Всемирный день театра - праздник всех театральных деятелей и ценителей искусства.
Театральное искусство является одним из древнейших искусств в истории, оно вносит большой вклад в культурное развитие общества. Начиная с 1961 года, вот уже более 50 лет, 27 марта все театралы отмечают профессиональный праздник. В 1962 году писателем из Франции Жаном Кокто было впервые предложено международное послание, посвященное Всемирному дню театра. С тех пор праздник театралов отмечается ежегодно 27 марта при поддержке ЮНЕСКО и проходит под общим лозунгом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
В этот день организуются торжественные мероприятия, концерты, проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, благотворительные спектакли, премьеры новых постановок, встречи с талантливыми артистами. Мировые деятели культуры оставляют послания актерам театра и деятелям искусства. Впервые люди узнали о театре в 2500 году до нашей эры: в Египте была разыграна первая театральная постановка, посвященная жизни бога Осириса. В 497 году до н. э. в Греции был организован праздник в честь бога Диониса. Именно Греция считается родоначальницей современного театра. Здесь произошло разделение постановок на комедию и трагедию Поэтому символом театра являются две маски, изображающие комедию и трагедию, основные жанры театрального искусства.
В Риме первый каменный театр был построен в 55 году до н.э. Актеры, выступающие на сцене этого театра, исполняли своеобразные «перепевы» греческих мифов и легенд. Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Актерские действа известны с давних времен. Скоморохи известны на Руси с 11 столетия, они ходили по стране и перебивались грошами за свои выступления. Потом появились балаганные представления.
Официальной датой создания театра в России принято считать (30 августа) 10 сентября 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна своим указом учредила создать в Санкт-Петербурге «Русский для представления Челябинская область трагедий и комедий театр», который через 10 лет стал «Российским придворным театром» уже по указу Екатерины II. Позднее в его состав, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы. В 1776 году был основан театр в Москве – известный меценат князь Петр Урусов получил правительственную привилегию «на открытие актерской труппы» и на «содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений» сроком на десять лет.
Эта дата сегодня считается днем основания московского Большого театра, ставшего впоследствии крупнейшим театром России, на сцене которого творили Федор Шаляпин, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Галина Вишневская и другие. Наряду с развитием императорских (придворных) театров в последующие годы получили широкое распространение и частные театры. В 1795 году в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино». Русские сезоны — самые известные в мире театральные гастроли, которые с успехом продолжались с 1908 по 1921 год. Бессменным руководителем антрепризы был Сергей Дягилев. Через искусство оперы и балета он рассказывал Европе и Америке об отечественной культуре с ее национальными традициями и последними авангардными настроениями. На лучших театральных сценах мира блистали примы Императорских театров, постановки оформляли известные российские и зарубежные художники, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы — классики и экспериментаторы. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой.
Сегодня российские театры, которых в стране более 1,5 тысяч, классифицируются на музыкальные, оперные, детские (кукольные), оперы и балета, экспериментальные, и у каждого из них есть свои таланты и их почитатели.
Что можно сделать на уроке?
- Мастер-класс «Театр на столе»
Предлагается провести мастер-класс по созданию настольного театра.
По итогу отыграть мини-театр по известным русским народным сказкам для зрителей из других классов и родителей. Приветствуется творческий подход к созданию собственных макетов.
Примеры макетов можно скачать по ссылке
- «Театральная гостиная»
«Гостиные» – станционное мероприятие, которое организуют сами участники. Изначально команды проходят жеребьевку, в которой им достаётся определённый вид театра. Их задача – создать локацию, полностью передающую атмосферу и традиции театра, который им достался, а также подготовить интерактивную экскурсию по локации. Челябинская область После подготовки локаций, команда делится на две группы: гости и экскурсоводы. Группа гости посещает «Театральные гостиные» других команд, группа экскурсоводы, проводит свою «экскурсию». Количество видов театра зависит от количества команд (команда ~ 10 человек).
Примеры:
1. Театр комедии
2. Кукольный театр
3. Уличный театр
4. Театр оперы и балета
5. Театр теней
6. Иммерсивный театр
7. Театр сатиры.
