Найти тему
Известия

По дороге с облаками: кто сохранит российские данные

В Совете Федерации обсудили ситуацию на российском рынке облачных технологий. Участники круглого стола заметили среди прочего, что в безопасные отечественные облака стоит мигрировать в том числе частному бизнесу, который работает с чувствительными для государства и его граждан данными, — многие еще пользуются привычными зарубежными системами. Стоит ли заставлять российские фирмы переходить на отечественные сервисы и готов ли бизнес удовлетворить все потребности пользователей — в материале «Известий».

Мигрировать активнее

На круглом столе в Совфеде зампред комитета СФ по экономической политике Константин Долгов заявил, что необходимо гарантировать технологическую независимость России в условиях западных санкций, поэтому стоит повышать доступность отечественных систем хранения данных для широкого круга пользователей, в том числе для малого бизнеса.

Замглавы Минцифры Евгений Филатов рассказал о работе государственной единой облачной платформы «Гособлако», которая развивается с 2019 года. Сейчас она объединяет 30 ведомств и министерств — это не так много, есть проблемы с «бюджетными ограничениями». Но, как заметил Константин Долгов, утечки чаще всего происходят как раз не из госструктур, что свидетельствует о защищенности государственных информсистем (ГИС), а из коммерческих организаций.

— Бизнесу стоит активнее мигрировать в безопасные отечественные облака, пусть не государственные, а частные, но при поддержке регулятора, — сказал сенатор, заметив, что в предпринимательской сфере много «чувствительной информации», которую необходимо защищать. В том числе чрезвычайно актуальна проблема защиты персональных данных, добавил он.

Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева также отметила, что бизнес обрабатывает как персональные данные, так и чувствительные данные о промышленности, поэтому нужны усилия по защите этой информации. Однако вопрос дополнительного регулирования, подчеркнули участники круглого стола, дискуссионный. Так, представитель Минцифры Евгений Филатов заметил, что здесь важно «не передавить», не ударить по бизнесу дополнительными затратами и ограничениями. Долгов высказался за то, чтобы стимулировать именно спрос на отечественные облачные сервисы.

А директор по продуктовому маркетингу «МойОфис» Петр Щеглов заметил, что от западных сервисов до сих пор сильно зависит сегмент малого бизнеса и частный (домашний) сегмент. Сейчас любое устройство у российского пользователя зависит от облачных сервисов, у которых нет расположенных на территории РФ дата-центров.

Как поменялся облачный рынок в России

Елена Заева назвала рынок облачного хранения данных в России конкурентным. По ее словам, отечественные игроки нарастили объем продаж за счет миграции пользователей с зарубежных сервисов.

Гендиректор компании «Аплана Диджитал» (партнер и провайдер сервисов «Яндекс Облако») Елена Меньшенина отмечает, что крупнейшие игроки — «Яндекс», «Сбер», VK — сообщали о кратном росте публичных облачных сервисов. Причин сразу несколько. Одна из них — ограничения на закупку серверов и систем хранения в собственные ЦОДы, что привело к интересу к IaaS-решениям (IaaS — инфраструктура как решение). Кроме того, возник риск потери всех данных и отключения от сервисов в случае присоединения западных компаний к санкциям, возникли и сложности оплаты за пользование зарубежными сервисами. А сами облачные провайдеры предложили российским компаниям эффективный и недорогой переход на импортозамещающие облачные базы данных.

Генеральный директор «Праймсофта» Александр Заверзаев со ссылкой на данные аналитической компании iKS-Consulting сообщил, что облачный рынок в стране за прошлый год вырос на 42%. На это повлиял и рост самой области в целом, и переход корпоративных компаний на российские решения.

— Выручка Yandex Cloud за 2022 год достигла 7,8 млрд рублей против 2,9 млрд рублей годом ранее — показатель вырос в 2,7 раза, а число клиентов Yandex Cloud за 2022 год выросло в 1,5 раза, — говорит системный архитектор ICL Services Наталия Ефимцева.

Директор по продуктам #CloudMTS Михаил Соловьев сообщил, что выручка облачного провайдера компании по итогам 2022 года выросла на 51%. Директор по развитию VK Cloud Леонид Аникин заявляет о двукратном росте выручки облачного направления компании. Драйверами роста он называет сервисы IaaS, PaaS (платформа как услуга), SaaS (ПО как услуга), которые позволяют бизнесу качественно ускорить разработку и вывод продуктов на рынок.

