талантливейших и выдающихся "дягилевцев", стоящего у истоков американского балета.

С 1911 года балерина становится участницей русских сезонов Дягилева (балет "Лебединое озеро").

Во время Гражданской войны Кшесинская решает эмигрировать во Францию. В 1920 году она приезжает к себе на виллу в Кап-д'ай, а уже в 1929 открывают свою балетную школу в Париже, которая выпустила немало будущих звезд французского балета.

Михаил Ларионов
Михаил Ларионов
Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Михаил Фёдорович Ларионов (22 мая 1881, Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз) и Наталья Сергеевна Гончарова (21 июня 1881, село Ладыжино, Тульская губерния — 17 октября 1962, Париж) - русские художники, графики и сценографы. С 1900-х годов жили гражданским браком, а официальный заключили только в 1955-м.

В 1900 - 1930-х гг. активно сотрудничали с "Русским балетом Дягилева", параллельно выставляясь на различных выставках. После Октябрьской революции и Гражданской войны, художники, находясь в Париже, решают не возвращаться в Россию.

В 1940-х и 1950-х годах супруги жили в относительной бедности и невостребованности, но во второй половине 1950-х годов их искусство вновь привлекло к себе внимание. В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой, а спустя несколько лет их творчество обрело новую популярность и в Париже - большая выставка прошла в Музее современного искусства.

Ида Рубинштейн
Ида Рубинштейн

Ида Львовна Рубинштейн (21 сентября 1883, Харьков — 20 сентября 1960, Ванс, Франция) — актриса, танцовщица и антрепренёр.

В 1907 году познакомилась с Михаилом Фокиным, у которого она брала уроки танцев.

В 1908 году на собственные средства подготовила постановку драмы О. Уайльда "Саломея" (1909). Спектакль должен был пройти в Михайловском театре, но не состоялся. Частично был показан годом позже, при участии М. Фокина, который спустя некоторое время поспособствовал поступлению артистки в "Русский балет" Сергея Дягилева.

В «Русском балете» Рубинштейн танцевала с 1909 по 1911 год. Впервые выступила в составе дягилевской антрепризы 2 июня 1909 года в Париже, на сцене театра «Шатле», дебютировав наряду с Анной Павловой, Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной в балете Михаила Фокина «Клеопатра». 4 июня 1910 года вместе с Вацлавом Нижинским участвовала в премьере балета Фокина «Шахерезада». Роли Клеопатры и Зобеиды были лучшими во всей сценической карьере артистки, её непревзойдённым успехом.

В 1911 году, расставшись с Дягилевым, создала собственную труппу. Ее творчество в период с 1911 по 1913 годы можно охарактеризовать как довольно вызывающее и экспериментальное. Например, в драме «Мученичество Святого Себастьяна» Рубинштейн сыграла главную роль - Святого Себастьяна, что вызвало сильнейшее возмущение у духовенства Франции. Также в этом спектакле предполагалась декламация артистки, которую все воспринимали как танцовщицу. Таким образом, спектакль не получил популярность ни у публики, ни у критиков.

Уже известная и отработанная "Саломея" и новая драма "Елена Спартанская" вернули зрительскую любовь к русской балерине.

Следующая ее работа - «Пизанелла, или Душистая смерть», где Рубинштейн исполняла главную роль, роль куртизанки Пизанеллы - стала одной из самых вызывающих, но при этом стильных, созданных ее труппой. Помимо танцев здесь были завораживающие монологи артистки, выразительные
скорбные позы, которые, как сказано в одном из культурных журналов, "бесконечно восхваляли ее красоту".

В 1928 году Бронислава Нижинская - выдающийся русский балетмейстер и педагог - собрала вокруг Иды Рубинштейн интернациональную балетную труппу. В неё входили балетмейстеры Л. Мясин, М. Фокин, К. Йосс, художник А. Бенуа. В числе поставленных труппой сочинённые по специальному заказу произведения Онеггера («Жанна д’Арк на костре», по П. Клоделю, «Амфион», 1929; «Семирамида», 1934), М. Равеля («Болеро» 1928, «Вальс»), Стравинским («Поцелуй феи» 1928, «Персефона») 1934, Ибером («Странствующий рыцарь»).

