После окончания Гражданской войны и иностранной военной интервенции внутреннее и международное положение молодого Советского Союза оставались очень тяжелыми. С одной стороны, по-прежнему существовала угроза контрреволюционных мятежей и нового вторжения капиталистических держав Запада на территорию страны. С другой — экономическое положение СССР было необычайно сложным. Последнее накладывало существенный отпечаток и на состояние дел в Красной Армии. Государство больше не могло содержать многомиллионную армию военного времени.
В начале 1924 года Комиссия ЦК РКП(б) во главе с Валерианом Куйбышевым и Сергеем Гусевым, проинспектировав советские Вооруженные Силы, сделала вывод, что в существующем виде они фактически небоеспособны. В феврале пленум партии принял решение о проведении в стране полномасштабной военной реформы, осуществление которой возлагалось на Революционный Военный Совет (РВС) СССР во главе со Львом Троцким. Впрочем, проведение реформы тормозилось острой внутрипартийной борьбой, обострившейся после смерти Ленина. В нее оказалась втянута и военная верхушка. 26 января 1925 года Троцкого сменил Михаил Фрунзе, ставший председателем Реввоенсовета СССР и одновременно народным комиссаром по военным и морским делам.
Итак, главными направлениями Военной реформы должны были стать: переход к смешанной системе комплектования Вооруженных Сил (сочетание кадровой системы с территориально-милиционной) и единоначалию; реорганизация системы подготовки военных кадров; перестройка аппарата военного управления; изменение структуры и системы работы органов военного тыла.
Введение смешанной системы комплектования РККА, несмотря на определённые недостатки (главные из которых – недостаточная боевая подготовка территориально-милиционных формирований), позволило иметь в десять раз меньшую армию (с, соответственно, меньшими затратами на ее содержание). Подобная армия обеспечивала безопасность страны в мирное время, а в случае войны власти планировали быстро мобилизовать крупные военные силы. С другой стороны, СССР получал возможность без длительного отрыва трудящихся от производства (два-три месяца в год) охватить военным обучением большое количество военнообязанных. Все это было особенно целесообразно в условиях восстановления разорённого войной народного хозяйства.
Закон СССР «Об обязательной военной службе», принятый 18 сентября 1925 года, юридически закрепил переход к строительству армии и флота на смешанной основе. Он устанавливал всеобщую обязательную военную службу (включая 2-летнюю допризывную подготовку) советских граждан мужского пола с 19 до 40 лет: 2–4 года в частях кадровой армии; учебные сборы продолжительностью 8–12 месяцев за 5 лет – в территориальных частях.
Серьёзную перестройку и сокращение претерпели все звенья органов военного управления. Был значительно обновлён состав РВС СССР, должность Главнокомандующего была упразднена. Политическое управление РВС было преобразовано в Политическое управление РККА во главе с членом ЦК правящей партии. Штаб РККА освободили от несвойственных ему функций. Отныне он был призван ведать разработкой оперативных планов обороны страны, строительством, подготовкой и обучением армии. Административные функции были возложены на Главное управление РККА, которое осуществляло руководство учётом и призывом военнообязанных, штатным устройством, комплектованием частей и соединений, службой войск, перемещением командного состава. Снабжение армии было сосредоточено в едином органе — Управлении начальника снабжения РККА. Для руководства техническими видами Вооружённых Сил (ВВС и ВМФ) были созданы соответствующие управления.
Вместо губернских военных комиссариатов были учреждены территориальные округа (губернские, корпусные, дивизионные). Первые предназначались для комплектования кадровых и территориальных формирований, последние два — для комплектования преимущественно территориальных частей. Территориальные округа объединяли функции строевого и местного управлений, а также военных отделов губернских исполкомов.
Также в ходе проведения Военной реформы была реорганизована система военно-профессионального образования, вместо 3–6-месячных курсов подготовки военных кадров была создана сеть военно-учебных заведений.
Военная реформа создала твёрдую и устойчивую войсковую организацию, осуществила переход к нормальной системе комплектования (установив один призыв военнообязанных осенью каждого года), ликвидировала текучесть красноармейского состава, улучшила хозяйственное и материальное положение частей и всех категорий военнослужащих, качественно обновила командные кадры и весь личный состав армии и флота. В ходе проведенных преобразований была усилена огневая мощь соединений Сухопутных войск, детально отработан мобилизационный план, повышено значение технических войск.
Знаете ли вы, что:
- В ходе Военной реформы произошло существенное сокращение регулярной Красной Армии, которая получила твердую штатную численность, определенную в 562 тысячи человек.
- После окончания Военной реформы на кадровом положении в РККА находились 26 стрелковых дивизий, почти вся кавалерия, технические части и ВМФ. Территориальные войска состояли из 36 стрелковых, 1 кавалерийской дивизий, полка бронепоездов, 3 национальных полков, подразделений и частей войсковой артиллерии.
- В ходе реформы была принята двухлетняя программа политического воспитания и обучения красноармейцев. В результате к концу 1925 года численность коммунистов и комсомольцев в рядах Вооруженных Сил составила 26% от их общего состава.
- После скоропостижной смерти Михаила Фрунзе председателем РВС СССР 6 ноября 1925 года был назначен Климент Ворошилов. Сторонники Троцкого были окончательно отстранены от руководства Вооруженными Силами, их место постепенно заняли выдвиженцы Сталина.
- В нашем музее истории армии и флота в межвоенный период посвящен зал №7. Представлено множество ценных экспонатов, включая письменный стол Михаила Фрунзе, награды и оружие членов РВС 20-х-30-х годов (Григория Орджоникидзе, Михаила Лашевича, Александра Мясникова), образцы вооружения и формы одежды того времени и многое другое.