Господь сказал, что наше сердце есть Храм Бога, живущего в нас. "...Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2 Кор. 6:16). Поэтому человек, сердце, наш дом - это обитель, это сосуд для Духа Святаго. А мы гоним Дух Святой из сердца своими страстями. Прости, Господи. Не хочешь быть домом Божиим, не хочешь быть сосудом накопления Божественной Благодати, чтоб стать Небожителем, тогда станешь сосудом греха и домом сатаны, и будешь ходить, грешить, вино пить, не каяться в грехах. Верою вселяется Христос в сердце человека. Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог и предаст общению с падшими духами. Ибо Храм Божий Свят, наше сердце - оно свято, и вы Храм, не только душа, но и тело ваше суть Храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор. 3:16). Место престола - сердце, где должен быть престол для Духа Святаго, а не для сатаны. Мы получаем престол Духа Святаго при Таинстве Крещения и сразу Его теряем, когда грешим. Каждый раз на исповеди получаем, если искренне каемся в грехах своих, причащаемся, и в сердце у нас вселяется Дух Святой. И мы не свои, мы куплены очень дорогой ценой - кровью Бога-Человека (1 Кор. 7:23). Господь за нас пострадал, пролил кровь. Поэтому прославлять мы должны Бога в телах своих: не ныть, не роптать, когда заболели, когда усталость, а за все благодарить Бога. И в душах должны благодарить Бога, которые Божии.
А те, которые не ощущают себя в селениях Христовых, называются неискусными. Они не знают опытно христианства. Они не знают, что такое скорби и страдания и их не принимают никогда, они всегда злятся, раздражаются. Вот каемся в этих грехах, что мы никак не можем Духа Святаго в себя принять, мы Его гоним осуждением. Что такое, как можно друг на друга злиться, ругаться? Надо с любовью друг ко другу относиться, а у них одна и та же тема - ругалась на этого, а я обливал грязью вот эту. Вот кайтесь в грехах этих.
Кто грешит до Крещения - на землю грешит. Кто облёкся во Христа Крещением, тот уже не на земле, всё земное ему чуждо, он находится на Небе. Кто согрешил после Таинства Крещения, а мы с вами перед крещением даём обет, отрекаемся от сатаны, тот на Небо согрешил. Посему такой грешник обращается к Богу и говорит: "Отче, я согрешил на Небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим". А вы креститесь, говорите: прости Господи. И этим выражением сокрушай сердце своё о своих грехах, вот тогда родится скорбь о грехах, потекут слёзы покаяния в сокрушенном нашем сердце. Без покаяния невозможно избавиться от злых грехов.
Сокрушай сердце трояким воздержанием: от многого сна, от разнообразной и обильной пищи и от телесного покоя. Вот сердце от чего нужно освобождать, мы должны постоянно в покаянии находиться, в сокрушении о своих грехах. Вот после этого наступают слёзы, скорбь о грехах, что насадил в себе грех удовольствия, наслаждения. Прогневал Бога осуждением брата своего, огорчил Святаго Духа - прилепился к земному, светлую одежду Веры осквернил грехом удовольствия и наслаждения. Душу освобождённую от грехов Крещением и постригами монашескими, убелённую просвещением Веры помрачил и уже недостоин называться сыном Божиим, даже раб Божий - и то я не подхожу, даже под раба Божьего, потому что не выполняю то, что Бог просит. Каемся в этих грехах. Господи прости, что я как разбойник, крест свой не беру, несу в руках разбойнический крест, даже не правого, а левого. Правый хоть защищал бедных, богатых грабил и бедным старался давать. Мы как левые разбойники, которые только злимся, осуждаем, готовы избить, подраться.
На Голгофе было 3 Креста, по наружности они сходные, а по внутреннему содержанию и значению они различные. И нам надо быть очень осторожными, чтобы разуметь тайное значение Крестоношения, Крестоносца. Надо спрашивать свыше у Бога озарения к познанию Истины, тайны Креста, надо спрашивать, чтоб Господь открыл нам тайну Креста, а она заключается - жди скорбей как дорогих гостей. Кто не познаёт, не принимает этот Крест, получает пылающий крест отчаяния. У кого есть отчаяние, кто несёт этот крест, идут в ад - не тот крест взяли.
Кто не со Страхом Божиим ограждает себя крестным знамением, а просто руками машет, лишает себя благодати Божией и утопает в прелести сладострастия и гордости злонравия своего. А кто истинно кается в своих грехах, и со страхом Божиим осеняет себя крестным знамением, пожигает в себе страсти и спасается на кресте как правый разбойник. Но кто входит в отчаяние, входит в уныние, съедает себя своим томлением, он даже не может перекреститься, даже не может молитву простую сказать. Представляете, как бес связывает человека. Нет у него истинного покаяния, только осуждает, злится, занимается непотребными делами, он уклоняется в сопротивление Богу и погибает как левый разбойник на кресте. Этот человек не ждёт скорбей как дорогих гостей, неискусный, не молится с любовью за обижающих, за проклинающих, и не благодарит Господа за скорби.
Кто Крест терпит, воскрешается из мёртвых, побеждает ад, и живёт в мире, любви и согласии. Этого человека свести с пути истинного очень тяжело, он за всё Бога благодарит. Борьба православного подвижника не против тела, а против страстей и против духов злобы поднебесной. И от Бога удаляет нас не наша плоть, которая служит сосудом для Духа Святаго, а сладострастие, т.е. 8 этих страстей с их услаждениями, - вот что наш сосуд оскверняет.
Иеросхимонах Димитрий.