Иран и Саудовская Аравия восстановили дипломатические отношения при посредничестве Китая. Это уникальное событие будет иметь далеко идущие последствия.
Разрыв отношений
Отношения Королевства Саудовская Аравия с Исламской Республикой Иран ухудшились сразу после создания последней в ходе Исламской революции 1979 года. Страны возглавляли конкурирующие ветви ислама - суннитов и шиитов соответственно. К началу XXI века обе распространили свое влияние на региональных единоверцев и вступили в жесткую конкурентную борьбу, переросшую в период "Арабской весны" 2011 года в ряд прокси-войн.
При этом даже самые кровопролитные, в Йемене и в Сирии, куда КСА и ИРИ вовлеклись непосредственно, не приводили к разрыву отношений. Но в январе 2016 года в Саудовской Аравии был казнен лидер местных шиитов аятолла Нимр ан-Нимр, критиковавший правительство за несоблюдение прав шиитского меньшинства. Это вызвало широкую волну протестов в Иране, в ходе которых было разгромлено посольство Саудовской Аравии. Дипломатические отношения были разорваны, а противостояние обострилось.
Процесс примирения
Переговоры шли с 2021 года в несколько этапов. Посредниками выступили Оман и Ирак, но их усилий оказалось недостаточно. И тогда за дело взялся Китай. Его председатель Си Цзиньпин в декабре 2022 года совершил государственный визит в Эр-Рияд, где встречался с королем Салманом и принцем Мухаммедом. А в феврале 2023 он принимал в Пекине Президента Ирана Эбрахима Раиси. Очевидно, во время этих переговоров, где речь шла о многоплановом сотрудничестве Китая со странами региона, и было достигнуто принципиальное согласие сторон.
В марте экс-министр иностранных дел КНР, а ныне Заведующий Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И пригласил в Пекин Секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани и Советника по нацбезопасности и госминистра Саудовской Аравии Мусайеда аль-Айбана (они на фото в начале статьи). После пятидневных переговоров был подписан документ о восстановлении дипотношений и взаимном открытии посольств. Кроме того стороны решили реанимировать Договор о безопасности 2001 года и Соглашение о сотрудничестве в торговле, экономике, культуре, науке и технике 1998 года.
Итог
Последствия для региона Ближнего и Среднего Востока осторожно оптимистичные. Естественно, остались разногласия КСА и ИРИ по многим конфликтам региона, особенно в Йемене, Сирии, Ливане и Ираке. Однако удалось избежать худшего сценария - прямого военного столкновения двух региональных лидеров, к которому упорно подталкивали США.
Иран для них враг, входящий в пул главных угроз наряду с Россией и Китаем, а с Саудовской Аравией отношения испортились еще в начале деятельности администрации Байдена (я писал об этом два года назад в статье "Восемь "байденских ударов" по саудитам"). Столкнуть их было бы большим успехом для американцев. Соответственно, последствия нормализации для США удручающие.
Последствия для Китая - триумфальные. Впервые Китай выступил успешным миротворцем, тем более накануне Всекитайского собрания народных представителей, где товарищ Си был избран на третий срок Председателем КНР. К тому же удалось примирить двух врагов, одинаково важных для Китая, что интенсифицирует их участие в мегапроекте "Один пояс, один путь".
Последствия для России - также весьма благоприятные. Иран - наш стратегический партнер, особенно важный в условиях санкций. К тому же через него проходит связывающий Россию и Индию транспортный коридор "Север-Юг", на который возлагаются большие надежды. А Саудовская Аравия - важнейший соратник в процессе регулировки нефтяных цен через соглашение "ОПЕК+".
Их примирение позволит ускорить и расширить сотрудничество с каждой из стран без боязни обидеть другую, и в конечном итоге стать еще более значимым игроком в данном важнейшем регионе. А это еще один кирпич в строительстве "Большого евразийского партнерства" и многополярного мира.
Спасибо за лайки и подписки!!!