В данный топ вошли “естественные” альбома “классического” состава “Аквариума” и не включает в себя сольные работы БГ.
“Электричество”
Альбом наполовину студийный, наполовину концертный и в общем-то, на мой взгляд, сегодня ценный, исключительно, как артефакт зафиксировавший становления “Аквариума”, как полноценного ансамбля.
Любимые песни: Герои, -30
“Ихтиология”
На мой взгляд, не особо удачная попытка сделать что-то подобное “Акустике”. Хотя альбом и содержит массу прекрасных песен. Мне он как-то заходит с большим скрипом.
Любимые песни: Рыба, Сторож Сергеев
“Десять стрел”
Опять же концертный альбом, который вынужденно стал таковым после того, как де-факто не стало студии на Охте у Тропилло. Записи с концертов новой акустической программы. Неплохо конечно, но этот альбом был скорее вынужденная мера.
Любимые песни: Стучаться в двери травы, Десять стрел
“Табу”
По сути первый электрический альбом “Аквариума” записанный в студии у Тропилло при поддержке Сергея Курёхина. Несмотря на то, что программа до записи была обкатана на концертах, так или иначе, чувствуется какая-то сырость и несработанность. Надо ли говорить, что от “Аквариума” в записи принимали участие только БГ и Гаккель.
Любимые песни: Береги свой хой, Игра наверняка
“Синий альбом”
Первая студийная проба пера музыкантов группы “Аквариум” на студии у Андрея Тропилло. На записи чувствуется кайф, полученный ребятами от возможности почувствовать себя настоящими рок-звёздами. Прекрасный альбом, как образчик раннего творчества коллектива, запечатлевший переход от одного периода к другому.
“Дети декабря”
Этот альбом представляет собой попытку сыграть в “Новую волну”. Прекрасно записанный на студии у Тропилло - являет миру электрическую программу группы за 1985 год. На мой взгляд несколько перегруженная и по звучанию, и по смыслам работа. Возможно высшая творческая точка “Аквариума”, зафиксированная на студии. “Дети декабря” получился достойным финалом андеграудного этапа творчества коллектива.
“Треугольник”
Можно ли про альбомы “Аквариума” написать необычный? Так вот, “Треугольник” самый необычный. Самый абсурдистский и авангардный. Чистый эксперимент с поэтикой и гармонией. Только если кто хочет начать знакомиться с творчеством группы “Аквариум”, настоятельно советую отложить “Треугольник” в сторону. На этом альбоме впервые к группе присоединяется Сергей Курёхин и возможно именно ему альбом обязан своим экстравагантным звучанием.
Любимые песни: Старик Козлодоев, Мочалкин блюз
“Радио Африка”
Самый, наверное, эпохальный альбом коллектива в восьмидесятые и самый известный. В общем это такая титульная обложка “Аквариума” тех лет. Хочешь понять, что такое “Аквариум” и вообще творчество БГ смело слушай “Радио Африка”. К записи БГ и Курёхин вновь привлекли кучу разномастного народа, оставив за бортом и Дюшу и Фана. Последнего после этой записи так и вообще сменит на басу приглашённый на запись Александр Титов с которым у БГ сложится долголетний творческий союз. Несмотря на все лавры данного альбома я считаю его немного переоценённым, как по звуку, так и по песенному материалу.
Любимые песни: Рок-н-ролл мёртв, Капитан Африка
“Равноденствие”
Первый альбом “Аквариума” записанный в профессиональной студии с профессиональными звукорежиссёрами. Пластинка официально была выпущена фирмой “Мелодия”. Другими словами, данный альбом олицетворяет собой окончательный выход коллектива из андеграунда на официальную рок-сцену.
Самому Гребенщикову и многим поклонникам группы не понравилось звучание альбома. По некоторым отзывам, звук на альбоме получился слишком прилизанным. Как вспоминал Гребенщиков – люди, конечно, мол там профессиональные, но совершенно не представляли, как записывать рок-музыку. Эстонский рок-критик Артём Троицкий написал, про “Равноденствие”, этот альбом идеально подойдёт любителям стихов и фоновой музыки.
Однако же мне этот альбом заходит на ура! Люблю его неторопливость и размеренность. Всегда с удовольствием пересушиваю его. Мелодичность и поэтика альбома словно гипнотизируют. Ну и мне лично - это прилизанное звучание приходится, как раз очень по душе.
“Равноденствие” можно считать последним альбомом классического “Аквариума”, записанного в студии. Опять же жаль, что не получилось у группы сделать больше из-за отъезда БГ в американский вояж. Время показало, что это было ошибкой и по сути погубило проект “Аквариум”, как таковой.
Любимые песни: Лебединая сталь, Поколение дворников
“Акустика”
Сборник акустических вещей группы, которые она играла с конца семидесятых по начало восьмидесятых, на различных концертах и квартирниках. Вещь, которую я могу слушать в любое время, с любого места, в различной очерёдности. Наверное, это мой самый любимый и часто пересушиваемый альбом “Аквариума”.
Скажем так, это лучший альбом группы с акустической программой. Поэтичные тексты Гребенщикова, положенные на прекрасную акустическую аранжировку. Если есть за что любить Гребенщикова, то за эти песни, за этот альбом, который можно считать квинтэссенцией звучания группы в тот период.
И самое, наверное, главное здесь ещё представлен, так скажем, земной “Аквариум”, БГ ещё не оторвался от народа и не улетел в небеса. Все тексты написаны доступным языком. По крайней мере любой человек, который захочет врубиться и сделает над собой усилие, он поймёт о чём эти песни.
Любимые песни: Держаться корней, Укравший дождь
“День Серебра”
Если “Акустика” — это квинтэссенция начального творчества “Аквариума”, таким каким он когда-то родился. “День серебра” — это то каким “Аквариум” стремился стать и соответственно стал. Идеальный альбом, совершенно точно - в том составе и в той вселенной.
Это тот пик, с которого, на мой взгляд, будет только снисхождение. Для меня этот альбом абсолютная гармония звука и текста, здесь всё идеально выстроено и продуманно. Что и говорить если сам Гребенщиков называет “День серебра” лучшим альбомом, записанным в восьмидесятых годах.
Я бы занёс в плюс то, что на нём нет Курёхина, который зачастую уводил сознание БГ не в том направлении и музыка получалась рваной и дёрганной. Здесь ничего этого нет. Если так можно выразиться - это лицо “Аквариума”, как группы и его классическое воплощение. В отличии от “Радио Африка” он более спокоен по подаче и далёк от музыкальных происков Капитана. Опять же попытка “Аквариума” влиться в “Новую волну”, что у него на этом альбоме удалось гораздо лучше, чем на следующем альбоме.
Любимые песни: Пока не начался джаз, Небо становится ближе