Ранние годы:
Жанна родилась в 1412 года в зажиточной крестьянской семье в Домреме на северо-востоке Франции. В юности Жанна занималась домашними делами, пряла шерсть, помогала отцу на полях и ухаживала за животными. Ее мать обеспечила Жанну религиозным образованием. Большая часть Домреми находилась в герцогстве Бар. К 1419 году война с Англией затронула и этот район, а в 1425 году Домреми подвергся нападению, и скот был угнан. Это привело к настроению среди жителей деревни, что англичане должны быть изгнаны из Франции для достижения мира.
Позже Жанна свидетельствовала, что, когда ей было тринадцать лет, около 1425 года, фигура, которую она идентифицировала как архангела Михаила, окруженного ангелами, явилась ей в саду. На протяжении всей своей жизни у нее были видения архангела Михаила, покровителя области Домреми, которого считали защитником Франции. Она заявила, что у нее часто были эти видения и что она часто видела их, когда звонили церковные колокола. В ее видениях также фигурировали святая Марина и святая Екатерина.
Братья Генриха V - Джон Ланкастер, Бедфорд и Хамфри продолжили завоевание Франции англичанами. Большая часть северной Франции, Париж и части юго-западной Франции находились под англо-бургундским контролем. Бургунды(ПРИМ. - древнегерманское племя) контролировали Реймс, традиционное место коронации французских королей; Карл VII(ПРИМ. - наследник престола, бастард) еще не был коронован, и проведение самой коронации в Реймсе помогло бы узаконить его притязания на трон. В июле 1428 года англичане начали окружать Орлеан и почти изолировали его от остальной территории Карла, захватив множество небольших мостовых городов на реке Луаре. Орлеан был стратегически важен как последнее препятствие для нападения на оставшуюся часть территории Карла. Согласно более поздним показаниям Жанны, примерно в этот период ее видения сказали ей покинуть Домреми, чтобы помочь Карлу. Бодрикур(ПРИМ. - французский военноначальник) согласился на встречу с Жанной в феврале 1429 года, примерно в то время, когда англичане захватили конвой в битве при Руврэ во время осады Орлеана. Жанна убедили Бодрикура разрешить ей поехать в Шинон на аудиенцию к наследнику престола. Жанна путешествовала в сопровождении шести солдат. Перед отъездом Жанна надела мужскую одежду, которую ей предоставили сопровождающие и жители Вокулера. Она продолжала носить мужскую одежду до конца своей жизни
Шинон и Военные кампании:
Карл VII впервые встретился с Жанной при королевском дворе в Шиноне в начале марта 1429 года. Она сказала ему, что приехала, чтобы снять осаду Орлеана и привести его в Реймс для его коронации. Карл и его совет нуждались в большей уверенности и отправили Жанну в Пуатье, чтобы ее обследовал совет богословов, который объявил, что она хороший человек и добрая католичка. Это было сделано для того, чтобы установить, действительно ли она может быть предсказанной девой-спасительницей Франции, показать чистоту ее преданности и убедиться, что она не общалась с дьяволом.
В последнюю неделю апреля 1429 года Жанна выступила в составе армии, перевозившей припасы для освобождения Орлеана. Она прибыла туда 29 апреля. Орлеан не был полностью отрезан и Дюнуа(ПРИМ. - французский военноначальник, бастард) ввел ее в город, где ее встретили с энтузиазмом. Ей не было дано никакого официального командования и она не была включена в военные советы, но быстро получила поддержку войск . Казалось, что она всегда присутствовала там, где бои были наиболее ожесточенными, она часто оставалась в первых рядах и давала им понять, что сражается за их спасение. Командиры иногда принимали советы, которые она им давала, например, решали, какую позицию атаковать, когда продолжать наступление и как разместить артиллерию. Англичане отступили из Орлеана 8 мая, прекратив осаду.
После успеха при Орлеане, Жанна настояла на том, чтобы войска незамедлительно двинулись к Реймсу, чтобы короновать наследника. Карл позволил ей сопровождать армию. Прежде чем продвигаться к Реймсу, нужно было вернуть мостовые города вдоль Луары: Жаржо, Мен-сюр-Луар и Божанси. Это расчистило бы путь Карлу и его окружению, которым пришлось бы пересечь Луару близ Орлеана, чтобы добраться из Шинона в Реймс.
