Знакомство с философией

 Что первично? Материя или сознание? Если Вам не по себе от этого вопроса, что-ж, значит вы пришли по адресу.

Что первично? Материя или сознание? Если Вам не по себе от этого вопроса, что-ж, значит вы пришли по адресу. Все эти непонятные вопросы и еще более непонятные ответы вгоняют в тоску всех непосвященных. В целом, философия не является жизненно необходимым предметом, но как скуден разум того, кто дальше своих физиологических потребностей не способен узреть нечто большее. Конечно, думать о философии с голодным желудком и не выспавшимся - занятие так себе. Именно поэтому, многие философы - состоявшиеся в обществе люди, ведь пока не будут удовлетворены животные желания, думать о чем-то высшем не представляется возможным. А раз Вы задумались о том, для чего Вы здесь или откуда, значит, крыша над головой и сытый желудок точно при Вас. Необязательно знать философские термины чтобы мыслить о необъятном, но поддержать беседу с таким же мечтателем может быть проблематично, не зная языка предмета, о котором Вы дискутируете. Это скорее похоже на то, как 2 человека из разных стран встретились и пытаются объяснить что-то друг другу языком жестов, так как речь друг друга они не понимают, ведь один думает и изъясняется, к примеру, на китайском, а другой на итальянском. К общему знаменателю в конце концов они придут, но займет это много времени, а главное, не принесет никакого удовольствия, а философия прежде всего та наука, в которой ты должен плыть по течению бурной реки своих мыслей, попивая вино, и получать удовольствие, от того что прикоснулся к чему-то неприкасаемому. Вот Вы попробуйте выпить вино и решить задачу по математике. Вряд ли это будет хорошей идеей, но можете попробовать, если не верите. Но философия и алкоголь это то, что доктор прописал. Но ладно, шутки в сторону. Не буду долго Вас томить и приглашаю Вас построить фундамент знаний, на котором вы в последствии будете строить свой небоскреб, где мысль есть каждый отдельный этаж.

Вся философия строится на одном основном вопросе. Это отношение сознания к бытию или духа к материи. Забегая вперед, стоит сказать, что философия намного глубже и обширнее чем ответ на этот вопрос, но он является ключевым и не зная раздела философской онтологии и гносеологии, Вам будет трудно разобраться в следующих разделах.

Существуют 2 аспекта этого вопроса. Приготовьтесь, сейчас будут страшные слова.

1) Онтологический (греч. Ontos сущее, то, что существует + logos учение, наука)(это ответы на вопрос: «Что первично? Материя или сознание?». Очевидно, что в зависимости от философского течения, ответ на этот вопрос будет самый разный)

Онтологический аспект включает в себя такие течения как:

А) Монизм(только одно первоначало Материя или Сознание)

I. Материализм (первична материя, природа, бытие, материальное)

· Стихийный (наивный)

· Метафизический (механистический)

· Последовательный (диалектический)

· Непоследовательный

· Вульгарный

II. Идеализм (первично сознание, дух, идея, идеальное)

· Объективный(Первичны: Бог, мировой воля, абсолютной идея)

· Субъективный (Первично: человеческое сознание)

Б) Дуализм (2 начала)

В) Плюрализм (множество независимых начал)

2) Гносеологический (греч. gnosis знание, и logos слово) (это ответы на вопрос: «Познаваем ли мир? И что является основой познания?».)

Гносеологический аспект включает в себя такие течения как:

А) Гностицизм (гносеологический оптимизм) - уверенность в познаваемости мира

I. Эмпиризм

II. Сенсуализм

III. Рационализм

IV. Иррационализм

Б) Скептицизм (сомнение в познаваемости мира)

В) Агностицизм (гносеологический пессимизм) - уверенность в непознаваемости мира

Вообще странные люди эти философы, им лишь бы поспорить и что-то противопоставить друг другу, материалисты схлестываются с идеалистами, монисты с дуалистами и плюралистами, субъективисты с объективистами и т д. Приведенная выше классификация не затрагивает все существующие термины в философии, но она поможет в разборе каждого отдельного нового, услышанного Вами, слова. Многие течения имеют такие разветвления и трактовки, что можно отнести их к разным таксономическим группам. Вот, допустим, пантеизм. Попробуй разобраться еще, это красивая обертка атеизма или своеобразный теизм. Нужно разбираться в каждом конкретном случае отдельно, потому что не у всех философских течений есть четкие границы. Но, исходя из этой классификации, Вы можете отнести всех последователей авраамических религий (христианство, ислам, иудаизм) к объективным идеалистам, а вот уж стойкость их убеждений проверить гносеологическим аспектом. Если Ваш собеседник говорит, что знает, что Бог есть, то он объективный идеалист-гностик или теист-гностик, если сомневается, то он скептик, а если он верит, что Бог есть, но доказать и опровергнуть это утверждение невозможно, то есть он допускает, что может ошибаться, то он агностик-теист. Такими несложными логическими выводами можно разбирать разные непонятные слова и найти каждому свое место в классификации. Систематизация знания всегда дает более четкое и понятное представление, нежели просто заучить кто такие материалисты, а кто идеалисты и почему они вообще противопоставляются друг другу. Но в любом случае про каждое незнакомое слово придется собрать хотя бы минимальный багаж информации, чтобы отнести его к какой-либо группе. Надо сказать еще, что философия, как и любая другая наука развивается со временем и не стоит на месте. Изучая ее, вы увидите как менялись взгляды ведущих мыслителей от античности до современности. И многие течения, которые Вы в последствии обнаружите, покажутся вам весьма наивными и ограниченными, в силу своей устарелости и новых научных открытий.

Я умышленно не стал делать большое древо классификации и писать к каждому течению его основателя, дабы не запутать Вас. Объять необъятное все равно не получиться, а тех больших групп и их ветвей, которые я указал, будет достаточно для того, чтобы самостоятельно раскрыть каждую из них. Данная статья не претендует на звание философского канона, но как отправная точка для самостоятельного погружения в философию, самое то.