2,6K подписчиков

«Как напугать зрителя?». Самые эффективные методы в фильмах ужасов

229 прочитали

Доброго времени суток, читатели моего канала. Вы когда-нибудь замечали, что делает фильм ужасов таким страшным? Кого-то пугают обыкновенные скримеры, другим же не по себе от вида всяческих монстров. Сегодня я бы хотел разобраться в том, какие приёмы используют для наиболее эффективной работы фильмов ужасов. Приятного прочтения!

История жанра

Доброго времени суток, читатели моего канала. Вы когда-нибудь замечали, что делает фильм ужасов таким страшным? Кого-то пугают обыкновенные скримеры, другим же не по себе от вида всяческих монстров.

Первые фильмы ужасов стали появляться в конце 19 века. Представляли они из себя, чаще всего, обыкновенную историю о сверхъестественном существе, которое терроризирует группу лиц или одного конкретного человека. Ранние фильмы ужасов пугали лишь мистической составляющей.

В сороковых годах двадцатого века случился настоящий прорыв в жанре. Фильмы ужасов стали очень популярными. Именно тогда, Universal подарили миру своих знаменитых «трагичных чудовищ». Режиссёры по-прежнему пугали тем, что антагонисты были окружены мистическим ореолом. Именно тогда чудовища стали играть в фильмах главную роль, и мы наблюдали всё действие с их стороны. Тогда же и появились монстры, которых сейчас считают классическими: Дракула, Франкенштейн, Мумия, Человек-Волк и другие.

Начиная с 1960-х годов, жанр укрепился и начал видоизменяться. Если раньше в фильмах присутствовала готическая атмосфера и монстры из легенд, то сейчас в дело вступила наука. Дело в том, что в эти годы была популярная научная фантастика. Ужастики отлично срослись с ней, и на смену «Франкенштейнам» пришли мутанты и пришельцы. Тогда же и начал зарождаться поджанр ужастиков - боди-хоррор. Чудовища по-прежнему были чаще трагическими персонажами с нелёгкой судьбой.

Если классические фильмы ужасов шестидесятых можно назвать приемниками(изменились лишь декорации, но не сам подход), то работы Хичкока и Полански стояли особняком. В жанре произошло дробление, и помимо ужастиков для массы были тонкие картины. Хичкок подарил нам психологический вид хорроров. В своих фильмах он уделял большее внимание внутренним переживаниям героев, а также создал узнаваемый гнетущий стиль, которым вдохновляются до сих пор. Роман Полански же уходил в мистику, связанную с демоническими силами. При этом он также использовал элементы психологического хоррора, уделяя больше внимание личностям героев.

Фильмы ужасов в эпоху массовой культуры

Доброго времени суток, читатели моего канала. Вы когда-нибудь замечали, что делает фильм ужасов таким страшным? Кого-то пугают обыкновенные скримеры, другим же не по себе от вида всяческих монстров.-2

Ближе к восьмидесятым ужастики вернулись к истокам и стали массовыми. Это не значит, что психологических ужастиков больше не было, просто зритель сделал свой выбор, отдав предпочтение более простым фильмам. Связано это было с тем, что основная масса потребителей жанра являлась подростками, которым куда интереснее смотреть на пришельцев и мутантов, чем на птиц и призраков. В связи с этим возник новый поджанр ужастиков - «слэшер». Отцом жанра по праву считают «Техасскую резню бензопилой», как первый фильм из поджанра, который захватил внимание общественности. Фильм создал набор клише, характерных для дальнейших приемников жанра. Акцент на героях сместился, и теперь злодея вряд ли можно назвать трагичным. «Монстр» представляет собой квинтэссенцию всего античеловеческого, а сражаются с ним обычные люди. Важно отметить, что добро стало всегда побеждать, но и злодей всегда возвращается(это, сделано для того, чтобы можно было снимать многочисленные продолжения).

"Техасская резня бензопилой“ настолько жестока и ужасна, насколько обещает название… никакой видимой цели, кроме как вызвать отвращение и страх… и всё же она хорошо снята, в ней хорошая и эффектная актёрская игра.

- Роджер Эберт

Известный американский кинокритик Роджер Эберт был прав, говоря, что у жанра «слэшер» нет идеи. Первые фильмы пугали людей и держали их в напряжении, затем стали просто развлекать. Выходило огромное множество фильмов в жанре - каждый хотел снять свой «слэшер». Наиболее успешные представители жанра обзавелись многочисленными сиквелами. Итогом стало то, что рынок был переполнен одинаковыми фильмами, а зритель уже знал наперёд, что будет в «новом ужастике». Потребитель перенасытился ужастиками такого рода. С каждым годом «слэшеры» собирали всё меньшую кассу и вскоре изжили себя.

В нулевых, с уходом «слэшеров», ужастики изменились. Во-первых, появилось множество поджанров, которые стали востребованы(например «боди-хоррор»). Во-вторых, ужастики стали снимать на тему паранормального. Сейчас, в большей части фильмов ужасов, антагонистами являются либо демоны, либо призраки. Причём создатели стараются сохранить тайну «злодея» до конца, чтобы удивить зрителя неожиданным поворотом. Поменялся и подход к главным героям. Если в «слэшерах» они всегда побеждали, то теперь человек всегда проигрывает чудовищу или сам становится им.