— Еще одно перспективное направление — облачные решения для работы с данными, — рассказал он «Известиям». — Совместное исследование VK Cloud и Arenadata показало, что в 2022 году 46% компаний уже использовали такие технологии, а 29% планируют начать работать с ними в ближайшее время.

Петр Щеглов из компании «МойОфис» в беседе с «Известиями» отметил, что двузначный рост поставок облачных сервисов характерен не только для России, но и для всего мира. При этом возможности пользоваться иностранными сервисами остаются: Microsoft ушла из России, но партнеры наладили продажи ключей продления подписок для домашних пользователей, да и остальные сервисы, существенно осложнив оплату, не отказались от оказания бесплатных облачных услуг. Руководитель направления Digital в КРОC Иван Минаев считает, что российские сервисы всё еще проигрывают зарубежным конкурентам по функционалу, скорости или удобству. А директор московского представительства ITentika Сергей Кузнецов самой большой потерей считает AWS (Amazon Web Services) с его функционалом и наработками.

Руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов указывает, что сдерживающим фактором для рынка остается недоверие некоторых компаний облачным сервисам с точки зрения возможной потери контроля над данными. Однако старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка Андрей Белевцев указывает на данные прошлогоднего исследования компаний Cloud и «Технологии доверия», согласно которым за последние три года количество российских компаний, использующих облачные инфраструктуры, утроилось.

— А согласно прогнозу Gartner, к 2025 году более 85% организаций в мире переориентируются на облачные решения и будут считать его приоритетным направлением для использования в бизнесе, — заявил он.

Как изменился российский рынок

Руководитель направления информационных технологий и цифровизации ЦК НТИ по большим данным МГУ Александр Бирюков отмечает, что за прошлый год произошла сильная структурная перестройка рынка: при росте спроса поставщики сервисов оказались в ситуации, когда поставка аппаратных компонентов стала затруднительной и нестабильной.

— В результате, например, «Яндекс Облако» были вынуждены значительно поднять ставки на свои IaaS-решения еще в первой половине 2022 года, — рассказал он «Известиям». — Многие международные решения всё еще не могут быть заменены в полной мере отечественными.

Руководитель направления облачных продуктов компании «Рексофт» Артем Яговитин указывает, что большинство провайдеров на 90% предоставляют услугу IaaS, что «не является комплексным облачным сервисом, о котором мы говорим, упоминая западные компании». С ним соглашается и Сергей Кузнецов из ITentika, который указывает, что «уровень автоматизации и предоставления сервисов пока остается не очень высоким». Однако это временное явление, полагает он.

Елена Меньшенина считает, что предложение российских компаний не только выросло, но и изменилось качественно. В частности, очень быстро развиваются облачные сервисы и приложения, связанные с решением бизнес-задач. Главным трендом 2022–2023 годов она называет «облако как бизнес-среда» и приводит в пример запуск облачного сервиса «360» «Яндекса», который включает в себя полноценный офисный редактор, почту, мессенджер, а также сервис «Телемост», являющийся полноценной заменой Zoom.

— Такая же ситуация и с бизнес-приложениями — в российских облаках сегодня огромный выбор систем управления ресурсами, CRM, инструментами для цифрового маркетинга и прочего, — полагает она.

Меньшенина добавила, что какие-то уникальные нишевые сервисы за рубежом остались, но в целом нет серьезной проблемы с тем, чтобы заменить иностранный продукт.

Технический директор СКБ «Контур» Артем Прескарьян отмечает, что провайдеры к осени нарастили свои мощности с помощью параллельного импорта. Услуга в прошлом году «выстрелила», говорит он, на фоне сложностей с поддержанием собственных мощностей.

— Наша компания довольно долго не могла преодолеть стереотипы относительно использования сторонних ресурсов, в основном по соображениям безопасности, — говорит он. — Но под давлением обстоятельств мы всё же пересмотрели свою позицию и запустили эксперименты по использованию облаков. Дополнительным стимулом стало отсутствие возможности быстро приобрести физические серверы, тогда как облака возможно получить здесь и сейчас.

Хватит ли в России ресурсов

Сергей Кузнецов из ITentika указывает, что у российских компаний есть необходимые ресурсы, но могут быть проблемы, связанные с «железом».

— Сейчас компании работают на запасах и избытках ресурсов, рано или поздно они столкнутся с проблемами в дата-центрах, — считает он. — На данный момент это не является чрезвычайно серьезной проблемой. Нужно повышать уровень сервиса и готовиться к нагрузкам.