Кампания по освобождению городов Лауры началась 11 июня. Жанна послала сообщение англичанам с просьбой сдаться; они отказались и она выступила на прямой штурм стен на следующий день. К концу дня город был взят. Во время этой кампании Жанна продолжала служить в гуще сражений. Она начала взбираться по осадной лестнице со своим знаменем в руках, но прежде чем она смогла взобраться на стену, в нее попал камень, который расколол ее шлем.
Тем временем английская армия из Парижа под командованием сэра Джона Фастольфа соединилась с гарнизоном в Менге и двинулась вдоль северного берега Луары, чтобы освободить Божанси. Не подозревая об этом, английский гарнизон в Божанси сдался 18 июня. Основная английская армия отступила к Парижу; Жанна убедила французов преследовать их, и две армии столкнулись в битве при Патэ позже в тот же день. Англичане подготовили свои силы для отражения атаки французов с помощью скрытых лучников, но авангард обнаружил и рассеял их. Последовал разгром, уничтоживший английскую армию. Фастольфу удалось бежать с небольшим отрядом солдат, но многие английские военачальники были захвачены в плен. Жанна прибыла на поле боя слишком поздно, чтобы участвовать в решающих действиях, но ее стремление преследовать англичан сделало победу возможной.
Коронация Карла, последние годы и смерть Жанны:
После разгрома английской армии при Патэ, некоторые лидеры французской армии выступали за вторжение в удерживаемую англичанами Нормандию, но Жанна продолжала настаивать на том, что Карл должен быть коронован. Реймс открыл свои ворота 16 июля 1429 года. Карл, Жанна и армия вошли вечером, а посвящение Карла состоялось на следующее утро. Жанне было отведено почетное место на церемонии, и она объявила, что Божья воля исполнилась.
В апреле Жанна прибыла в Мелен, который изгнал свой бургундский гарнизон. По мере продвижения Жанны ее силы росли, поскольку к ней присоединились другие командиры. Войска Жанны продвинулись к Ланьи-сюр-Марн и разгромили англо-бургундские силы под командованием наемника Франке д'Арраса, который попал в плен. Как правило, он был бы выкуплен или обменен силами захвата, но Жанна позволила горожанам казнить его после суда.
Жанна достигла Компьеня 14 мая. После оборонительных вылазок против бургундских осаждающих, она была вынуждена распустить большую часть армии, потому что окружающую сельскую местность стало слишком сложно поддерживать. Жанна и около 400 ее оставшихся солдат вошли в город. 23 мая 1430 года Жанна сопровождала отряд французов, который выступил из Компьеня, чтобы напасть на бургундский лагерь в Марни, к северо-востоку от города. Атака провалилась, и Жанна была взята в плен. После ее первой попытке к бегству она была переведена в замок Боревуар. Находясь там, она предприняла еще одну попытку побега, выпрыгнув из окна башни и приземлившись в сухой ров; она была ранена, но выжила. В ноябре ее перевезли в бургундский город Аррас.
Жанна была предана суду за ересь. Ее обвинили в богохульстве, когда она носила мужскую одежду, действовала на основе демонических видений и отказывалась представить свои слова и дела церкви, потому что она утверждала, что ее будут судить один лишь Бог. Публичная ересь была тяжким преступлением, в котором нераскаявшийся или рецидивирующий еретик мог быть наказан смертью. Примерно в возрасте девятнадцати лет Жанна была казнена 30 мая 1431 года. Утром ей разрешили принять причастия, несмотря на судебный процесс, требующий, чтобы они были запрещены еретикам. Затем ее отвезли на Вье-Марше(ПРИМ. - Старая рыночная площадь) в Руане, где ей публично зачитали приговор. Она должна была быть передана соответствующему органу, судебному приставу Руана, для вынесения светского приговора, но вместо этого была доставлена непосредственно англичанам и привязана к высокой оштукатуренной колонне для казни через сожжение. После ее смерти ее останки были брошены в реку Сену.
Жанна является одним из наиболее изученных людей средневековья, отчасти потому, что два судебных процесса над ней предоставили множество документов. Ее образ, менявшийся со временем, включал в себя роль спасительницы Франции, послушной дочери Римско-католической церкви и ранней феминистки.