Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества
Г.С. Альтшуллер предложил классификацию творческих решений – от самых простейших до самых сложных…
Его ученик пишет:
«Мир творчества удивительно многообразен, и классифицировать его можно по различным параметрам. Нас интересует главный признак – новизна. А конкретнее, новизна постановки задач и новизна их решения.
К простейшему творчеству можно отнести применение известного решения к известной проблеме.
Предположим, надо создать механизм для поднятия грузов. Старая проблема, известно и её старое решение: использовать подъёмный кран. Но краны бывают разные. Новизна творческого труда сводится здесь к созданию конкретной конструкции подъёмного крана определённой схемы и заданной грузоподъёмности.
Это творчество первого типа – наиболее благополучное, потому что оно отвечает потребностям сегодняшнего дня, даёт решение сегодняшних задач. Этих решений с нетерпением ждут на производстве, а поэтому сравнительно быстро идет и их внедрение.
Творчество первого типа есть и в науке, и в искусстве, да и во всех других областях деятельности.
Основная особенность его в том, что оно не ломает привычных взглядов и традиционного отношения к окружающему миру, не выходит за рамки общепринятых методов. Именно такое творчество сформировало и продолжает поддерживать общественное представление о престижности творческого труда. В большинстве случаев это творчество действительно престижно и действительно дает надёжное место в жизни. В основном оно бесконфликтно и не вызывает трений между творцом и обществом. Общество само ставит для него задачи и само же обеспечивает внедрение их решений в нужных для производства масштабах.
К творчеству первого типа человека готовят – огромная система школ, техникумов, вузов непосредственно призвана к этому. Творчество первого типа приветствуют и ценят – работает отлаженная система морального и материального стимулирования. Продукты такой творческой деятельности легковнедряемы: они понятны, привычны, не требуют коренной перестройки производств, чрезвычайно рентабельны – сразу же начинают приносить значительную прибыль. И всё-таки даже такое творчество порою встречает на своем пути сильное сопротивление. Став чуть масштабнее, чуть шире «дозволенного», оно наталкивается на стену непонимания, неприятия. Примеров тому достаточно...»
Вёрткин И.М. Бороться и искать… О качествах творческой личности / в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г. с. 10.
Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
- Творческие личности, анти-личности и нетворческие личности по И.Л. Викентьеву
+ Плейлист VIKENT.RU из 11-ти видео:
Интеллектуальные / творческие / креативные продукты
Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT.RU: https://vikent.ru/w4/
Изображения в статье
- Изображение создано нейросетью Шедеврум