792 подписчика

Почему вам не дадут повышение без развитых софт скиллов?

Разбираемся, в чем отличие soft skills от hard, почему софты важнее, а также даем несколько рекомендаций по их развитию.

В статье найдете ответ на вопросы:

  • Что такое soft skills?
  • В чем разница между soft и hard skills?
  • Какие “софты” важно развивать?
  • Как развивать софт скиллы?
  • В каких профессиях “софты” важнее хард скиллов?

Что такое soft skills?

Soft skills (софт скиллы, гибкие навыки, мягкие навыки) — это достаточно большой перечень умений, который связан в основном с личностными качествами. “Прокаченные” софт скиллы позволяют грамотно работать в команде, лидировать процессы, проявлять инициативу и быстро адаптироваться к новым условиям. Важно заметить, что софты пригодятся в любой сфере жизни, поэтому они и называются “гибкими”.

Зачастую такие навыки ценятся больше хард скиллов (профессиональных измеримых умений), особенно на управленческих должностях. Так, в Гарварде даже провели исследование, согласно которому карьерный рост только на 15% зависит от hard skills, остальное — “мягкие” навыки.

В чем разница между soft и hard skills

Как упоминали выше, “хард” скиллы — это измеримые специализированные навыки, которые отличаются в зависимости от профессии. Например, маркетолог должен уметь анализировать ЦА, для аналитика крайне важно знать SQL, для проджект-менеджера — управляться с бюджетами, а для продакта — проводить CustDev и считать Unit-экономику.

На самом деле, большинство “хардов” освоить гораздо легче, чем “софты”, ведь можно структурировать процесс обучения, наметить план развития и измерять свой прогресс. С soft skills сложнее, так как отследить успешность прохождения како-то “блока” практически невозможно: все познается на практике “в полях” и на реальном опыте, рабочих кейсах.

Какие бывают soft skills?

Навыки общения

Это, наверно, самое важное умение не только для специалиста, но и для любого человека, ведь навык донести информацию так, чтобы собеседник тебя понял, не самый распространенный (увы!).

Сюда же можно отнести способность налаживать полезные связи, вести деловые (и не только) переговоры, считывать поведение собеседника “между строк”, общаться в переписке или по почте. Общение с помощью писем, кстати, очень пригодится в крупных компаниях с развитой корпоративной коммуникацией: по “веткам” писем можно отследить, когда были внесены правки в проект или продукт, что обсуждалось на каждой встрече и к каким результатам пришли.

Критическое и креативное мышление

Любому специалисту необходимо трезво оценивать ситуацию и принимать решения на основе вводных, так что без критического мышления и развитой логики здесь не обойтись. Также, в IT очень ценятся специалисты, способные предложить нестандартное решение, проявить находчивость.

Самоорганизация

Как мы уже сказали, софт скиллы крайне важны для управленческих должностей, то есть людей, имеющих в своем подчинении несколько сотрудников. Тем не менее, руководить процессами невозможно, если менеджер не справляется с личными задачами и выстраиванием собственной работы.

К важным умениям можно отнести грамотный тайм-менеджмент, умение концентрироваться на задачах, дисциплину и ответственность.

Умение работать в команде

В любой компании вы столкнетесь с трудностями, связанными с командной работой: нужно выстроить “здоровую” коммуникацию с коллегами, наладить процессы передачи информации внутри команды, договориться о сроках. В общем, все это достаточно трудоемко и требует особых навыков.

Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость

Умение симпатизировать коллегам, быть вежливым и дружелюбным — все это поможет вам в процессе работы. Согласитесь, работать с “токсичными” сотрудниками, не способными принимать во внимание личные границы других людей, очень сложно, поэтому крайне важно быть учтивым с коллегами — вы ведь работаете над одним делом!

С другой стороны, необходимо сказать и о стрессоустойчивости — если все же приходится коммуницировать с не совсем тактичным коллегой, не принимайте близко к сердцу. То же самое касается критики! Не впадайте в депрессию, если кто-то пришел с правками к вашему дизайну или возражает по поводу ваших идей: критика — это нормально и даже хорошо, она помогает вам расти, получать обратную связь от коллег, так что очень важно к ней прислушиваться.