Какими методами сейчас наиболее эффективно пугают зрителя

Доброго времени суток, читатели моего канала. Вы когда-нибудь замечали, что делает фильм ужасов таким страшным? Кого-то пугают обыкновенные скримеры, другим же не по себе от вида всяческих монстров.-3

Сейчас с фильмами ужасов всё не так просто. С одной стороны, произошёл кризис жанра, вызванный длительным застоем. Выходит огромное количество дешёвых хорроров, которые получают низкие оценки от критиков и зрителей. Однако, такие фильмы выполняют свою главную функцию - забивают эфир. Но на фоне огромного количества ширпотреба выходят действительно знаковые фильмы, которые пробирают до дрожи самых матёрых зрителей. Сейчас идёт расцвет поджанров, в тренде азиатские хорроры, с присущим им стилем. Также стали популярны ужастики на мотив интернет-легенд. Появились и неохорроры, которые вовсе переворачивают правила игры. Если раньше зрителя старались напугать до чёртиков, то теперь его погружают в атмосферу мрака, заставляя выйти из зоны комфорта. Неохорроры не столько пугают, сколько нагнетают и оставляют сильный эмоциональный осадок, который сравним с апатией. Давайте же разберём основные приёмы современных фильмов ужаса, которые способны напугать зрителя:

  • Атмосфера. Если раньше нас пугали абстрактными чудовищами и их неостановимостью, то теперь режиссёр старается создать такой мир, смотря на который, зритель будет чувствовать себя некомфортно. Яркий пример такого фильма - «Солнцестояние». Действие происходит днём, однако работа с окружением проделана столь тонко, что зритель с первых минут фильма испытывает страх и тревогу.
  • Звук. Грамотная работа со звуком создаёт сильное напряжение. Психология человека устроена так, что незнакомые звуки мы воспринимаем как угрозу ещё на инстинктивном уровне. Зачастую этот приём хорошо работает в связке с гнетущей атмосферой. Сначала нас погружают в неуютный мир, а затем начинают пугать неизвестными, и порой неестественными, звуками. Пример такого фильма - «Синистер».
  • Использование пространства вне фокуса - также интересный приём, которым режиссёр может напугать. Обычно, в такие моменты жертва/протагонист куда-либо идёт, а за его спиной происходит что-то паранормальное. Как правило, происходит это без звука, из-за чего в игру вступает фактор ожидания, который усиливает страх зрителя. До идеала этот приём довёл Майк Флэнаган, который в своих фильмах часто использует этот приём. Например, герои стоят и спорят(происходит это длительное время), ничто не намекает на какое-либо присутствие потусторонних сил, как вдруг призрак/чудовище спокойно проходит мимо них тихим шагом, а герои продолжают спорить. Такие моменты особенно пробирают до дрожи, ведь появляются тогда, когда ты их не ждёшь.
  • Создание страшных образов. Зрителя по-прежнему можно напугать просто внешним видом монстра и его поведением. Сделать это сложно, но в редких случаях получается. Удалось это Джеймсу Вану. В частности, можно выделить первые две части «Заклятия». Ван создал таких антагонистов, которые содержат в себе искажённые человеческие черты, это касается и их личности. Нечто подобное было в «Экзорцисте» 1973-го года. Грамотное искажение в совокупности с непобедимостью зла, способно напугать неискушённого зрителя.
  • Психологическое давление. Чаще всего этот приём используется как раз для создания мрачной атмосферы. Однако, есть такие фильмы, в которых нет уникального сеттинга, зато есть персонажи с психическими отклонениями. Медленное погружение в безумие работает порой как отдельный приём, способный напугать зрителя. Примером такого фильма можно назвать - «Бабадук». В фильме есть чудовище, которое содержит в себе искажённый образ человека, архетип, который мы боимся на подсознательном уровне(неестественное телосложение в сочетании с человеческими формами лица и свойственной людям атрибутикой). Страх перед монстром усиливает безумие главных героев, в которое они погружаются на фоне происходящего. Постепенно чудовище отходит на второй план, и всё экранное время захватывает сумасшедшая главная героиня. К слову, это не новый приём в кинематографе. Первопроходцем можно назвать Альфреда Хичкока с его «Психо». Также хочу отметить «Сияние» Стэнли Кубрика, которое умело сочетает мистику с безумием главного героя.

Пожалуй, это наиболее важные приёмы, которые способны напугать зрителя. Другие либо вытекают из них, либо являются синтезом с ними. Стоит отметить, что сочетание нескольких из них способно подарить нам по-настоящему достойный фильм ужасов. Примером могут послужить сериалы Майка Флэнэгана. Что касается неохоррорв, то они зачастую используют особую атмосферу, которую подчёркивает звук, в сочетании с психологическим давлением. Мистика в таких фильмах есть, но она является декорацией или же происходит на фоне. Отличный пример представителя поджанра - «Ведьма» от Роберта Эггерса.

Спасибо что дочитали статью. Хочу порекомендовать мой второй канал, который в скором времени будет наполняться контентом. Рассчитан он на думающую, патриотичную аудиторию, которая не чурается любить свою родину(нынче это не модно как оказывается). Пожалуйста перейдите и подпишитесь, а с меня качественный контент.