Могу признаться честно - я не люблю биографические фильмы. Редкое исключение, наверное, фильм об Эдит Пиаф, который мы смотрели с дочерью, и она была совершенно потрясена и трагизмом судьбы Воробышка, и ее неукротимой волей к жизни, и безмерным талантом.
Фильм жесткий, если не сказать жестокий, хоть и называется "Жизнь в розовом цвете". К нашему счастью, Пиаф большей частью, похоже, пела голосом Пиаф... Я недавно спросила у людей, имеющих отношение к киноиндустрии, почему у нас Утесов и Любовь Орлова в биографических фильмах поют не своими голосами, которые, собственно, и составляют ядро их индивидуальности, мне ответили, что создатели замучаются пыль глотать, пытаясь договориться с родственниками по поводу использования фонограмм. Денег не хватит выкупить права.
Ну, раз так... Может, на права Пиаф претендовать уже некому.
Об актрисе, что создала образ певицы, писали: "Марион Котийяр блестяще сыграла главную роль. Не сразу узнаешь ее после обаятельной подружки главного героя из "Такси". Картина получилось грустной и драматичной. Голос Пиаф пробивает до мурашек".
Котийяр не доверили исполнить песни, звучащие в ленте. Музыкальные партии, в которых нельзя было использовать оригинальную фонограмму - пение на улице и дебют в кабаре - исполнила певица Жиль Эгро. И это ей удалось сделать настолько точно, что после выхода фильма она поставила спектакль о Пиаф, где с успехом блистала в главной роли. В декабре 2014 года она приезжала со спектаклем-посвящением "Эдит" в Москву и показала его в Международном доме музыки.
Марион Котийяр получила за Пиаф "Золотой глобус", "Сезар" и "Оскар" в номинации "Лучшая женская роль".
*****
Тот редкий случай, когда я рискую именно просить совета - стоит ли смотреть сериал "Раневская", потому что, возможно, рано выключила телевизор.
Я сделала это после того, как увидела первые опыты актерства героини. Конечно, смолоду, быть может, дарование Раневской не было столь ярким, ведь мастерство нарабатывается годами. Исполнительница своеобразна и хороша. И отдельно от образа, к которому я привыкла по фильмам оригинала, я наверняка приняла бы ее экзерсисы без всякого скепсиса и сомнений.
Но - у меня есть проблема. Когда мы с вами говорили о "Седьмой симфонии", я рассказывала, что в детстве сквозь мамино "ни за что" смогла начать учиться в музыкальной школе по классу скрипки в декабре, когда учеба была в разгаре. Меня приняли за абсолютный слух.
И у меня есть такая особенность... Как объяснить? Я слышу не просто музыку, не просто слова. Простите меня за пример не из художественного ряда. Но он чуть ли не каждый день на слуху. Вот я, например, как ватник, понимаю, что Ольга Скабеева произносит вещи, с которыми я могу согласиться.
Однако ее интонации, неожиданные разбивки слов по слогам (па-чиму), вроде старательное и одновременно небрежное извлечение звуков откуда-то будто бы из щек, отчего они становятся не по-женски грубыми, мешают мне воспринимать даже простое прочтение ею фактов с суфлера, которые могли бы меня порадовать, не будь она их передатчиком.
Одну мою знакомую оттолкнула от фильма "Покровские ворота", как она выразилась, намеренная театральщина. А я вспомнила, как одна из актрис рассказала, как Михаил Казаков буквально проговаривал перед съемкой каждую фразу - с интонацией, в которой та должна была прозвучать. Актерам это тоже не сильно нравилось.
А, на мой взгляд, фильм в итоге обрел свое неповторимое звучание. И только выиграл! Это на мой музыкальный вкус и цвет.
И я услышала нечто похожее в работе с актерской интонацией в сериале "Лимитчицы". Там тоже есть объединяющая музыка произношения и языка. Сериал, как я видела, размазали грязью по асфальту еще до выхода на экраны. Причем с особой страстью это делали, вроде бы, мои единомышленники, тепло относящиеся к нашему советскому прошлому.