В составе этой труппы артистка участвовала в балетных постановках. В 1933 году в труппу был приглашён М. Фокин, поставивший «Семирамиду» Онеггера, рассчитанную на декламацию Рубинштейн.

Труппа существовала до сезона 1938 года и закрылась из-за надвигающейся войны. Как выяснилось позже сезон 1938 года - последний, когда Ида Львовна Рубинштейн вышла на сцену.

В 1934 году французское правительство наградило И. Рубинштейн орденом Почетного легиона. В 1935 году И. Рубинштейн получила французское гражданство.

Игорь Маркевич
Игорь Маркевич

Игорь Борисович Маркевич (27 июля 1912, Киев ― 7 марта 1983, Антиб) ― итальянский и французский дирижёр и композитор российского происхождения.

В возрасте двух лет был вывезен родителями в Париж. С раннего детства у него проявилась тяга к музыке, которую поощрял, прежде всего, отец, давший Маркевичу первые уроки.

В возрасте тринадцати лет Маркевич исполнил свою фортепианную сюиту «Свадьба» в присутствии Альфреда Корто, который взялся его обучать и помог опубликовать сочинение. Через два года Маркевич поступил в Нормальную школу музыки в Париже, где занимался фортепиано с Корто и композицией с Надей Буланже.

В 1929 году юный музыкант был представлен Сергею Дягилеву и сыграл ему фрагмент из своей Симфониетты, над которой в то время работал. Дягилев одобрил музыку и заказал Маркевичу концерт для фортепиано с оркестром и музыку к балету. Концерт был написан в том же году и исполнен на открытии Дягилевских сезонов в театре «Ковент-Гарден» (партию фортепиано исполнял автор), однако балетный проект не был осуществлён из-за смерти Дягилева.

В 1930 году в Париже с успехом исполняется кантата Маркевича, в которой он использовал материал неоконченного балета, а ещё через год не меньший успех имеет его Кончерто гроссо. Музыка Маркевича привлекает внимание Жана Кокто, Дариюса Мийо, Роже Дезормьера, издательство Schott предлагает ему контракт на издание его сочинений. Вместе с Сержем Лифарем Маркевич работает над двумя балетами ― «Ребус» и «Полёт Икара», и, несмотря на то, что они так и не были поставлены, музыка обоих была исполнена в концерте. «Полёт Икара», исполненный в 1933 году под управлением Дезормьера, произвёл сенсацию в музыкальном мире и заставил говорить о Маркевиче как об одной из значительных фигур европейского музыкального модерна. Критики называли его «Игорем Вторым» (под Первым подразумевая Стравинского).

После 1935 года Маркевич живет то в Швейцарии, то в Италии, то снова возвращается во Францию. Весь этот период его коллекция произведений (как написанных, так и исполненных) постоянно пополняется.

С середины 1950-х годов практически оставляет композиторскую деятельность и гастролирует по всему миру в качестве дирижера. Не обделяет он вниманием и уже ставший родным Париж, возглавляя в течение 4 лет оркестр Ламурё (1957―1961).

В 1960 году французское правительство наградило Маркевича званием «командора ордена искусств и литературы». Он, таким образом, стал первым артистом не французского происхождения, удостоенным этой награды.

Лиля Кедрова

Лиля Кедрова
Лиля Кедрова

Лиля Кедрова (урождённая Елизавета Николаевна Кедрова, 9 октября 1918 — 16 февраля 2000) — французская актриса русского происхождения, обладательница премии «Оскар».

Родилась в советском Петрограде. В 1922 году вместе с родителями и старшим братом эмигрировала в Германию, а потом в 1928 году семья переехала во Францию, в Париж.

Театральная карьера Лили началась в 1945 году в спектакле по Достоевскому «Братья Карамазовы» (театр «Ателье»). В комедии «Ограниченная ответственность» Робера Оссейна Лиля играла в театре «Фонтейн» в 1954 году. В период с 1945 по 1977 годы Лиля переиграла всю французскую и зарубежную классику на подмостках небольших парижских театров — «Ателье», «Пош», «Антуана» и других.

