В детективах часто говорят о жизни "тела": у него не было врагов.
Не было, но, тем не менее, его жестоко убили. И, как правило, выясняется - человек, который убил, не внезапно появился, а был постоянным врагом при жизни, пусть тайным, но вполне реальным.
Если бы жертва знала своего врага, возможно, осталась бы жива?
Но она не хотела ничего знать и опасаться.
Такой типичный сюжет сквозь века - повторяется и повторяется.
Но идеализм и позитивное мышление всё равно проповедуют пользу иллюзий, утверждают, что если не думать о плохом, то плохого не случится.
Это, увы, не подтверждается практикой.
Но вера есть вера, святое право человеков.
Моя личная философия стоит на том, что более святого, чем вера, нет в культуре ничего. Даже слезинки ребенка не фоне веры становятся часто невидны, ибо это есть наш выбор будущего - пусть и не всегда это будущее сбывается.
И пусть даже у некоторых людей это вера "в деньги" или в "подсознание" - такая милая и удобная первобытная магия на современный манер, подкрепленная трудами пары гениальных психов (пардон, психоаналитиков) и прекрасным сторителлингом авторов американских бестселлеров вроде Джона Кехо (тот, что якобы выиграл в лотерею несколько тысяч долларов, благодаря "силе подсознания").
Я, ни в коем случае, не опровергаю своеобразной пользы, и даже объективности такого подхода. Изотерические и метафизически системы древности, вроде астрологии Авесты или китайского Бацзы, как говорится, тоже не пальцем деланы, и ничем не уступают в своей методологии той же современной психологии, которая гордо именуя себя наукой, сегодня ещё, кажется, даже к математическим методам толком не подошла в своём развитии.
Но меня трагически умиляет, когда судьбы целого народа, государства (!) определяются на таких вот ничтожных основаниях. А ведь так и происходит на деле.
Ну, скажем, вера Евгения Примакова (Максимовича) в каббалу и пользу дружбы с Израилем? Или вера Дугина в русский логос? Путина в пассионарность?
Возможно, я рассуждаю грубо, потому что выросла под влиянием своего сложно-сочиненного крестьянско-пролетарского, мелко-предпринимательского и инженерно-творческого солянко-сборного Рода. Все эти люди повлияли на формирование моих нейронных сетей. Все виновны, включая меня - не отказываюсь.
Известно, что в подавляющем большинстве они были испытателями жизни, искателями справедливости, дикарями анархистами, чекистами, дворянами эпилептиками, короче, в полном составе пассажирами поезда "Страны негодяев" из недописанной пьесы Есенина. Все, естественно, страстные любители русской литературы.
(Считаю, что она наше честное волшебное зеркало - как не любить?)
При этом в юности я увлеченно читала Маркса, и упрямо целых два года грызла Гегеля, пока он не стал для меня прост как букварь. 5+
Понимаю, что книжка слишком гранитная, чтобы класть её на тарелку блога, и цитировать этого парня не буду - не хочу терять подписчиков.
Поэтому просто поверьте на слово: в том, что люди не хотят видеть врага у себя под носом - это чистая диалектика смерти. 10+
Психоанализ Юнга, основываясь в том числе на мифе о несчастном Эдипе, выводит нам, на поверхность сознания, идею о том, что в каждом человеке живет тайное влечение к смерти, к покою, некий зов Танатоса - энергии уравновешивающей Эрос. Проще говоря, человек хочет жить, пока не устанет.
Усталость убивает нас сильнее глупости. Поэтому время самый злой наш враг. Время, а не любой ситуативный противник!
Так что приходится признать, что война - это относительное зло, а в плане диалектики даже немножечко добро.
И именно поэтому, кстати, попытка привести Парламент к единому мнению, есть залог не развития, а краха. Чисто с философской точки.
Что не исключает добрых человечных намерений отстаивать свою правоту, а так же - и легитимных методов борьбы.
Диалога!
Диалог и культурная дискуссия - лучшее, что придумали люди за всю историю. Иначе зачем вообще им был бы нужен язык - ведь молчать гораздо выгоднее! Так что традиции дипломатии следует чтить наравне с библейской мудростью. 5+
Верьте в то, что люди могут договориться, но не надо позволять своему оружию ржаветь. Потому что как только это происходит, начинается война. Такова сила диалектики доброго врага, на котором стоит вся мировая политика и дипломатия со времен Адама.
За Лаврова и наши Посейдоны!