Они с ходу решили, что это очередная чернуха. Что кино сняла молодая профурсетка, не заставшая СССР. Я специально тогда посмотрела - режиссер Ольга Доброва-Куликова родилась в 1960 году, окончила МВТУ им. Баумана, мастерство режиссера изучала в мастерской Владимира Наумова.
И, конечно, она понимала, что делает, когда повесила в кабинеты портрет Андропова, а работнице, обвиненной в краже двух мотков, не объявили - с легкой руки местного карьериста, желающего продвинуться - общественное порицание, а дали два года колонии.
Конечно, она заглянула в будущее, когда в 90-е на прядильной фабрике закончилось сырье, и одна из героинь пришла к двум высоким начальницам, чтоб попросить о помощи.
Одна, более вменяемая, но уже подшофе от беспросветного отчаяния отправляет ее, куда в голову пришло. Другая интересуется:
- Может, не надо ее в Чебоксары? Там же нет ничего.
- Какая у тебя кофточка нарядная, - говорит адекватная.
- Немецкая, - хвастается другая чиновница нашей загибающейся легкой промышленности.
- Вот из-за таких, как ты, у нас ничего не будет, - говорит ей уже бывшая директор фабрики.
Когда я пересматривала сериал второй раз ( со мной это в последнее время случается крайне редко), то заметила еще одну интересную деталь.
Героиня приезжает за подругой, с которой ее связывают очень сложные отношения (у меня тоже нет простых ни с одной, молодость вообще страшно вспомнить) в колонию.
Стена мне напомнила физика Гусева в фильме "Девять дней одного года". Но здесь не до атомной энергии. Это святые 90-е.
И на остановке, где они сидят в ожидании автобуса, который, может, и не придет, выбита табличка с маршрутом. Неизвестно, куда и когда они попадут вместе со страной.
А последние кадры фильма я прочла как отсылку в "Светлому пути" Григория Александрова. Путь все-таки будет светлый. Понимаете?
И этот жест героини напомнил мне, как я юным курьером вбегала в цех издательства "Московская правда" и с наслаждением вдыхала запах свеженапечатанных газет.
*****
Не дай Бог, вы почувствовали себя обманутыми - ведь я обещала поговорить о сериале "Раневская". Он, конечно, манил с первых кадров красотой и обещанием фейерверка актерских работ. Интересной историей. Прекрасной музыкой. Блеском остроумия - без него, на мой взгляд, Раневская сама не своя. Героиня фильма "Театр" - драматическая актриса, но сколько иронии и юмора в каждом ее негромком, на взгляд непосвященного, поступке.
Когда я подумала, что моя интуиция меня подвела, рано я разочаровалась и надо все-таки посмотреть сериал до конца, я открыла ресурсы, где печатают отзывы зрителей.
И буквально побагровела от стыда за свое пренебрежение к шедевру. Сеть просто переполнена восторгами!
Недостатков нет: "Как мужчина, я редко смотрю драму о жизни театральной легенды, но после просмотра сериала "Раневская" (2023), я был поражен. Великолепный сюжет, непредсказуемый повороты и качественная игра актеров заставила меня оценить этот сериал на высшем уровне. Мне особенно понравилось, как создатели сумели передать всю сложность и остроту характера Екатерины Раневской. Можно было почувствовать ее страсть к театру, ее талант и даже ее слабости".
Понравилась человеку Екатерина. Так волновался, что имя перепутал.
- Не могу не восхититься этим фильмом, этими актёрами и этой темой. Удивилась тому, что роль Раневской в фильме играет дочь не менее известной и любимой многими, Любови Полищук - Мариэтта Цигаль-Полищук. Также в фильме увидим много других знакомых личностей: Александра Домогарова, С. Стругачева, Полину Кутепову, Д. Спиваковского, Эмилию Спивак и других известных актёров.
- Мариэтта Цигаль-Полещук- безусловная звезда, и мое личное открытие. Никогда раньше я ее не видела. А здесь - просто - восторг!!!! И очень понравился Семен Стругачев в роли отца Фаины. Очень теплый образ! Такой режим показа - в час по чайной ложке- это издевательство над зрителем. Вот посмотрела первые 2 - их сразу выложили. Мужественно дождалась, пока выйдут еще 2. А вот теперь и не знаю, хватит ли у меня терпения ждать еще 2 недели, или не удержусь и через неделю посмотрю 5-ю серию.