Ход мероприятия:
1. Провести жеребьевку по командам и определить, кому какой театр достается. Далее озвучить правила и небольшую легенду: «Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актер».
2. Выдать набор реквизита и канцелярской продукции командам, закрепить за ними локацию (кабинет).
3. Определить всем командам одинаковое время на подготовку локации.
4. После того, как все театры готовы, половина команды (по их выбору) идёт смотреть другие локации, а вторая презентует свою. Команды должны перемещаться по маршрутному листу, подготовленным организаторами, чтобы участники не пересекались и успели посмотреть все локации.
5. После окончания станций необходимо подвести итог и провести рефлексию по тому, что узнали участники.
Можно провести игры на уроках:
Игра №1. Фильм по моей жизни
Представьте, что по вашей жизни сняли фильм (написали книгу, поставили пьесу). Ответьте на вопросы, используя в ответах названия или идею фильмов (книг/пьес).
Например: Моя жизнь похожа на фильм: Движение вверх
Моё отношение к учёбе: Притяжение
1. На какой фильм похожа ваша жизнь?
2. Моё отношение к учёбе …
3. Я хочу вырастить и стать …
4. Завтра у меня будет …
5. На день рождения я хочу получить …
6. Я точно не хочу …
Игра №2. Угадай смайлик
А вы знаете, что раньше не было анимированных красочных смайликов и нам приходилось обходиться теми символами, что есть на клавиатуре? Сейчас не все могут разгадать, что означает тот или иной смайлик. Внимательно посмотрите на значки и попробуйте угадать. Какие графические смайлики знаете вы? Нарисуйте!
1. X D
2. = )
3. * ^ _ ^ *
4. : C
5.
(Ответы: 1 – смех, 2 – улыбка, 3 – радость/смущение, 4 – грусть/разочарование, 5 – колебания/загруженность, 6 – слёзы
Игра №3. Театральные слова
А вы знаете слова, которые относятся к театру? Это, конечно, сцена, актёр, спектакль. Какие ещё вы знаете слова? Перед вами подсказки – заполняйте пропуски, чтобы не потерять ни одного важного слова!
Например: С_ _ _А = сцена
1. _ Ф_ Ш _
2. А К _ Р _ _ А
3. З_ Н _ _ _ С
4. _ Н Т _ _ К _
5. С_ Д Е _ _ Е
6. Б _ _ _Т
7. _ _ _Ь
8. _ Ц _ _А Р _ _
9. Р_ Ж _ _ _ _ Р
10. А _ _ О _ _ С _ _ _ _ Ы
(Ответы: 1 – сцена, 2 – актриса, 3 – занавес, 4 – антракт, 5 – сидение, 6 – билет, 7 – роль, 8 – сценарий, 9 – режиссёр, 10 – аплодисменты)
Игра №4. Чем похожи
А вы знаете, что что-то общее может быть в самых разных вещах? Давайте вместе поищем то, чем можно объединить предложенные ниже пары. Или вы можете придумать свои пары. Признак может быть совершенно любой, даже самый смешной.
Например: Занавес и Колбаса – похожи тёмно-бордовым цветом.
1. Сидение и Бабочка
2. Антракт и Ананас
3. Сценарий и Монтажник
4. Роль и Чай
5. Актёр и Молоток
6. Буфет и Блокнот
Игра №5. Необычное использование.
Для актёра да и вообще любого человека важно развивать креативность, поэтому мы с вами и решаем эти креативные задачки. Вот одна из самых популярных – необычное использование какого-то предмета.
1. Выберите любой предмет (например, ручка, линейка, доска)
2. Напишите 2-3 примера обычного использования предмета (ручка: можно писать, рисовать)
3. Подумайте, какими свойствами ещё обладает этот предмет (вес, размер, форма, цвет, структура, материал и т.п.)
4. Напишите несколько способов использования какого-то из свойств этого предмета (ручка может быть поплавком, т.к. лёгкая и полая внутри)
5. А теперь напишите столько способов необычного использования этого предмета, сколько сможете! Если у вас получится всего 5, не расстраивайтесь, вы всегда можете вернуться к этой задачке и придумать новые способы. В эту игру можно играть бесконечно! И с любыми предметами.
Рабочие листы
#разговороважном #деньтеатра #27марта #советники