Лиля довольно успешно исполняла характерные роли во французских комедиях, а в 1965 году была удостоена «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Грек Зорба»). После этого снялась ещё в нескольких голливудских фильмах и перебралась в Канаду.

Юрий Анненков

Юрий Анненков
Юрий Анненков

Юрий Павлович Анненков (11 июля 1889, Петропавловский Порт, Приморская область, Российская империя — 12 июля 1974, Париж, Франция) — русский и французский живописец и график, художник театра и кино, писатель, театральный критик, поэт, автор мемуаров, заметная фигура русского авангарда. Литературный псевдоним — Борис Темирязев.

В 1924 году для участия в XIV Международной художественной выставке Юрий Анненков выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпериной — балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» — и больше в СССР не возвращался.

К этому моменту Юрий Павлович уже более 10 лет являлся признанным мастером живописи. Начиная с зарисовок морских рыб и растений для научных работ биологов, его творческий путь пролегал через оформление театральных постановок, участие в ряде художественных салонов, оформление обложек и иллюстраций для книг и журналов, рекламу-иллюстрацию первого петербургского крематория, а также - написание портретов известных людей. В 1924 году он даже становится лауреатом первой премии за портрет Ленина.

В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер. Предположительно в 1925 году — член и учредитель Общества художников-станковистов.

После 1934 года серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, среди которых «Майерлинг», «Тарас Бульба» (оба — 1936), «Вечное возвращение» (1943) и другие. В 1955 году номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (1953).

В 1945—1955 годах — президент «Синдиката техников французской кинематографии». В 1969—1970 годах — оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова в издательстве YMCA-Press.

Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Юкка Трубецкой

Юкка Трубецкой
Юкка Трубецкой

Князь Юкка Трубецкой известен также, как Юкка Трубецков и Николя Барклай (настоящие имя и фамилия — Юрий Николаевич Трубецкой) (12 декабря 1905, Лос-Анджелес, Калифорния, США — 22 апреля 1992, Палм-Бич, Флорида , США) — франко-американский актёр кино русского происхождения.

В 1920-х и 1930-х годах снимался в американских и (преимущественно) во французских кинофильмах. Кроме русского Юкка Трубецкой свободно владел английским и французским, что выгодно его отличало на фоне других русских кино эмигрантов его времени. Но отличало не только это: он был самого что ни на есть аристократического происхождения. Его мать была княгиней, отец - князем, а отцовский род восходил (по некоторым версиям) к легендарному Гедиминасу - литовскому князю, при котором Великое Литовское княжество переживало один из пиков своей силы и могущества.

Жозеф Кессель

Жозеф Кессель
Жозеф Кессель

Жозеф (Иосиф) Кессель (10 февраля 1898, Вилья-Клара, Энтре-Риос, Аргентина — 23 июля 1979, Париж) — французский сценарист, журналист, писатель, член Французской академии (с 1962).

Сын эмигрантов из России Шмуэля-Ошера Беровича Кесселя, врача из Шавлей, и Раисы Антоновны Леск, дочери купца из Оренбурга. Однако, родился Кессель в Аргентине, в еврейском сельскохозяйственном поселении Колония Вилья Клара в провинции Энтре-Риос.

Добровольцем поступил во французскую военную авиацию и участвовал в сражениях Первой мировой войны. В 1918 записался добровольцем в экспедиционные войска, в составе которых участвовал в интервенции на Дальнем Востоке России; в 1975 издал воспоминания о своем пребывании во Владивостоке в 1918—1919 («Дикие времена»).

После войны окончил филологический факультет Парижского университета.

В 1922 году написал несколько очерков на русском языке для газеты «Последние новости» Павла Милюкова. В том же году издал на французском языке сборник новелл «Красная степь». Романы об авиаторах «Экипаж» (1923), «Ветер пустыни» (1929) и «Мермоз» (1938), написанные простым и образным языком, принесли Кесселю успех как беллетристу.

