Найти в Дзене
Fobos

Почему «Дюнкерк» (2017) Нолана – одна из его самых необычных и шедевральных работ?

Кристофер Нолан. Вряд-ли среди нас есть такие, кто вообще не слышал о нем… Без всяких преувеличений, Нолан – один из топовых режиссеров в сфере массового кино.
Он мастер своего дела и по-своему работает над кино: если Джеймс Кэмерон, например, делает акцент на прорыв в области графики (чего стоит тот же Аватар 2009-го или его недавний сиквел), Питер Джексон – на эпичность, Гильермо дель Торо – на особую атмосферу мистики и страшных сказок, Тарантино – на гениальные диалоги, то наш Нолан обычно делает акцент на научную обоснованность работы (и без меня можете вспомнить про Interstellar, Inception, Tenet).
Но в этом-то и суть. Нолан обычно делает так (мы говорим про «нового» Нолана после 2012, после выхода «Inception», ибо после этого фильма явно виден перекос в сторону научной обоснованности в его работах).
«Dunkirk» же, однако, выбивается из всех картин гениального режиссера.
Конечно, «Oppenheimer» (2023) еще не появился на больших экранах и быть может он как-то также будет выделят

Кристофер Нолан. Вряд-ли среди нас есть такие, кто вообще не слышал о нем… Без всяких преувеличений, Нолан – один из топовых режиссеров в сфере массового кино.

Он мастер своего дела и по-своему работает над кино: если Джеймс Кэмерон, например, делает акцент на прорыв в области графики (чего стоит тот же Аватар 2009-го или его недавний сиквел), Питер Джексон – на эпичность, Гильермо дель Торо – на особую атмосферу мистики и страшных сказок, Тарантино – на гениальные диалоги, то наш Нолан обычно делает акцент на научную обоснованность работы (и без меня можете вспомнить про Interstellar, Inception, Tenet).

Но в этом-то и суть. Нолан обычно делает так (мы говорим про «нового» Нолана после 2012, после выхода «Inception», ибо после этого фильма явно виден перекос в сторону научной обоснованности в его работах).

«Dunkirk» же, однако, выбивается из всех картин гениального режиссера.

Конечно, «Oppenheimer» (2023) еще не появился на больших экранах и быть может он как-то также будет выделяться, ведь посвящен все же военному периоду (американцы разработали ядерное оружие и под конец второй мировой применили его на территории Японии), как тот же «Dunkirk». Я даже не смотрел, кстати, трейлер к «Оппенгеймеру», чтобы быть в полном неведении и в очередной раз получить удовольствие от настоящего большого кино (как с тем же «Аватаром 2: Путь воды»).

Но давайте будем честны… Новый фильм Нолана посвящен разработке ядерного оружия, следовательно, будет много ядерной физики, а значит – научная обоснованность неизбежна.

С «Dunkirk» же иная история. Где здесь научная обоснованность?

История? Да, безусловно. Но тем не менее нет такого акцента именно на научность. Это кино уникально благодаря другому.

Но сначала давайте приведем несколько фактов и «сухие» цифры.

Фильм рассказывает о Дюнкеркской операции (иногда – операция «Динамо») — эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы в 1940 году. Город расположен у пролива Ла-Манш (рядом с Кале). Немцы окружили войска союзников, у которых был только один выход – море. Но людей было так много, что ресурсов британского государства было просто недостаточно для организованного вывоза людей.

И именно тогда начался один из самых светлых и героических моментов борьбы Великобритании с рейхом: к операции подключились обычные граждане, которые, мобилизовав все имеющиеся у них ресурсы, на своих кораблях и обычных лодках смогли эвакуировать 338 226 военнослужащих союзников, что позволило сохранить кадровую армию и обеспечить ее дальнейшее участие в войне.

Надо заметить, что британцы в этот период пока были одни против немцев, поскольку Франция почти полностью потеряла способность к организованному сопротивлению (в будущем будет создано марионеточное государство «Вишистская Франция» со столицей в городе Виши, которое тоже будет на стороне немцев), а СССР пока был в стадии мобилизации и подготовки ресурсов.