Про то, как доносить критику конструктивно поговорим в одном из следующих материалов. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

“Новичкам” в soft skills следует сперва прокачать умение учиться (особенно хард скиллам, ведь к их изучению важно подходить системно), любопытство и смелость задавать даже самые глупые вопросы, инициативность — только так вы сможете продолжать расти в карьере и получать больше ответственности.

Как развивать софт скиллы?

Вопрос, конечно, не из легких, ведь мы уже выяснили, что измерять прогресс будет достаточно сложно. Вот несколько советов от Кирилла Афонина, CPO Monopoly.Online — платформы магистральных грузоперевозок.

Стоит начать с самооценки

Можно использовать простой фреймворк SWOT-анализа.

  • Впишите в матрицу, что является вашей сильной стороной, что слабой.
  • Опишите, какие видите угрозы для вашей карьеры из-за отсутствия какого-то навыка
  • Посмотрите на свой опыт со стороны: какие двери откроют имеющиеся скиллы или используемые в прошлом. Например, во время учёбы вы подрабатывали продавцом-консультантом и научились находить реальную потребность клиента. Подумайте, как эта способность может пригодиться при развитии ИТ-продукта?

Личная оценка ещё не всё — необходимо добавить объективности. Запросите обратную связь от коллег, руководителя, ваших партнёров.

Часто в компаниях проводят “Опрос 360”. В нём принимают участия те, с кем взаимодействует сотрудник, опрос содержит два блока: хард и софт скиллы.

У себя в компании, совместно с HR мы запустили такой для менеджеров продуктов. Пример результатов такого опроса в Моно:

Разбираемся, в чем отличие soft skills от hard, почему софты важнее, а также даем несколько рекомендаций по их развитию. В статье найдете ответ на вопросы: Что такое soft skills?

Он проходит раз в квартал, поэтому за время между опросами можно успеть прокачать и продемонстрировать развитие навыка, что хорошо сказывается на продуктивности сотрудников.

Его задача – дать понять, на какой навык нужно обратить внимание, а для понимания, какой скилл стоит развивать – посмотрите на разницу между самооценкой, оценкой коллег и руководителя. Если разрыв большой – есть смысл приложить усилия для его устранения, однако не для всех ролей важно иметь все навыки, прокаченные до максимума. Например, менеджеру проекта по интеграции может совсем не требоваться развитый Менторинг, но вот без аналитического и критического мышления ему не обойтись точно.

Если в компании нет такого процесса, то можно попросить коллег и руководителя пройти собственный опрос. Шаблон можно найти по ссылке.

Запомнить: оценка софтов — это тоже хард скилл.

Читать

Рекомендации по теории

Практиковаться

Часто при коммуникации нужно не только рассказать о том, что удалось сделать и каких результатов достичь, но и продать свою идею, не попадая в манипулятивные ловушки. Чтобы избежать такого можно набраться практических советов отсюда:

Чтобы закрепить теорию, на работе лидируйте собрания, вызывайтесь фасилитатором, затем проводите ретроспективные разборы как отдельных мероприятий, так недели или двух работы. Запрашивайте обратную связь у руководителя, корректируйте свое поведение на ее основе, двигаясь короткими итерациями.

Смотреть

Канал Джоя Швейцера, на котором он рассказывает о саморазвитии, чувствах и когнитивных искажениях. Помогает лучше понимать окружающих, растить эмпатию. Ссылка.

Выводы

Для роста и развития в любой специальности необходимо работать над способностью выстраивать грамотную коммуникацию с коллегами, умением работать в команде, креативным и критическим мышлением.

Софты важнее в тех профессиях, где коммуникации с клиентом, партнером или коллегой занимают большую часть рабочего дня. Например:

  • продакт-менеджер
  • менеджер проектов
  • менеджер по продажам

А уж руководители любых рангов обязаны иметь прокачанные софты, чтобы успешно развивать свой отдел, департамент и сотрудников в нём. Так что повышение без soft skills невозможно.

В курсе по продакт-менеджменту мы выделили целый блок, посвященный софт-скиллам: например, учим дизайн-мышлению, публичным выступлениям и грамотной защите проекта, работе в команде — подробности найдете в программе обучения.