В начале Второй мировой войны Кессель работал военным корреспондентом, а после падения Парижа бежал в Англию, где служил в особой французской эскадрилье. Совместно со своим племянником Морисом Дрюоном и Анной Марли написал в 1943 году текст популярной «Песни партизан». Движению французского Сопротивления Кессель посвятил книги-хроники «Армия теней» (1944) и «Небесный батальон» (1947). В центре романов Кесселя («Лев» (1958), «Всадники» (1967) и других) — цельная личность, не склонная к конформизму. Его роман «Лев» до сих пор считается самым переводимым французским романом.

К еврейской теме Кессель обратился в 1926 году в рассказе «Махно и его еврейка». Книги о сионизме («Земля любви», 1927) и о рождении молодого еврейского государства («Земля огня», 1948), переработанные и дополненные Кесселем очерком о процессе А. Эйхмана, вошли в его книгу «Земля любви и огня; Израиль 1925—1948-1961». Израильским воинам — участникам Шестидневной войны Кессель посвятил книгу «Сыны невозможного» (1970).

Многие произведения Кесселя были экранизированы, также он писал сценарии к фильмам. Можно отметить Армию теней Мельвиля, Дневную красавицу Бунюэля, Сирокко, Прохожую из Сан-Суси, Майерлинг, Ночь генералов.

В 1927 году Жозеф Кессель был удостоен Большой премии Французской академии, а в 1962 году его избрали членом Французской Академии наук.

С 1997 года учреждена Премия Жозефа Кесселя. Это престижная премия в области литературы на французском языке, присуждаемая «книге высокой литературной ценности, написанной на французском языке».

В общей сложности им было написано 27 романов и 30 книг очерков и репортажей.

Мишель Константен

Мишель Константен
Мишель Константен

Мишель Константен (13 июля 1924, Булонь-Бийанкур, Франция — 29 августа 2003, Драгиньян, Франция) — французский актёр. Выходец из семьи русских эмигрантов, настоящие имя и фамилия — Константин Хохлов. В Советском Союзе был больше всего известен как исполнитель главной роли в фильме «Жил-был полицейский».

Поскольку семья была скромного достатка, Константин в 14 лет поступил в училище при автомобильном заводе Renault и работал на заводе до Второй мировой войны.

После окончания войны он занимался закупкой продукции и сырья, что позволяло ему объехать всю Францию, а потом с двумя друзьями в Париже он начал собственный бизнес, который, по его определению, был на то время «самым крупным французским производством игл для вязальных машин». Бизнес был успешным, пока журналистика не заставила его выйти из этого дела.

Наряду с профессиональной деятельностью Константин Хохлов серьёзно занимался спортом. Начав с футбола, он переключился на лёгкую атлетику, затем играл в баскетбол и, наконец, в волейбол. В 1947 году он вошёл в состав первой сборной команды Франции по волейболу, а в 1948 стал ее капитаном.

В 1951 году был приглашён фрилансером в спортивную ежедневную газету L’Équipe, чтобы периодически делать обзоры о новостях волейбола. Со временем он, продолжая профессионально заниматься спортом, стал вести в газете разделы баскетбола, гандбола и волейбола, проработав в ней 15 лет.

Живя недалеко от Studios de Billancourt, Константен через несколько рукопожатий познакомился с Лино Вентурой и таким образом попал в массовку фильма Марка Аллегре «Обрывая лепестки ромашки» (1956).

Фильм «Дыра», вышедший на экраны в начале 1960 года с участием высокого и крепкого Константена имел огромный успех. На него обратили внимание, и уже на следующий год он появился в роли главаря американских рэкетиров в фильме «Месть марсельца» Жана Беккера.

Константен сыграл ещё несколько эпизодических ролей, пока участие в фильме «Лужёные глотки» в 1965 году не изменило окончательно его жизнь. Он настолько интересно интерпретировал второстепенную роль раздражительного лесоруба, что режиссёр Жорж Лотнер осмелился поместить его на первый план в качестве спарринг-партнёра Лино Вентуры в пародийной комедии «Не будем ссориться». И в этом же году его друг Жозе Джованни сделал его главным героем в своей интеллектуальной и мрачной версии романа «Искатели приключений» под названием «Закон выжившего». Здесь Мишель Константин утвердил себя в подогнанной под него роли ветерана войны в Индокитае и авантюриста по прозвищу «Калмык» (имея в виду его происхождение), которая хорошо использовала его физические данные, чувственность и обаяние мачо.

