Найти тему
Hi-Tech Mail

Почему США стремятся любой ценой вернуть обломки MQ-9, упавшего в Черном море

   MQ-9 Reaper во время боевого вылета, Афганистан, 2008 год
MQ-9 Reaper во время боевого вылета, Афганистан, 2008 год

Беспилотник США в Черном море

Упавший 14 марта в Черном море американский дрон не был сбит из бортового вооружения российских истребителей Су-27. Однако и «самостоятельное» падение может привести к последствиям, с которыми США еще не сталкивались в новейшей истории.

Потеря MQ-9 Reaper — всего лишь 16-е летное происшествие за всю историю боевого применения этих дронов, которые летают без малого 20 лет. История с потерей беспилотника, напичканного секретными технологиями, примечательна сама по себе — машина потерпела крушение в закрытой для полетов зоне и теперь, с высокой долей вероятности, американские военные будут менять тактику применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

MQ-9 — не единственный дрон, который США используют в этом районе. Наиболее частый гость у побережья Крыма и черноморских вод России в районе Новороссийска — высотный разведчик RQ-4 Global Hawk. Траектория полетов американских «высотников» не меняется много лет — взлет на авиабазе Сигонелла, набор высоты, пролёт через территорию Болгарии или Румынии, а потом «петляние» в международном воздушном пространстве.

   Эти маневры не всегда были безопасными – пару раз RQ-4 даже вплотную приближался к гражданским авиалайнерам, садившимся или взлетавшим в аэропорту Сочи / Скриншот: Пикабу
Эти маневры не всегда были безопасными – пару раз RQ-4 даже вплотную приближался к гражданским авиалайнерам, садившимся или взлетавшим в аэропорту Сочи / Скриншот: Пикабу

Однако связь технологий высотного реактивного разведчика и небольшого пятитонного дрона MQ-9 гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. На «младшую» модель американские военные установили практически тот же набор оборудования, что и на высотный разведчик.

MQ-9 Reaper: характеристики, дальность полета, цена

«Рипер» — один из тех дронов, конструкцию которого заказчики выжимают на максимум. Машина, выражаясь языком автоблогеров, пережила три рестайлинга и выпускается в нескольких версиях: для ВВС, ВМС, РУМО США и отдельно для ЦРУ.

От «старшей» версии «Риперу» достались и уникальные технологии. Например радар с системой отслеживания подвижных и неподвижных целей, который, в зависимости от миссии, можно присоединять под фюзеляж. При этом общее количество различных контейнеров, с которыми «Жнец» может отрываться от взлетно-посадочной полосы, превышает десяток. Среди них и противолодочные буи, и специальные радары, и станции радиоэлектронных помех и многое другое.

Точная цель появления MQ-9 над Чёрным морем не разглашается, однако вероятнее всего беспилотник выполнял разведывательную миссию, связанную либо с радиотехнической разведкой, либо с составлением подробных карт местности в этом районе.

Для последней задачи MQ-9 даже не нужно специально переоборудовать. Радар Lynx позволяет не просто получать изображение местности с фотографическим качеством. Система, управляемая специальным софтом и соединяющая блок наблюдения с радаром, позволяет отслеживать маршруты передвижения техники потенциального противника.

Если говорить простым языком, то, наблюдая за определенным местом на поле боя в течение 20 часов, беспилотник может собрать и проанализировать все снимки, соединить их в одно интерактивное изображение и показать оператору как, где и в каких количествах потенциальный противник передвигается на Земле. Ничего подобного пока нет ни в одной стране мира. И именно эта система, вероятно, стала причиной, по которой США всеми правдами и неправдами пытаются попасть в Черное море для подъема обломков.

Конкурент «летающего гриба»

Одной из задач современного американского ВПК было создание небольшого комплекса разведки и целеуказания, для которого не требовалась бы огромная наземная инфраструктура. К этой мысли в ВВС США пришли не случайно: использование и обслуживание самолетов ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) Е-3 Sentry на базе Boeing-707 с каждым годом становится всё дороже. К тому же, такая крупная и высотная цель — лакомый кусочек для любой системы противовоздушной обороны.

Через некоторое время после дебюта дронов MQ-9 в ВВС и ЦРУ выяснилось, что особый режим радара Lynx под названием MWAS может принудительно заставлять радар обнаруживать движение кораблей и лодок в различных условиях моря — от штиля до шторма.

Также этот режим подгружает в дрон данные автоматизированной системы идентификации кораблей (AIS), чтобы понимать, какая цель находится в поле зрения — военная или гражданская.

Пока MWAS используют преимущественно для миссий по пресечению наркотрафика, однако полноценное (пусть и учебное) применение в войсках уже случалось. Летом 2014 года MWAS была задействована в учениях Trident Warrior, где дрон со включенным радаром успешно опознал и условно навел ракеты на корабли условного противника.

Стремление США любой ценой добраться в район крушения беспилотника может объясняться и другими причинами. Упавший MQ-9 оснащен системой спутниковой связи, автономным управлением на случай потери связи, спутниковыми приемниками и передатчиками, а также десятком разных ноу-хау американского производства, включая двигатель Honeywell TPE331−10 за 500 тыс. долларов.

Если потенциальному противнику США попадет в руки хотя бы часть проприетарных, уникальных технологий, то ускорение собственных разработок или выход на качественно новый уровень в беспилотниках (как воздушных так и морских) будет лишь вопросом времени.