В предыдущей статье мы коснулись лишь некоторых идей психоанализа.
Сам же термин консультирование, относительно «лечебных бесед», в результате которых «неприспособленные» или «растерянные люди», «неудачники или правонарушители» становятся более приспособленными и подготовленные к конструктивной встрече с жизненными реалиями, ввел в употребление Карл Роджерс в 1942 году в своей книге «Консультирование и психотерапия».
В предисловии книги К. Роджерс пишет: «Постоянно растущий интерес к проблеме человека и его адаптивной способности является, вероятно, одним из выдающихся явлений современности. Даже социальные программы военного времени нацелены на выделение основной идеи — идеи значимости личности и ее права на психологическую реабилитацию.В двадцатые годы интерес к адаптивным способностям человека был главным образом аналитическим и диагностическим. .... В психиатрии многосложные заметки превратились в тщательно разработанные диагностические формулировки. Никогда еще о человеке не знали так много! Однако с течением времени стало уделяться больше внимания динамическим процессам, с помощью которых приспособление личности проходило более успешно. Интерес исследователей сместился от диагностики к терапии, от изучения проблем человека к внедрению тех процессов, которые могли бы ему помочь [1]».
Во многих отношениях Карл Роджерс (1902 – 1987) был ключевой фигурой в развитии консультирования. Он родился и вырос в сельской общине на американском Среднем Западе в строго религиозной протестантской семье. В качестве досуга Роджерс проявил большой интерес к научному сельскому хозяйству, в возрасте 14 лет проводя собственные эксперименты на сельскохозяйственных культурах и растениях.
Он готовился стать священником и в возрасте 20 лет, готовясь к этому призванию, был делегатом конференции Всемирной студенческой христианской федерации в Китае. Знакомство с другими культурами и верованиями повлияло на то, что он отказался от жесткой религиозной ориентации своих родителей. Когда он поступил в теологический колледж, он выбрал одну из самых либеральных семинарий – Союзную теологическую семинарию.
Однако после исследования своей веры в студенческой «группе встреч», Роджерс решил сменить карьеру и начала обучение на психолога в Колумбийском университете, где он познакомился с идеями движения за прогрессивное образование, которое подчеркивало веру в свободу учиться и расти присуще каждому ребенку или ученику. Получив квалификацию клинического психолога, Роджерс работал в основном с детьми и подростками с нарушениями развития и их семьями в отделе изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. За время работы он в значительной степени выработал свой собственный отличительный подход, руководствуясь своим пониманием того, что казалось могло помочь его клиентам.
Прослеживая историю жизни Карла Роджерса мы можем увидеть, как влияние религии и науки сошлось в карьере терапевта: «Уважение к научной строгости выразилось в его участии в исследованиях, где он был одним из первых, кто делал записи сеансов терапии, и разработал широкий спектр методов для изучения аспектов процесса терапии. Влияние протестантской мысли на теорию, ориентированную на клиента, проявляется в акценте на способности каждого человека прийти к личному пониманию своей судьбы, используя чувства и интуицию, а не руководствуясь доктриной или разумом»[2].