В начале 1970-х годов карьера Мишеля Константена достигла своего пика, — он был одним из самых востребованных и успешных французских актеров. Поэтому ему пришлось отказаться от своей работы журналиста. Однако, он получал роли преимущественно в криминальных фильмах (поларах) и комедиях с чёрным оттенком, воплощая широкий набор «крутых» персонажей с той или иной стороны закона.

И всё-таки он смог вырваться из рамок своего амплуа, сыграв совершенно разных по своей сути героев. В криминальной драме «Незнакомцы» он «освежил» впечатление о себе как о немногословном и мужественном защитнике рядом с одной из самых красивых актрис тех лет Сентой Бергер. В экранизации биографической истории из жизни гангстера «Мужчины» актёр был убедителен во всех подробностях этого характера с его представлениями о мужской дружбе, кодексе чести, верности и мести.

В детективной комедии «Жил-был полицейский» он обнаруживает свою сентиментальную сторону в роли угрюмого, ворчливого, милого и забавного комиссара бригады по борьбе с наркотиками Кампана, вынужденного изображать семейного человека в паре с героиней очаровательной Мирей Дарк.

В комедии «Чемодан» он является дружелюбным и симпатичным, с приземлёнными стремлениями, французским шпионом, который кантует своего израильского коллегу в большом чемодане, чтобы спасти ему жизнь.

В итальянской картине «Зверюга» Мишель Константен совсем другой, неожиданный, предстает в роли колоритного дальнобойщика Сандро, помещённого в повседневность рабочей Италии 70- х годов с произволом мелких работодателей, трусостью профсоюзов, алчностью мафии и с дополнением семейных неурядиц.

В психологическом противостоянии триллера «По ту сторону страха» актёр в образе матёрого бандита, загнанного полицией в угол, запоминается целым спектром эмоций: от совершенного безумия во взгляде до мимолётного сочувствия к испуганной заложнице.

В восьмидесятые годы Мишель Константен продолжает сниматься, но ему доверяют главным образом небольшие роли. Однако, три фильма позволили карьере Мишеля Константена получить второе дыхание. Речь идет о кинофильмах «Стрельбы» (1982), «Драка» (1985) и «Дикий закон» (1988). Но, пожалуй, его самой известной ролью в этот период было появление в 1984 году вместе с Жан-Полем Бельмондо в приключенческой картине «Авантюристы» Анри Вернея.

В восьмидесятые годы Мишель Константен ещё регулярно присутствует на французском телевидении. В 1985 году он даёт начало и в течение нескольких месяцев ведёт телевизионное игровое шоу «Anagram» на канале TF1. С 1988 по 1991 год он исполняет главную роль отставного полицейского по фамилии Папароф в небольшом одноимённом телесериале. А в 1988 году новая публика обнаруживает актёра в сериале итальянского режиссёра Стено «Большой человек», в главной роли в серии под названием «365 долларов за унцию».

В 1991 году Мишель Константен снимается в своём последнем кинофильме «Город на продажу» режиссёра Жан-Пьера Moки. А после участия в короткометражном фильме «Парижская мелодия» в 1994 году он уходит со съёмочной площадки и окончательно переезжает в свою виллу.

Николай Евреинов

Николай Евреинов
Николай Евреинов

Николай Николаевич Евреинов (13 февраля 1879, Москва — 7 сентября 1953, Париж) — русский и французский режиссёр, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ и актёр, музыкант, художник и психолог.

Первую пьесу Николай Евреинов написал в семь лет. С тех пор любые домашние торжества непременно сопровождались его постановками. Затем был театральные кружки в гимназиях и училище, где он оттачивал свой писательский и режиссерский талант.

В 1905 году была осуществлена первая в его жизни полноценная театральная постановка (в Александрийском театре) - комедия «Стёпик и Манюрочка».

Затем будет еще много всего - за свою жизнь в России он проявил себя не только как весьма плодовитый драматург. Его творческое наследие огромно и ждет своего скрупулезного исследователя.

