Проблемы с DSG — как правильно ездить на «роботе»

Коробки передач DSG, устанавливаемые на автомобили Volkswagen, являются постоянно развивающимся механизмом, но при этом продолжают создавать проблемы для своих владельцев. Что именно выходит из строя и как продлить срок службы DSG?

Для чего нужна роботизированная коробка передач с двойным сцеплением? Концепция заключается в том, чтобы объединить плавность автоматической коробки передач с быстрым переключением передач, компактностью и минимальными механическими потерями, обусловленными отсутствием гидротрансформатора. По правде говоря, эта идея существует уже почти сто лет, но технологии того времени не позволяли воплотить ее в жизнь. Нам пришлось ждать до 1980-х годов, и, как это часто бывает, эти решения были испытаны в гонках.

Как устроена DSG?

Работа коробки передач с прямым переключением (DSG) - это загадочная концепция, которая озадачивает многих. Этот революционный тип трансмиссии завоевал популярность благодаря быстрому и прерывистому потоку мощности. В этом материале мы разберемся в тонкостях работы DSG и ее уникальных характеристиках, отличающих ее от других коробок передач.

В первую очередь, DSG по своим основным принципам работы похожа на механическую коробку передач. Тем не менее, в отличие от механической коробки передач, которая имеет одно сцепление, DSG имеет два независимых сцепления, расположенных рядом с маховиком двигателя. Одно сцепление включает четные передачи, а другое - нечетные. Кроме того, DSG имеет полые валы внутри коробки передач, в которые входят другие валы. Эта оригинальная конструкция способствует более быстрому и плавному переключению передач.

общий вид DSG
общий вид DSG

DSG выпускаются в двух вариантах, с мокрым или сухим сцеплением, которые зависят от рабочего объема двигателя и предельного крутящего момента. Трансмиссии с сухим сцеплением меньше и подходят для малообъемных двигателей, в то время как трансмиссии с мокрым сцеплением выдерживают большие нагрузки по крутящему моменту и идеально подходят для высокопроизводительных автомобилей.

Электрогидравлический блок, управляющий работой DSG, называется "мехатроником". Эта сложная система отвечает за переключение передач и работу сцепления, используя сложные алгоритмы для оптимизации переключения передач, обеспечивая максимально плавное и отзывчивое вождение.

Как появилась DSG?

Эксплуатация "автоматических" систем передач в автоспорте не получила широкого распространения из-за их громоздкости и громоздкости. Тем не менее, в 1984 году появление Porsche-doppelkupplungsgetriebe (PDK), роботизированной трансмиссии, перевернуло мир автогонок. PDK, установленная на спортивных автомобилях Porsche 956, участвовавших в чемпионате мира, давала различные преимущества, такие как улучшенная работа двигателя, превосходная управляемость на мокрой дороге и лучшая общая стабильность.

Porsche 956
Porsche 956

Несмотря на свои преимущества, PDK была капризной, тяжелой и содержала масляные насосы, которые отнимали значительную часть мощности двигателя. Из-за этих недостатков коробка передач не нашла себе места на гоночных трассах и в ралли. Тем не менее, концепция PDK не была забыта, и в 2003 году Volkswagen представил первый в истории серийный автомобиль с коробкой передач прямого переключения (DSG) - Golf R32. Дорогая и увесистая DSG соответствовала главной идее Golf R32, которая включала полный привод и мощный шестицилиндровый двигатель, компенсирующий потери, связанные с масляными насосами.

Volkswagen Golf R32
Volkswagen Golf R32

По мере развития технологии Volkswagen внедрил шестиступенчатую коробку передач DSG (называемую DQ250) в другие модели автомобилей, такие как Audi, Seat и Skoda. Семиступенчатая коробка передач DSG DQ200 предназначалась для компактных автомобилей с малолитражными двигателями. Ее исключительной особенностью является "сухое" сцепление, которое работает без масляной ванны, в отличие от DQ250. Такая конструкция сцепления позволила снизить механические потери, уменьшить вес и размер, а также снизить производственные расходы.