Коммерческий директор ITSM 365 (ГК Naumen) Антон Федоров указывает, что, если спрос будет расти со стороны крупного бизнеса, где имеются существенные объемы информации, возникнет необходимость расширять инфраструктуру. Однако Наталия Ефимцева из ICL Services считает, что ситуация здесь скорее позитивная, чем негативная. В пример приводит «Яндекс», который анонсировал строительство новой зоны доступности — дата-центра в Калуге, введение в эксплуатацию которого запланировано на второе полугодие 2023 года. VK Cloud, продолжает она, готов обслуживать клиентов и за пределами России. А представитель Минцифры на круглом столе рассказал о планах по строительству дата-центров в Казани, Самаре, Сочи, Владивостоке, Екатеринбурге.

Александр Заверзаев из «Праймсофта» считает, что крупнейшие российские компании в сфере облачных сервисов («Ростелеком», «Яндекс», «Сбер», Selectel, «Крок») имеют объемный запас серверных и иных компонентов для поддержания инфраструктуры облачных сервисов.

— Но в случае полного отказа пользователей от зарубежных сервисов компании вынуждены будут нивелировать спрос повышением цен, так как обеспечить все IT-решения облачными сервисами рынок пока не способен, — сказал он. — Компаниям в данной сфере необходимо закупать оборудование и дополнительно расширять свои технологические возможности уже сейчас.

Руководитель направления «Цифровое развитие» ЦСР Александр Малахов считает, что наиболее трудная ситуация — с более сложной экосистемой: такие решения, как AWS или Azure, выстраивают экосистемы, из которых сложно выйти. Российские разработчики активно сюда идут и повышают свою конкурентоспособность, но проблема до конца не решена.

Петр Щеглов из «МойОфис» указывает, что на круглом столе в Совете Федерации были названы важные шаги для решения проблем в этой сфере.

— Например, говорилось о разработке и внедрении отечественной шкалы надежности центров обработки данных, которую могли бы использовать различные организации при выборе места размещения своих данных, — говорит он. — Но наибольшую срочность имеют вопросы, связанные с массовыми поставками оборудования — не одним-двумя серверами, а сотнями и тысячами новых серверов для установки в дата-центрах провайдеров. Иначе не только некуда будет переносить данные, но и само развитие услуг замедлится, а качество начнет снижаться.

Что надо делать государству

Источник IT-рынка, знакомый с ситуацией, сообщил «Известиям», что сейчас с отраслью обсуждают, какие еще меры государственной поддержки им необходимы. Например, прорабатывается вопрос запуска программ льготного кредитования проектов по созданию ЦОДов. Кроме того, все реализуемые Минцифры программы поддержки и IT-льготы актуальны и для разработчиков облачных сервисов и программных продуктов, которые предоставляют их через облака, добавил эксперт.

— Что касается компаний, которые занимаются созданием центров обработки данных и облачной инфраструктурой, они могут получить аккредитацию в Минцифры, освобождены от налоговых проверок, а их сотрудники могут претендовать на IT-ипотеку и отсрочку от срочной службы в армии, — сказал источник.

Александр Бирюков из ЦК НТИ МГУ подчеркивает, что сейчас очень важно создать для разработчиков облачных сервисов и в целом IT-организаций все условия для сохранения ресурсов и стабильной работы.

— Важно не создавать дополнительных административных барьеров, а, наоборот, помогать сохранять максимальное количество квалифицированных IT-специалистов (неважно, откуда они работают), а также привлекать новых из-за рубежа, — полагает он. — Важно также обеспечивать условия для импорта вычислительных мощностей.

А вот дополнительно ограничивать использование зарубежных сервисов, считает Бирюков, это бесполезная затея, так как все, кто мог переключиться на отечественные разработки, это уже делает. Основное ограничение лежит на стороне предложения, а не спроса.

Член Ассоциации юристов России Сергей Хаустов отмечает, что сейчас закон не запрещает использование иностранных облачных сервисов. Вообще список «запретных» сервисов ограничен и условен. Список есть на сайте Роскомнадзора. Однако важно соблюдать требования законов «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эксперты отмечают, что сделать это гораздо проще с использованием именно отечественных сервисов.

Добавим, что законодательный запрет на использование иностранных облачных сервисов уже действует для госструктур. По данным источника с IT-рынка, сейчас прорабатываются вопросы о более адресном регулировании этой области.

Елена Меньшенина из «Аплана Диджитал» считает, что пока стопроцентного замещения всех сервисов отечественными аналогами нет, возможно, следует более четко и жестко определить требования к передаче и обработке важных, в том числе персональных, данных при использовании сервисов за пределами России.