В 1925 году Евреинов окончательно покидает СССР. С 1937-го постоянно проживает в Париже. Город не стал ему чужим: будучи потомком, по материнской линии, французских эмигрантов, Евреинов владел их языком почти как родным. Там он плодотворно работает как драматург, режиссер, сценарист. Ставит «Снегурочку», «Руслана и Людмилу», «Царя Салтана», «Горе от ума» и другие спектакли. Почти все они имели успех. В 1937 г. завершил работу над фундаментальным эстетическим трактатом «Откровение искусства».

В 1937 году Евреинов создает пьесу «Шаги Немезиды», в которой события в советской России отражены в духе теории театральности, а выведенный на сцену Сталин, как истинный режиссер, направляет танец из-за кулис.
Период немецкой оккупации 1939—1944 годов семья Евреиновых пережила в Париже. После войны Николай Николаевич отошел от режиссуры, сосредотачиваясь на писательской деятельности.

В 1945 г. выступал с циклом передач на французском радио о выдающихся деятелях русской культуры, с которыми ему приходилось общаться: М. Горьком, К.Станиславском, Н. Римском-Корсакове, В. Маяковском, А. Таирове, М. Зощенко и др. В 1953 г. вышел «Памятник мимолетному» — своеобразный исчерпывающий реестр театральных начинаний русской эмиграции во Франции между двумя мировыми войнами. И, наконец, в 1953 г., уже на пороге смерти, он выпустил «труд жизни» - «Историю русского театра с древнейших времен до 1917 года».

К столетию со дня рождения Евреинова на доме, где он жил, появилась мемориальная доска, а парижская Театральная библиотека выпустила богато иллюстрированную брошюру Жени Каннак «Николай Евреинов во Франции». Краткость ее очерка позволяет лишь примерно представить себе масштаб сделанного и задуманного его героем. 

Одиль Версуа, Элен Валье и Ольга Варен

Одиль Версуа
Одиль Версуа
Элен Валье
Элен Валье
Ольга Варен
Ольга Варен

Как упоминалось в начале статьи, Марина Влади, французская актриса, имеет русские корни, и это довольно известный факт. Но гораздо меньше людей знают, что у нее есть (точнее - были) три родных сестры, и все они также стали успешными на поприще театрального, кино- и телеискусства.

Татьяна в юности танцевала в кордебалете, но в дальнейшем свою жизнь решила связать с кино. Однако, она не хотела оставаться Татьяной Поляковой-Байдаровой (настоящее имя и фамилия), а взяла себе вполне французский псевдоним - Одиль Версуа.

Дебютировала в фильме «Последние каникулы» Р. Ленхардта, впоследствии снялась в трёх десятках фильмов, в том числе «Картуш», «Ты — яд» и «Бенжамен, или Дневник девственника». При этом в большинстве работ Одиль Версуа исполняла главную роль.

Кроме того, она снималась в телефильмах и играла в различных театральных постановках (в том числе совместно с сёстрами в спектакле «Три сестры» на сцене театра Hébertot).

Ольга начинала карьеру как актриса. Её кинодебют состоялся в фильме «Летняя гроза» (1949). Но она решила не останавливаться на этом: она освоила режиссёрскую профессию, работала на телевидении и выходила на сцену в спектакле «Три сестры» с другими сёстрами. Данная постановка была весьма популярна как в самой Франции, так и за ее пределами.

Третья сестра Марины Влади получила имя в честь матери. Как и мама, Милица училась в балетном училище. Как и сестра Татьяна, танцевала кордебалет в Парижской Опере. Но любовь к актёрской профессии взяла верх: Милица тоже, как и сестры, взяла звучный псевдоним и стала Элен Валье.

Дебютировала в фильме итальянского режиссёра Джузеппе Де Сантиса «Рим, 11 часов (1951)». Снималась в фильмах известных кинорежиссёров: Вуди Аллена, Робера Оссейна, Ива Аллегре, Ива Робера, Клода Лелуша, Ива Буассе, Андре Кайатта.

Преподавала актёрское мастерство в Консерватории драматического искусства в Сен-Жермен-ан-Ле.

***

Вот, собственно, и конец первой части. Если статья заинтересовала, выпущу вторую часть.