Несмотря на первоначальный восторг и рекламу DSG, удовлетворение владельцев было недолгим.

Какие проблемы у DSG?

Одна из основных проблем системы сцепления DQ200 заключалась в том, что ее долговечность оставляет желать лучшего, поскольку она склонна выходить из строя еще до пробега 50 000 км. Такой ранний отказ связан с интенсивным разгоном и частыми остановками, что приводит к чрезмерному нагреву и быстрому износу. Образующийся в результате износа мусор часто забивает сложные пути внутри "мехатроника" , что приводит к рывкам при переключении передач и ускорении, а также к ошибкам электронного блока управления. Несмотря на сложность "мозга", он не отличается особой надежностью.

К счастью, производитель не остался безучастным перед лицом этих проблем; последовала постоянная модернизация системы DSG. Конструкция и материалы сцепления претерпели изменения, а программное обеспечение было переписано, чтобы сделать переключение менее агрессивным, а коробку передач - более умелой в управлении движением. Несмотря на эти усовершенствования, проблемы, связанные с DSG, не были полностью устранены. Даже в новых автомобилях возможны поломки, связанные с износом соленоидов, неисправностями клапанов давления и сбоями в работе электронных компонентов.

Принципиальная схема преселективной коробки передач DSG
Принципиальная схема преселективной коробки передач DSG

Кроме того, даже самые надежные DSG, такие как семиступенчатые DQ500/DL381 и DL501/DL382 с мокрым сцеплением и крутящим моментом 550 и 600 Нм, не избавлены от проблем. Они устанавливаются на автомобили с мощными дизельными и бензиновыми двигателями. Эти "роботы" также подвержены проблемам, хотя и гораздо позже срока службы. При правильной эксплуатации, регулярном техническом обслуживании и соблюдении графиков технического обслуживания они могут работать без происшествий до 200 000 км.

Учитывая эти сложности, при выборе автомобиля с DSG рекомендуется отдавать предпочтение моделям с семиступенчатыми "роботами" и "мокрыми" сцеплениями. Для автомобилей, оснащенных DQ200, эмпирическим правилом является выбор более новых моделей, поскольку в них, как правило, решено большинство конструктивных проблем.

Советы по оптимизации работы и продлению срока службы.

Коробка передач с двумя переключениями (DSG) - это функция, которая устанавливается на многие модели Volkswagen. Ее функция заключается в обеспечении быстрого переключения передач с дополнительным преимуществом в виде режима управления стартом для ускорения. Однако резкие старты могут привести к неисправности DSG. В ходе испытаний, проведенных на почти новых автомобилях, износ сцепления был обнаружен уже после нескольких измерений. Этот износ значительно повлиял на время разгона. Следовательно, система разработана таким образом, что приоритетом является защита трансмиссии, а не достижение молниеносного переключения передач.

Чтобы сохранить долговечность и оптимизировать работу DSG, очень важно не относиться к ней как к автомобилю из фильма "Форсаж". Вместо этого следует умеренно давить на педаль акселератора. Важно отметить, что DSG несовместима с длительной пробуксовкой колес, что может привести к срабатыванию аварийного режима при движении по заснеженной или обледенелой местности.

Еще один фактор, который может пагубно повлиять на работу DSG, - это бесконечные пробки. При таком сценарии сцепления проскальзывают, чтобы обеспечить плавный старт, но это приводит к их нагреву и износу. Рекомендуемое решение - поддерживать дистанцию до впереди идущего автомобиля и разгоняться постепенно, а не резко останавливаться.

Опытные водители DSG советуют использовать спортивный режим во время пробок, чтобы предотвратить переключение коробки передач с первой на вторую передачу и обратно. Этот метод предотвращает небольшие рывки, которые обычно характерны для коробок с двумя сцеплениями в таких условиях.

Наконец, необходимо регулярно менять трансмиссионное масло в DSG. Хотя руководство рекомендует менять его каждые 60 000 миль, рекомендуется сократить этот интервал при интенсивном вождении или интенсивном движении, чтобы предотвратить накопление продуктов износа в трансмиссии.