- подробно, масштабно, интересно.
- Данный сериал просто отличный. Качественный, игра актёров на высоте! Мне очень интересно узнать про жизнь Раневской. Про её семью и первые шаги к сцене. В фильме показано, что все считали её дурнушкой. Даже родной отец говорил про Фаину "уродина" и был против того, что бы она стала артисткой. Вот как она смогла остаться такой уверенной и сильной?! Она прекрасна. И воплощение в фильме тоже прекрасно. Времена тяжёлые достались ей, я ничего раньше не знала об этом.В фильме всё на высоком уровне, костюмы, декорации. Голос главной актрисы так похож на голос Фаины Раневской, просто удивительно! Советую всем посмотреть. Я думаю, женщинам всем он понравится. Благодарю создателей фильма за качественный кинематограф. Общее впечатление: Оказывается Раневская заикалась!
Я просто сражена количеством восхищенных отзывов. Давно такого не наблюдала.
- Сериал смотрится на одном дыхании, это наша история и смотреть её одно удовольствие, сериал к просмотру однозначно рекомендую, различные мелкие ляпы даже не заметны, возможно этот сериал попадет в список шедевров.
- Каждую серию жду с нетерпением!
Я заглядываю в отклики, чтоб сэкономить время. Вечером хочется вырваться из новостного контекста, но глаз остановить практически не на чем. А тут, выходит, с самого начала была не права? Впрочем, отзывы, усиленно отсылающие меня на платную платформу, почему-то не очень меня убедили.
Хотя находились люди, которые немного сомневались в том, что они увидели именно Фаину Георгиевну. Кстати, я не очень понимаю, когда берутся рассказать о судьбе реального человека под его собственным именем, а потом слегка переписывают биографию и пожимают плечами: "Ну что вы хотите? Это не документальный, а художественный фильм!"
- Наверное, в реале была другая Раневская. И актриса играет человека на нее совсем не похожего. Но мне нравится, как она это делает. Мне все нравится. И как идет действие, и как снято, и игра актеров, и вообще настроение фильма. Мне кажется, у него не было задачи показать Раневскую такой, какой она была. Тут задача рассказать о неординарной личности. Человеке талантливом, но так и не раскрывшемся до конца. И эту неординарность и необычность мне кажется получается передать. Сейчас много вышло фильмов об известных людях. Мне они в принципе были интересны все. Но пока осилила только Вертинского, частично Магомаева и сейчас Раневскую. Остальные не зашли.
Вот этот человек словно бы прочитал мои мысли и попробовал меня убедить:
- Вымысла представлено немало, особенно в первых трех сериях, когда Раневская пыталась пробиться на театральные подмостки. Я отдаю себе отчет, что это не документальный фильм, а попытка художественного осмысления жизни и творчества Ф. Раневской. Вы много прочитали и посмотрели о Раневской - это прекрасно. Но в какой-то момент вы решили, что накопленного - прочитанного, отсмотренного вами - уже достаточно. Вы требуете от других неукоснительно повторять строго определенные знакомые вам сюжеты. В противном случае, вы просто посчитаете себя обманутой (зря что ли вы столько всего изучили о предмете?).
На самом деле, все нормально. Новые авторы, новые трактовки, новые истории. Половина вымысла, как и в ваших байках о Раневской. А вот готовы ли вы услышать что-то отличное от того, что вам уже известно - это главный вопрос.
Если бы речь вы вели о какой-то принципиальной лжи авторов. Но, нет же. Вы просто хотите пересказа знакомых вам историй в точности. Стоит ли из-за этого так нападать создателей?
Тем более, что по большей части вы грустите и сокрушаетесь о событиях, время которых в сериале ещё не пришло. И заранее обижаетесь. Покажут или не покажут?
*****
А что мне скажете вы, мои уважаемые друзья? Стоит вернуться к "Раневской"?