Итоги Дюнкерской операции сохранили надежду на победу…

Что касается бюджета и кассовых сборов, то фильм можно все же назвать успешным с точки зрения проката. При бюджете в 100 млн $ фильм собрал 527 млн $. Безусловно, это без учета расходов на маркетинг. Тем не менее, фильм показал хорошую прибыль.

На удивление продолжительность фильма составляет 106 минут, что немного необычно для Нолана (длительность того же «Interstellar» - 169 минут).

Теперь к сути. Почему это одна из шедевральных работ «нового» Нолана?

Как минимум, фильм гениален с точки зрения звукового ряда. И вопрос не в композиторской работе, вовсе нет (Ханс Циммер хоть и был номинирован на Оскар, награду всё же не получил).

Фильм «давит» на зрителя «тикающими» звуками, как будто напоминающими о том, что времени всё меньше и меньше, а враг – всё ближе и ближе.

Магия этого кино в том, что благодаря гениальному звуковому ряду мы каждую секунду ощущаем, чувствуем, что противник где-то рядом, он смотрит на нас, в любой момент может ударить, взорвать корабли, подстрелить людей.

В этом фильме, кстати, почти не показали врага. Вы видели его армии? Нет. Но ощущение, что противник был всегда рядом.

Такой хороший уровень накала, уровень саспенса достигается именно благодаря звуковому ряду.

Кстати, когда в конце кино герои садятся в поезд, то эти «тики» прекращаются. И именно тогда зритель достигает катарсиса. Всё хорошо, угрозы больше нет, мы в безопасности…

Это оценено кинокритиками надлежащим образом и поэтому фильм выиграл в двух номинациях Оскара – «лучший звук» и «лучший звуковой монтаж».

Но у этого кино есть еще одна награда от американской киноакадемии, которая раскрывает гениальность фильма также с другой стороны – Оскар в номинации «лучший монтаж».

Эта награда заслуженно досталась фильму, поскольку его создатели смогли визуализировать сложное повествование (на земле, на воде и в воздухе) и сделать это технически совершенно. Три разных сюжета к концу фильма переплетаются друг с другом так гармонично, что невольно задаешь себе вопрос: «В сценарной группе точно нет Тарантино?».

Теперь к самому важному…

Недавно на YouTube-канале «Кинопоиск» вышел выпуск о фильме «Mad Max: Fury Road» (Безумный Макс: Дорога Ярости) (2015). Это кино обоснованно восхвалялось, потому что в нем не было привычных сложных диалогов, романтики и т.п., но тем не менее была сильная драматургия и хороший сюжет (сценария как такового у фильма не было, вместо этого – несколько тысяч картин с визуализацией каждой сцены будущего фильма).

Несмотря на отсутствие тысяч заготовок для каждого кадра сцен будущего «Dunkirk», невольно хочется сравнить это кино с Mad Max, ведь Нолану без заумных диалогов, любви, семьи и иных важных для драматургии моментов удалось также рассказать хорошую историю.

Поэтому в этом плане Нолан превзошел себя. Если в тех же «Inception» и «Interstellar» у главных героев была цель снова увидеть своих детей, а в «Tenet» драматургия хромала, и Нолан сделал безуспешную попытку ее добавить благодаря линии с матерью, готовой на все, чтобы спасти своего ребенка, то здесь этого нет… Это, без преувеличения, взрывает мозг!

Как это? Это точно фильм Нолана?

Поэтому в сценарном плане фильм также крут.

Ну и напоследок…

Не знаю как у Вас, но я после первого просмотра сказал себе: «Нолан, конечно, молодец, но я это пересматривать не буду».

Действительно, кино давящее, тяжелое для просмотра.

Но как же я был удивлен, когда спустя несколько лет после первого просмотра у меня вдруг появилось сильное желание пересмотреть «Dunkirk».

И я пересмотрел. Потом сделал это ещё раз. И ещё…

by Fobos